Требования к профессиональным умениям аудиторов
Для успешного проведения проверок аудитор должен уметь[61]:
· тщательно готовиться перед началом проверки и перед каждым последующим ее этапом;
· проводить как начальную, так и итоговую встречу (это особенно важно для главного аудитора);
· собирать информацию без проявления агрессивности или запугивания (хороший аудитор заставляет проверяемых вести себя непринужденно);
· осуществлять сбор объективных данных с минимальной суетой, используя визуальные наблюдения, анализ выбранной документации и интервью (опрос);
· проводить опрос самых различных по уровню и рангу сотрудников организации;
· подтверждать свои выводы конкретными свидетельствами и документами (не быть голословными);
· указывать на области для беспокойства путем устных сообщений о них проверяемым при первой возможности, идентифицируя соответствующие обстоятельства, включая вовлеченных лиц, но не делая утверждения о виновности людей, а указывая на отказ процесса системы менеджмента;
· определять статус несоответствия и его серьезность с обоснованием своих утверждений перед руководством проверяемой организации;
· осуществлять подготовку письменных отчетов о несоответствии, обладающих ясностью, объективностью и непредвзятостью, таких, которые могут быть прочитаны и поняты даже человеком, не участвовавшим в проверке, через несколько месяцев и даже лет после его написания (при написании отчета не требуется красота стиля, важно, чтобы написанное было понятно другим специалистам);
· добиваться согласия и конструктивного отношения к обнаруженным несоответствиям, а также планирования реалистичных корректирующих действий и разработки графиков их осуществления (когда заполняется бланк регистрации несоответствий, представитель проверяемого подразделения расписывается в том, что он ознакомлен и согласен с выявленным несоответствием; после этого на следующей части бланка представитель подразделения должен сформулировать (составить план) и указать срок выполнения корректирующих мероприятий, а аудитор своей подписью подтверждает, что план достаточно хорош, чтобы обнаруженные несоответствия были устранены; аудитор не должен заниматься разработкой корректирующих мероприятий и графиков их проведения);
· записывать все ключевые факты, имеющие отношение к проверке, в окончательном отчете (акте), который (вместе с бланками регистрации несоответствий) войдет в постоянный протокол качества;
· пользоваться авторитетом аудитора, данным ему по должности, при решении спорных вопросов, когда не удается достичь единого мнения с проверяемыми (при практической работе явных конфликтных ситуаций бывает не так уж много).
Оценка аудитора
Оценка аудиторов и руководителей аудиторских групп должна[62] планироваться, реализовываться и регистрироваться в соответствии с процедурами по программе аудита для обеспечения получения объективных, последовательных, полных и надежных результатов[63]. Процесс оценки должен выявить необходимость в повышении профессиональных знаний и умений.
Оценка аудиторов происходит на следующих этапах[64]:
· начальное оценивание лиц, желающих стать аудиторами;
· оценивание аудиторов как части процесса формирования аудиторской группы;
· оценивание аудиторов как части процесса формирования аудиторской группы;
· постоянное оценивание характеристик аудитора с целью идентификации потребностей, необходимых для поддержания и улучшения знаний и навыков.
На рис. 4.3 показана взаимосвязь между этими стадиями оценки.
Рис.4.3. Взаимодействие этапов оценки
Процесс оценки включает четыре основных этапа.
Первый этап – идентификация личных качеств, знаний и навыков для соответствия потребностям программы аудита.
При определении требуемых знаний и навыков должно быть учтено следующее:
· размер, вид деятельности и сложность проверяемой организации;
· цели и объем программы аудита;
· требования по сертификации, регистрации и аккредитации;
· роль процесса аудита для руководства проверяемой организации;
· уровень конфиденциальности, требуемый в программе аудита;
· сложность проверяемой системы менеджмента.
Второй этап – определение критериев оценки.
Критерии могут быть количественными (такими, как время обучения и работы, количество проведенных аудитов, количество часов подготовки) или качественными (такими, как демонстрация личных качеств, знаний или проявление навыков в процессе подготовки или на рабочем месте).
Третий этап – выбор соответствующего метода оценки.
Оценка должна проводиться лицом или комиссией с использованием одного или нескольких методов, изложенных в табл. 4.2.
При использовании табл. 4.2 должно быть учтено следующее:
· предлагаемые методы представляют собой набор вариантов и не могут применяться во всех ситуациях;
· различные предлагаемые методы могут отличаться по надежности;
· как правило, для получения объективного, последовательного, полного и надежного результата следует использовать комбинацию методов.
Таблица 4.2
Методы оценки аудиторов
Метод оценки | Цель | Примеры |
Анализ записей (документов) | Проверка квалификации аудитора | Анализ записей (документов) об образовании, обучении, производственном опыте и опыте по аудиту |
Положительная и отрицательная обратная связь | Обратная связь обеспечивает данными о том, как воспринимается деятельность аудитора | Инспектирование деятельности, вопросники, резюме, рекомендации, жалобы, анализ деятельности, отзывы коллег |
Собеседование | Оценка личных качеств и навыков по умению взаимодействовать, уточнение информации и знаний по тестам и по- лучение дополнительной информации | Собеседование с глазу на глаз и по телефону |
Наблюдение | Оценка личных качеств и способности применения знаний и навыков | Ролевые игры, наблюдения в процессе аудита, деятельность на рабочем месте |
Тестирование | Оценка личных качеств и их применение | Устные и письменные экзамены, психометрические тесты |
Анализ деятельности после аудита | Получение информации там, где пря- мое наблюдение невозможно или не- приемлемо | Анализ отчета по аудиту и обсуждение с заказчиком аудита, проверяемой организацией, коллегами и с аудитором |
Четвертый этап – проведение оценки.
На этом этапе собранная информация о персонале сравнивается с критериями, установленными на втором этапе. Если персонал не соответствует критериям, то требуется дополнительные подготовка, опыт работы и/или проведение аудитов, после чего должна быть проведена повторная оценка.
Пример применения и документирования этапов процесса оценки для гипотетической программы внутреннего аудита представлен в приложении 5[65].