Глава 1. Теоретические аспекты эколого - краеведческой работы с младшими школьниками
Содержание
Введение.............................................................................................................3
1. Теоретические аспекты эколого - краеведческой работы с младшими школьниками................................................................................................................6
1.1. Общие принципы и методология эколого-краеведческого образования младших школьников..................................................................................................6
1.2. Необходимость введения эколого-краеведческого образования.........11
1.3. Эколого-краеведческое образование в общеобразовательной школе.16
2. Опытно – экспериментальная работа по эколого - краеведческой работе с младшими школьниками........................................................................................20
2.1. Организация и проведение исследования.............................................20
2.2. Анализ полученных данных....................................................................23
Заключение.......................................................................................................27
Список использованных источников.............................................................29
Приложение
Введение
Актуальность исследования. Цель экологического воспитания – воспитание экологической культуры, которая проявляется в ответственном отношении к природе как к всеобщему условию и предпосылки материального производства, к объекту и предмету труда, естественной среде жизнедеятельности человека.
Ведущую роль в экологическом воспитании ребенка младшего школьного возраста играет школа, включающая в себя две стороны: учебную и внеучебную работу.
При правильной организации учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию у детей успешно формируется ценностная картина мира, формируется экологическое сознание – бережное отношение к окружающему миру природы, но, главное, что в процессе правильно организованного экологического образования у детей формируется стойкий интерес к природе.
Для реализации программных задач и программного содержания экологического воспитания во внеклассной работе требуется подбор разнообразных методов и форм учебного взаимодействия учащихся с учителем и объектами природы. Одной из эффективных технологий экологического воспитания является проектная деятельность.
В условиях современного экологического кризиса задачей экологического образования является доведение до сознания учеников необходимости спасения окружающей человека природы. Повышению эффективности экологического образования может способствовать усиление роли и значимости эколого-краеведческой работы.
Формирование экологических убеждений - вторая задача эколого-краеведческого образования. Доказано, что наличие у личности высокого уровня экологических знаний не ведет автоматически к выработке экологических убеждений. Формирование экологических убеждений школьников может быть осуществлено только в процессе их собственной деятельности по спасению гибнущих объектов природы, то есть организованной на местном и региональном материале. Экологическая деятельность способствует формированию экологических убеждений, перерастающих в экологическое мировоззрение.
Задачами экологического краеведения являются: знакомство учащихся с фактическим состоянием экосистем своей местности, с экологическими проблемами края и возможными путями их решения, воспитание бережного и ответственного отношения к природе края.
Отдельной, особо важной задачей является создание у школьников устойчивой мотивации к деятельности, направленной на защиту и сохранение среды обитания.
Актуальность исследуемой проблемы подтверждается исследованиями ученых И.Д. Зверева, А.Н. Захлебного, Б.Т. Лихачева, Н.М. Мамедова, Л.П. Салеевой, И.Т. Суравегиной и других, которые утверждают, что при правильной организации экологического воспитания в начальной школе могут быть сформированы у детей начальные формы бережного отношения к природе, готовность прийти на помощь растениям и животным, если они в этом нуждаются и др.
В ходе теоретического анализа работ Т.А. Бобылевой, Л.Д. Бобылевой,А.В. Миронова, А.А. Плешакова, Л.П. Салеевой и др. было выявлено, что экологическое воспитание – одно из важных направлений личностного развития детей младшего школьного возраста.
Цель работы - исследование особенностей эколого - краеведческой работы с младшими школьниками.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Рассмотреть общие принципы и методология эколого-краеведческого образования;
2. Уточнить необходимость введения эколого-краеведческого образования;
3. Охарактеризовать эколого-краеведческое образование в общеобразовательной школе;
4. Провести опытно – экспериментальную работа по эколого - краеведческой работе с младшими школьниками
Гипотеза исследования: процесс экологического воспитания младших школьников будет эффективен, если учителем будет осуществляться взаимосвязь учебной и внеклассной работы по экологическому воспитанию учащихся; использованы современные технологии воспитания младших школьников (проектной деятельности); реализован личностно-ориентированный подход к экологическому воспитанию младших школьников.
Объект исследования - младшие школьники (учащиеся третьего класса) МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №78» .
Предмет исследования - эколого - краеведческая работа.
Методической и информационной базой исследования являются труды отечественных и зарубежных ученых по данной проблематике.
В ходе исследования использовались следующие методы: анализ, дедукция, обобщение, наблюдение и ряд других.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Во введении определены актуальность исследования, сформированы цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты эколого - краеведческой работы с младшими школьниками.
Во второй главе проведена опытно – экспериментальная работа по эколого - краеведческой работе с младшими школьниками.
В заключении сделаны обобщающие выводы.
Материалы исследования рекомендуется использовать в общеобразовательных школах, а также в лицеях, колледжах при осуществлении эколого - краеведческой работы с младшими школьниками.
Глава 1. Теоретические аспекты эколого - краеведческой работы с младшими школьниками