II. Методические рекомендации по самостоятельной работе
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОЛОГИЯ
(наименование учебной дисциплины)
для обучающихся по специальности
20.05.01 «Пожарная безопасность»
(уровень специалитета)
Методические рекомендации обсуждены и одобрены на заседании кафедры |
протокол № 7.1 от 23 марта 2016 г. |
СМК-ПР 4.4.2-49-2016
Санкт-Петербург
Троянов О.М., Панфилова Л.Н.
Экологи. Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины экология. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2016.
Методические рекомендации по самостоятельному изучению дисциплины экология разработаны в соответствии с положениями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность» (уровень специалитета). В рекомендациях учтены требования ООП ВО. Рекомендации составлены на основании рабочей программы по дисциплине «Экология».
Рекомендации предназначены для обучающихся по заочной форме обучения в Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России.
.
I. ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В третьем тысячелетии человечество вступило в эру существования, для которой характерно то, что мощь создаваемых им средств воздействия на среду обитания стала соизмеримой с природными силами планеты. Современные масштабы и темпы развития производительных сил, максимально использующих природные ресурсы во всем мире, увеличение энергонасыщенности производств, синтезирование и использование постоянно увеличивающегося количества новых материалов приводит к возрастанию давления на окружающую среду. Нарастающие негативные изменения в биосфере в большой мере связаны с чрезвычайными ситуациями техногенного характера, в том числе с пожарами. В настоящее время отчетливо видно насколько взаимосвязаны понятия экологическая, техносферная и пожарная безопасность.
В рамках подготовки по специальности 20.05.01 «Пожарная безопасность»
(уровень специалитет), цель курса «Экология» заключается в формировании обучающимися экологического мировоззрения на основе знаний особенностей сложных живых систем; ознакомление с концептуальными основами экологии как фундаментальной науки об экосистемах и биосфере; в воспитании навыков экологической культуры.
Дисциплина «Экология» (Б1.Б.10) относится к базовой части первого модуля учебного плана. Дисциплина экология обучающимися по заочной форме обучения изучается на первом курсе.
Организационными формами изучения курса являются лекции, семинарские, практические занятия и самостоятельная работа. Самостоятельная работа для заочной формы обучения является основной.
При проведении занятий используются технические средства обучения, наглядные пособия, мультимедийные демонстрации.
На изучение дисциплины отводится 72 часа (2 зачетные единицы).
Для заочной формы обучения (со сроком обучения – 6 лет) предусматривается 12 часов аудиторных занятий (лекции – 6 часов, практические занятия – 4 часа, семинарские занятия – 2 часа). На самостоятельную работу отводится 56 часов. На зачет отводится 4
Для закрепления полученных знаний обучающиеся заочной формы обучения в соответствии с учебным планом и учебной программой выполняют на первом курсе контрольную работу в форме реферата, по тематике дисциплины с учетом специфики деятельности МЧС. Контрольные работы выполняются в соответствии с требованиями методических рекомендаций по выполнению контрольных работ по дисциплине экология.
Итоговой формой контроля и заключительным этапом изучения курса «Экология» является сдача обучающимися зачёта с оценкой на первом курсе.
Распределение часов по темам приведено в тематическом плане.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по дисциплине «Экология»
для заочной формы обучения (1 курс)
общее количество часов – 72,
аудиторных занятий – 12 часов, зачет с оценкой – 4 часа,
самостоятельная работа – 56 часов
№ п.п. | Наименование разделов и тем | Всего часов | Количество часов по видам занятий | Самостоятельная работа | Материально-техническое обеспечение* | Наименование дисциплины и номера тем, которые должны быть изучены до данной | Примечание | ||||
Лекции | Семинары | Практические занятия | Интерактивные занятия | Другие виды занятий | |||||||
Основы теоретической экологии Основы прикладной экологии Основы обеспечения экологической безопасности | 4** | МП, ИС МП, ИС МП, ИС | |||||||||
Зачёт с оценкой | 4** | ||||||||||
Итого по курсу | 4** | 4** |
Примечания:
*) Материально-техническое обеспечение (МТО):
- МП — мультимедийный проектор;
- ИС — информационные слайды.
**) Занятия могут проводиться двумя преподавателями.
II. Методические рекомендации по самостоятельной работе
Приступая к изучению дисциплины «Экология», необходимо ознакомиться с настоящими методическими рекомендациями.
Самостоятельная работа предполагает самостоятельное изучение вопросов программы, обобщение и расширение информации, полученной на лекциях, определение места полученных знаний в своей будущей профессиональной деятельности.
Методическое руководство самостоятельной подготовкой обучающихся осуществляет кафедра, которая определяет задания в соответствии с бюджетом времени, предусмотренным для дисциплины.
В настоящих методических рекомендациях приводится содержание тем дисциплины, литература, вопросы для самоконтроля, тематика контрольных работ (рефератов), примерный перечень вопросов для подготовки к зачету.
Наиболее сложные темы дисциплины обучающиеся изучают на учебных занятиях, проводимых преподавателями во время сборов. На установочных занятиях по дисциплине акцентируется внимание на изучении тех тем дисциплины, которые будут изучаться самостоятельно, используя данные методические рекомендации, учебники, учебные пособия и другие учебные материалы, а так же литературные источники. Кроме того, на занятиях разъясняется порядок выполнения и оформления контрольной работы, которая выполняется в форме реферата.