Понятие аудита систем менеджмента
История аудита (от лат. audire-слышать) восходит к временам Древнего Рима, когда постановления властей распространялись с помощью официальных глашатаев. Для того чтобы постановления правильно читались, каждого из них сопровождал аудитор, т.е. человек, знавший текст постановления и следивший за правильностью его воспроизведения. В начале XX века аудит получил широкое применение в финансовой деятельности. Далее применение аудита распространилось и на такие области деятельности, как менеджмент качества и экологический менеджмент. МС ИСО серии 9000 и 14000 подчеркивают значение аудита как инструмента руководства организации по сбору объективных данных и подтверждению эффективного внедрения и функционирования СМК и экологии.
Аудит является разновидностью оценки соответствия, под которой понимается деятельность, обеспечивающая доказательство того, что установленные требования, относящиеся к продукции, процессам, системам, персоналу или организации (органу), выполняются.
Сущность аудита заключается в проверке различных объектов в системах менеджмента и получении непредвзятой информации о соответствии этих объектов запланированным мероприятиям, требованиям ИСО 9001, ИСО 14001 и положениям документов организации, описывающих последовательность и содержание действий, необходимых для выполнения установленных требований.
Информация, представленная аудитом, является основой для анализа и поиска путей улучшения систем менеджмента, а также повышения результативности и эффективности систем менеджмента организаций.
Аудит – аналитическая по своему характеру работа, осуществляемая в системах менеджмента на основе рекомендаций ИСО 19011.
Аудит следует отличать от таких видов деятельности, как контроль, надзор, инспекция, а также сертификация (табл. 2).
Таблица 2 – Отличительные особенности аудита
Вид деятельности | Назначение | Цель |
Аудит системы менеджмента качества, аудит системы экологического менеджмента | Информирование руководства организации, потребителя или органа по сертификации о степени соответствия действующих систем менеджмента и их составляющих установленным требованиям, а также определение области улучшений | Обеспечение уверенности в том, что системы менеджмента соответствуют установленным требованиям, эффективно внедрены и поддерживаются в рабочем состоянии |
Контроль качества, экологический контроль | Информирование руководства организации или заинтересованной стороны о степени соответствия отдельных характеристик качества и окружающей | Обеспечение уверенности в том, что требуемые значения характеристик качества и экологии достигнуты |
Продолжение таблицы 2
среды установленным требованиям (нормам) | ||
Надзор за качеством, экологический контроль (экологический мониторинг) | Информирование руководства организации, заинтересованной стороны или органа по сертификации о степени соблюдения обязательных требований государственных органов в отношении качества продукции и охраны окружающей среды | Обеспечение уверенности в том, что ранее достигнутое соответствие качества продукции и охраны окружающей среды обязательным требованиям поддерживается |
Сертификация системы | Подтверждение компетентным органом соответствия действующих в организации систем менеджмента требованиям ИСО 9001 или ИСО 14001 | Обеспечение доверия потребителя, общества и других заинтересо-ванных сторон к деятельности организации в области качества и экологии |
Внутренний аудит систем менеджмента качества и экологии — один из ключевых процессов этих систем.
По утверждению американских специалистов, если такие составляющие систем менеджмента качества и экологии, как ответственность руководства, корректирующие и предупреждающие действия и внутренний аудит отлажены в соответствии с требованиями стандартов ИСО, то и все другие составляющие не только будут работать, но и непрерывно совершенствоваться с каждым годом.
Внутренний аудит ведется на соответствие критериям, установленным в ИСО 9001 и ИСО 14001, а также положениям внутренних документов систем менеджмента. Если такие критерии отсутствуют, то отсутствует и предмет для аудита.
Внутренний аудит как постоянная деятельность в системах менеджмента складывается из конкретных аудитов, осуществляемых в рамках определенных заданий и называемых аудиторскими проверками или просто проверками.
Основополагающим нормативным документом для проведения аудитов является национальный стандарт ГОСТ Р ИСО 19011-2003. Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента. Ниже приведены основные термины относящиеся к аудиту:
Аудит (проверка) - это систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита (проверки) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения согласованных критериев аудита (проверки).
Свидетельство аудита (проверки) – это записи, изложе-ние фактов или другой информации, связанной с критериями аудита (проверки), которая может быть перепроверена.
Критерии аудита (проверки) – это совокупность полити-ки, процедур или требований, которые применяются в виде ссылок.
Выводы (наблюдения) аудита – результат оценки собранных свидетельств аудита на соответствие критериям аудита.
Заключение по результатам аудита – выходные данные аудита, представленные аудиторской группой.
Аудитор (эксперт) – лицо, обладающее компетентностью для проведения аудита.
Аудиторская группа (комиссия) – один или несколько аудиторов, проводящих аудит, при необходимости поддержи-ваемые техническими экспертами.
Технический эксперт – лицо, предоставляющее аудиторской группе свои знания или опыт по специальному вопросу.
Программа аудита – совокупность одного или нескольких аудитов, запланированных на конкретный период времени и направленных на достижение конкретной цели.
План аудита – описание деятельности и мероприятий на достижение конкретной цели.
Область аудита – содержание и границы аудита.