Практические задания, задания для самостоятельной работы
Лабораторная работа №1 Определение симметрии кристаллов.
Цель работы: отработка навыка определения основных элементов симметрии кристаллических тел, как одного из диагностических признаков минералов.
Лабораторное оборудование: Набор кристаллографических моделей разных видов, сингоний и категорий.
Наглядные пособия: «Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии» - Каденская М.И., изд. Просвещение, 1976г;
« Основы кристаллографии» - Болдырев
Задание №1: определить на 5 кристаллографических моделях основные элементы симметрии: центр симметрии (С), оси симметрии (Л), плоскости симметрии (Р).
Задание №2. Составить кристаллографическую формулу модели _ в порядке: центр симметрии (С), оси симметрии (Л) – по убыванию порядка оси, плоскость симметрии (Р) и их количество.
Задание №3. Пользуясь таблицей видов симметрии (см. таблицу №2, стр.23 . «руководства.») определить вид симметрии, сингонию и категорию кристалла.
Задание №4. Пользуясь обзором простых форм кристаллов различных категорий (см. рис.21, 22, 23 на стр. 25 -27 « Руководства») определить название простой формы и дать ее зарисовку.
Дать выводы о способности описанных моделей проявлять изотропию.
Домашнее задание:
1.Вырастить самостоятельно кристалл каменной соли или медного купороса (см. «Руководство к практическим занятиям» стр.15-17.)
2.Дать зарисовку основных форм кристаллов разных категорий (рис.21-23).
3.Вычертить таблицу основных видов симметрии.(см. табл. 2 стр. 23)
Литература:
М.И.Каденская «Руководство к практическим занятиям по минералогии петрографии» стр.4 -30.
Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов « Геология». Стр. 63-6
Лабораторная работа №2. Изучение и описание основных свойств минералов классов: Самородные элементы, Галоиды, Сульфиды и сульфасоли.
Цель работы: ознакомление с основными представителями и разновидностями минералов данных классов, изучение степени распространения их в земной коре и степени экологического воздействия на окружающую природу.
Наглядные пособия: 1. Коллекция минералов;
2. М.И. Каденская «Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии»;
3. Н.В.Короновский и Н.А.Ясаманов «Геология», М., Академия, 2003г.
Задание №1. Изучить и определить минералы классов «Самородные элементы», «Сульфиды и сульфасоли», «Галоиды» на образцах минералогической коллекции.
Задание №2. Составить таблицу свойств изучаемых минералов, выделив такие данные как: название минерала и его формулу, сингонию и форму кристаллов, цвет или окраску, цвет черты, блеск, излом, спайность, твердость, плотность, условия накопления в природе, химическую стойкость или способность к загрязнению среды (экологическое воздействие на окружающую среду), Используйте приложение №1 стр. 80 « Руководства»
Домашнее задание .
1.Нанести на контурную карту России крупные месторождения минералов описываемых классов.
2. Выделить зоны наиболее опасных в экологическом отношении минеральных ресурсов.
Литература:
М.И.Каденская «Руководство к практическим занятиям» стр.79 -81. приложение №1 –стр. 178-190.
Н.В.Коронвский, Н.А.Ясаманов «Геология». Стр.67-71.
Лабораторная работа №3. Изучение и описание основных свойств минералов классов Окислы и гидроокислы, Карбонаты, Сульфаты, Фосфаты и Вольфраматы.
Цель работы: Ознакомление с основными свойствами минералов, степенью распространения и экологическими особенностями минералов.
Наглядные пособия: 1. Коллекция минералов;
2. М.И.Кадденская «Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии».
3. Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов «Геология».
Задание №1.Изучить и определить минералы классов: «Окислы и гидроокислы», «Карбонаты», «Сульфаты», «Фосфаты и вольфраматы» ( работа с коллекцией)
Задание№2. Составить таблицу свойств изучаемых минералов, выделив такие особенности их как: название минерала и его формулу, сингонии и форму кристаллов. Цвет и цвет черты, блеск, характер излома и спайность, твердость, плотность, условия накопления в природе и химическую стойкость, возможность экологического воздействия на среду.
Домашнее задание:
1.Нанести на контурную карту России месторождения изучаемых минералов.
2. Зоны месторождений минералов экологически опасных выделить особым цветом.
Литература:
М.И.Каденская « Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии» стр. 81 – 87., приложение 1 стр. 190 – 205.
Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов «Геология» стр.71 -72.
Лабораторная работа №4 Изучение и описание минералов класса «Силикаты».
Цель работы: Ознакомление с основными представителями класса минералов группы «Силикаты», определение основных свойств и экологических особенностей минералов.
Наглядные пособия: 1. Коллекция минералов.
2. М.И.Каденская «Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии»
3. Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов « Геология».
Задание №1. Изучить и описать минералы класса « Силикаты» на образцах минералогической коллекции.
Задание №2. Составить таблицу свойств минералов изучаемого класса, выделив такие его особенности как: сингония и форма минералов, окраска и цвет черты, блеск, характер излома и спайность, твердость, плотность, условия образования в природе и возможные экологические особенности.
Домашнее задание:
1.Нанести на контурную карту России основные месторождения минералов, используемых для очистки масел, питьевой воды, воздуха, а также минерального сырья применяемого в строительстве.
Литература.
М.И.Каденская «Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии» стр.87 -92, приложение 1 стр.206 -221.
Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов « Геология» стр.72 -75.
Лабораторная работа №5 Изучение и описание осадочных горных пород.
Цель работы: Отработка навыка определения особенностей осадочных пород, как возможного коллектора (накопителя) вредных веществ при экологически опасных ситуациях.
Наглядные пособия:
1. Коллекция осадочных пород различного генезиса.
2. М.В Каденская « Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии»
3, Н.В.Кроновский, Н.А.Ясаманов «Геология».
Задание№1. Изучение и определение обломочных пород на образцах коллекции. Определение и описание структурно-текстурных особенностей обломочных пород влияющих на их коллекторные свойства..
Задание №2. Изучение и определение хемогенных осадочных пород. Описание структурно- текстурного строения хемогенных пород, влияющих на экологические особенности.
Задание №3. Изучение и описание образцов органогенных пород. Определение основных особенностей строения, которые оказывают влияние на изменение характера среды.
Домашнее задание.
1.Составить таблицу основных свойств, состава и строения обломочных пород.
2. Составить таблицу классификации хемогенных пород.
3. Составить таблицу классификации метаморфических пород.
Литература.
М.В.Каденская « Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии» стр.128 - 160, таблица 7, стр.139;
Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов «Геология», стр. 77 -78.
Лабораторная работа № 6. Изучение и описание магматических пород.
Цель работы: ознакомление с основными структурно- текстурными особенностями магматических пород и возможность использования их в народном хозяйстве как экологически чистого сырья.
Оборудование и наглядные пособия:Коллекция магматических пород.
М.В.Каденская « Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии»
Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов. «Геология».
Задание №1. Изучение и описание минералогического состава и структурно текстурных особенностей интрузивных магматических пород. Определение класса пород.
Задание №2. Изучение и описание минералогического состава и структурно-текстурных особенностей эффузивных магматических пород. Определение класса породы.
Домашнее задание.
1.Составитьтаблицу классификации магматических пород.
2. Дать зарисовки основных форм залегания магматических пород (согласные и несогласные).
3. Выбрать породы, используемые в народном хозяйстве как экологически чистое сырье.
Литература.
М.В. Каденская « Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии» стр.95 -128. таблица №6 , стр.126 – 127.рис.38 - 39.
Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов « Геология» стр.76 – 77.
Лабораторная работа №7 Изучение и описание метаморфических горных пород.
Цель работы: Ознакомление с минералогическим составом и структурно-текстурными особенностями метаморфических пород.
Оборудование и наглядные пособия: Коллекция метаморфических пород.
М.В.Каденская « Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии.
Н.В.Короновский, Н.А.Ясамонов «Геология».
Задание №1. Изучение образцов метаморфических пород с определением основных типов структур и текстур.
Задание№2 Определение степени метаморфизма пород (по степени изменчивости)
Домашнее задание.
1. Составить таблицу классификации метаморфических пород с выделением основных структурно-текстурных особенностей, изменчивости минералогического состава.
2. Выбрать типы метаморфических пород используемых в народном хозяйстве как экологически чистое сырье. Дать им описание.
Литература.
М.В.Каденская « Руководство к практическим занятиям по минералогии и петрографии» стр. 160 – 178, таблица 10 - 11 стр170 -177.
Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов «Геология» стр.78 – 84.
Лабораторная работа №8. Геологическая хронология.
Цель работы: 1.ознакомление с основами методов подразделения времени Земли и главными событиями геохронология.
2. отработка навыка чтения геологических карт
3. анализ изменения основных элементов внешней среды Земли в течение геологической истории
Наглядные пособия и оборудование:
Геохронологическая шкала
Стратиграфические колонки
Геологическая карта мира масштаба 1: 60 000 000.
Контурные карты мира
«Полевая геология для техника-геолога», В.Д. Войлошников Изд. «Недра»1984г.
Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов « Геология, М., Академия , 2003г.
Задание №1.На контурной карте мира показать основные элементы рельефа Земли в докембрии. Составить таблицу основных событий докембрия по следующему образцурельеф Земли; характер атмосферы; характер гидросферы; особенности органического мира.
Задание №2. На контурной карте мира показать основные элементы рельефа в палеозое, Составить таблицу особенностей развития Земли в палеозое.
Задание№3.На контурной карте мира выделить основные элементы рельефа Земли в мезозое. Составить таблицу изменения параметров среды на Земле в мезозое.
Задание№4.На контурной карте мира показать характер изменения рельефа Земли в кайнозое. Составить таблицу основных событий происходящих на Земле в кайнозое.
Домашнее задание.
1.Вычертить геохронологическую шкалу.
2. Провести анализ распределения возрастных подразделений по геологической карте мира.
Литература
1.Н.В.Короновский, Н.А.Ясаманов «Геология» стр. 85 – 140.
2. В, Д.Войлошников «Полевая геология для техников – геологов» стр.107 – 114, приложение№1, стр. 166.
Лабораторная работа № 9. Вулканы, их геологическая деятельность и экологическая роль.
Цель работы: анализ современных представлений о результатах экологического воздействия вулканической деятельности на природу Земли.
Наглядные пособия.
1.Геологическая карта мира масштаба 1:60 000 000
2. Физическая карта мира масштаба 1:60 000 000
3. Тектоническая карта мира масштаба 1:60 000 000.
4.Контурная карта мира
5. Контурная карта России
6. Короновский Н.В., Якушова А.Ф. Основы геологии
7. КороновскийН.В., Ясаманов Н.А. Геология
8. Аллисон А. Палмер Д. Геология
9. Макдональд Г. Вулканы
10. Апродов. Вулканы
Задание №1. На контурной карте мира показать зоны современной вулканической деятельности.
Задание №2. Дать таблицу основных продуктов извержения вулканов с анализом воздействия на окружающую среду. ( Жидкие, твердые, газообразные)
Задание №3. На карте мира показать зоны возможного подводного вулканизма с перспективой образования цунами.
Домашнее задание.
На карте мира показать наиболее крупные вулканы, действующие в настоящее время.
Дать зарисовку основных типов вулканических аппаратов.
Литература.
1. Короновский Н.В., Ясаманов Н.А. « Геология» стр. 366 – 391
2.Короновский Н.В., ЯкушоваА.Ф. «Основы геологии»