Нормирование качества воды

Нормирование качества природных вод осуществляется в соответствии с категорией водопользования водного объекта: хозяйственно-питьевого, культурно-бытового, рыбохозяйственного назначения.

Качество природных вод подвержено антропогенному воздействию (централизованный сброс сточных вод) должно соотв. нормативам в контрольных створах, кот. располагаются в рыбохоз. водных объектах, пункте выпуска сточных вод, в др. водных объектах на 1 км. выше (в радиусе 1 км.) по течению от ближайшего пункта водопользования.

Нормируемые параметры качества воды:

· плавающие примеси (должны отсутствовать)

· взвешенные вещества

· запах, привкус, цветность

· минерализация

· кол-во растворённого кислорода и скорость его потребления

· наличие патогенных микроорганизмов (должны отсутствовать)

15. Схемы использования воды в промышленности и методы очистки сточных вод.

Очистка сточных вод:

· механические методы (процеживание, фильтрация, центрифугирование, отстаивание)

· химические методы (использование реакций осаждения, комплексообразование, окисление, восстановление)

· Физические методы (магнитная. ультрафиолетовая, вибрационная обработка, сушка, вымораживание, диализ)

· физико-химические методы (коагуляция, флокуляция, флотация, сорбция)

· биологические методы (использование специальных штамов микроорг. для окисления органических веществ в спе. сооружениях (аэротенк и биофильтр))

Схемы использования воды в промышленности:

· прямоточная

· прямоточная с последовательным изолированием

· оборотная

· замкнутая

16. Правовое и экономическое регулирование охраны вод и рационального водопользования.

Водоохранные зоны

Для каждого водного объекта на территории РБ на расстоянии 200 м – 10 км от уреза воды предусмотрены санитарно-защитные зоны или водоохранные полосы – территория с ограниченным режимом хозяйственного использования. В их пределах на глубину 30 м – 5 км от уреза воды создаются прибрежные полосы – территории со строго ограниченным режимом их использования. На этих территориях разрешено проводить работы по заужению и заселению, некоторые виды гидротехнических и мелиоративных работ, все остальные виды деятельности – при согласовании с Мин-вом прир. рес. и охр. окр. среды

17. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых. Основные пути рационального использования и охраны недр.

Минерально-сырьевые ресурсы – вещества природного, органического или неорганического происхождения, используемые в качестве сырья, материалов и энергоносителей.

По степени достоверности информации о запасах полезных ископаемых, их подразделяют на 4 группы:

· А – хорошо изученные месторождения с точно определёнными границами вполне подготовленные для разработки

· В – предварительно изученные месторождения с примерно определёнными границами и приблизительно подсчитанными запасами

· С1 – месторождения с примерно определёнными границами и запасами подсчитанными на основе экстраполяции геологических данных

· С2 – месторождения, установленные за пределами геологической разведки

По области хозяйственного применения полезных ископаемых, их объединяют в след. группы:

· топливно-энергетические ресурсы: нефть, уголь, торф, прир. газ, горючие сланцы, урановые руды

· рудные полезные ископаемые: металлические руды

· горно-химическое сырьё: сера и т.д.

· нерудные полезные ископаемые: драгоценные камни, строительные природные материалы

· гидроминеральные ресурсы: пресные, минеральные и подземные воды

Основные направления рационального использования и охраны недр

· соблюдение установленных законодательством порядка предоставления недр в пользование (Кодекс РБ о недрах от 1997 г.)

· полное и комплексное геологическое изучение недр и достоверная оценка запасов полезных ископаемых

· недопущение порчи месторожд. пол. иск. в рез-те пользования недрами

· наиболее полное извлечение основных и соответствующих полезных ископаемых и компонентов их залежей

· рациональное использование вскрышных пород

· охрана месторожд. полезн. ископаемых от бедствий природного и антропогенного характера

· разработка и использование экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья

· сокращение потерь сырья при транспортировке

· разработка научно обоснованных нормативов расхода сырья на единицу продукции

· экономические рычаги:

- планирование и финансирование мероприятий направленных на изучение и охрану недр.

- установление лимитов добычи полезных ископаемых

- установление нормативов платы и размеров платежей за добычу полезных ископаемых в пределах и сверх лимитов

- предоставление налоговых и кредитных льгот при осуществлении недроохранных мероприятий

возмещение ущерба, наносимого окр. среде и здоровью людей при нарушении недроохранного законодательства.

18. Оценка полезных ископаемых РБ.

Топливно-энергетические:

· нефть – разведано 58 нефтеносных скважин, 30 эксплуатируется. Ежегодная добыча нефти 1,4-2 млн. тонн. Промышленные запасы 35 млн. тонн

· уголь: бурый (прогнозные запасы 1,3 млрд. тонн, промышленные запасы по Жидковичскому месторождению 150 млн. тонн. Подготовлен проект разработки данного месторождения – производительность 2 млн. тонн/год); карбоновый (залегает бассейном площадью более 30 тыс. км2 на юге республики. Перспективы разработки связаны с техническим решением по комплексной разработке залежей)

· торф – промышленные запасы – 3 млрд. тонн. Запасы пригодные для использования – 240 млн. тонн. Ежегодная добыча топливного торфа – 5 млн. тонн, с/х торфа – 5 млн. тонн

· горючие сланцы – разведано 2 бассейна с прогнозными запасами 1,1 млрд. тонн. Наиболее перспективен для разработки Сожский бассейн

Рудные:

· железные руды – природные запасы по Новосёлковскому и Околовскому месторождениям более 300 млн. тонн. В настоящее время осущ. поиск залежей с благопр. геологич. условиями для разработки

Горно-химическое сырьё:

· калийные соли – располагаются на территории 19 тыс. км2? на глубины до 2,5 км. Прогнозные запасы более 80 млрд. тонн, промышленные – 7 млрд. тонн. Ежегодная добыча порядка 15 млн. тонн.

· каменные соли – залегает на юге республики на площади более 25 тыс. км 2. Мощность залежей более 3 км. Прогнозные запасы 22 млрд./год. Ежегодная добыча 0,3 млн./год

· фосфориды – фосфоридоносный бассейн находится на юге республики. Прогнозные запасы 11 млрд. тонн, осуществляется поиск залежей, перспективных для разработки.

Нерудные: в РБ добываются строительные природные материалы: строительный камень, цементное сырьё, доломиты, мел, стекольный и формовочный песок, строительный песок и песчано-гравийные смеси, глинистое сырьё для производства кирпича и лёгких заполнителей.

Гидроминеральные: в РБ разведано 78 источников минеральной воды, эксплуатируется 58. В зоне Полесского прогибы найдены залежи рассола, солёность 300 гр. соли на метр. Объём залежи 2000 км2 (йод, бор, бром, калий, магний)

19. Эколого-экономические проблемы землепользования. Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов.

Площадь РБ 20759,6 тыс. га. Из них 45% - с/х земли, 40% - леса и лесопокрытые земли, 4,6% - болота, 2,3% - водная территория, 4,1% - территория под промышленными объектами и коммуникации, дороги, 1,8% - населённые пункты и прочие земли.

Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов:

· загрязнение – в рез-те размещения отходов производства и потребления (22 млн. т./год + 2 млн.т./год), размещение вскрышных пород при добыче полезных ископаемых, внесение удобрений, ядохимикатов в с/х и выпадение из атмосферы загрязняющих веществ, образующихся в промышленном, коммунально-бытовом и транспортном секторах экономики

· закисление и засоление

· деградация и нарушение

· эрозия (механическое разрушение почвы) водная и ветровая

· опустынивание и заболачивание

· изменение рельефа и нарушение прир. ландшафтов

20. Основные направления восстановления и охраны земель. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального землепользования.

Осн. направления охраны земельных ресурсов:

· улучшение использования земельного фонда в рамках с/х

· ограничение воздействия на земельные ресурсы несельскохозяйственных отраслей

· учёт и оценка всех земельных угодий

· рациональное использование земель в несельскохоз. секторе с учётом их кадастровой стоимости

· рекультивация эрозированных, нарушенных и загрязнённых земель

Правовая оценка земель в соответствии с земельным кодексом 2006 г.:

· экономическое стимулирование рационального землепользования, включающее планирование и финансирование работ по учёту оценки и рекультивации земель

· установление нормативов платежей за пользование земельными ресурсами

· освобождение от платежей в период с/х освоения земель

· предоставление кредитных и налоговых льгот при осуществлении землеохранных мероприятий и производстве экологически чистой продукции

· возмещение ущерба, возникающего в рез-те землеохранного законодательства

21. Эколого-экономическое значение лесных ресурсов. Характеристика лесных ресурсов республики.

Животный мир республики представлен 457 видами позвоночных и более чем 25 тыс. видами беспозвоночных. В Кр. Книге 93 вида позвоночных и 75 видов беспозвоночных.

Растительный мир РБ представлен 1680 видами высших сосудистых (трава) и более 4000 видов лишайников, мхов, водорослей и грибов. Более 7000 видов микрофлоры из них 2/4 в Кр. Книге.

Леса в РБ выполняют экологические (климатообразующие, гидрологические, биологические, энергетические, почвенноохранные, санитарно-оздоровительные) и хозяйственные (источник получения пищевых, древесных, кормовых, охотничьих и лекарственных ресурсов) функции.

Функции лесов.

Все леса РБ в зависимости от выполняемых ф-ций разделены на 2 группы: леса, выполняющие экологические функции (45%), и леса, выполняющие экологические и хозяйственные функции.

В лесах РБ запасы древесины 1,1 млрд. м3, промышленные 50 млн. м3 из них разрабатывается всего 10 млн. м3.

Видовой состав лесов: 64% - хвойные, 3% - твёрдолиственные, 33% - мягколиственные.

Возрастная структура лесов: 37% - молодняки (до 12-15 лет), 14% - преспивающие, 40% - средневозрастные, 9% - перестойные

22. Основные направления охраны и рационального использования лесных ресурсов. Особо охраняемые природные территории Беларуси и их функции.

Основные направления охраны биологических ресурсов:

· лесовосстановление и повышение продуктивности лесов

· борьба с лесными пожарами и защита лесов от вредителей

· сохранение биологической разнообразности и расширение площади особо охраняемых территорий (2 заповедника, 4 нац. парка и более 1500 заказников и памятников природы). Рбщая площадь 7% территории РБ

· резервирование территорий для нужд ткризма и отдыха

· нормативно-правовая охрана биологических ресурсов в соответствии с лесным кодексом и законами об охране растительного и животного мира

· экономическое регулирование рационального использования биологич. рес., включающее бюджетное финансирование лесного хозяйства и создание специального фонда за счёт средств получаемых по лесным торгам и аукционам и взимаемых штрафов

23. Хозяйственный механизм природопользования.

Экономика природопользования – отраслевое направление в экономической науке, изучающее эколого-экономические отношения возникающие в обществе по поводу использования природных ресурсов, и хозяйственный механизм природопользования (ХМП)

ХМП – система форм и методов регулирования процессов прородопользования, направленных на ресурсосбережение, ресурсовосстановление, ресурсообеспечение экономики и сохранение среды жизни человека

Структура ХМП:

· организация управления сферой природопользования и охраны окр. среды

· эколого-экономическое планирование и прогнозирование

· правовая охрана экологической сферы

· экологическое нормирование

· наблюдение, учёт и контроль в сфере природопользования

· экологический аудит и сертификация

· гос. экологическая экспертиза и паспортизация

· финансирование и инвестирование природоохранного сектора

24. Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.

25. Основные принципы "Концепции государственной политики РБ в области охраны окружающей среды".

Осн. принципы управления сферой природопользования изложены в "Концепции гос. политики РБ в области охраны окр. среды":

· гос. собственность на все виды природных ресурсов, предусм. возможность их передачи в постоянное или временное пользование

· охрана окр. среды, объектов живой и неживой природы на всей терр. РБ в сочетании с особо охр. территориями

· законодательно-обеспеченная, финансируемая из гос. бюджета система гос. контроля за состоянием окр. среды, охраной и использованием прир. рес.

· законно-обеспеченная система гос. экономической экспертизы и паспортизации, проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хоз. объектов

· привлечение к делу охраны окр. среды широких слоёв населения, общественных организаций и движений

· экономический механизм природопользования включающий платность природопользования и налоговые и кредитные льготы за природоохранную деятельность

· система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при обязательном возмещении ущерба, нанесённого здоровью людей и окр. среде

· совершенствование законодательной базы и системы возмещения потерь на национальном и международном уровне

· участие в решении глобальных экономических проблем, в том числе охране озонового слоя, охране биологич. разнообразия, предотвращение антропогенного изменения климата, регламентации торговли редкими и исчезающими видами растений и животных

26. Административное и экономическое управление природопользованием.

Управление природопользованием – деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охране окр. среды и обеспечению законности эколого-экономических отношений

Механизм управления природопользованием объединяет принципы, методы, организационные структуры и функции.

Наши рекомендации