Нормирование качества воды
Нормирование качества природных вод осуществляется в соответствии с категорией водопользования водного объекта: хозяйственно-питьевого, культурно-бытового, рыбохозяйственного назначения.
Качество природных вод подвержено антропогенному воздействию (централизованный сброс сточных вод) должно соотв. нормативам в контрольных створах, кот. располагаются в рыбохоз. водных объектах, пункте выпуска сточных вод, в др. водных объектах на 1 км. выше (в радиусе 1 км.) по течению от ближайшего пункта водопользования.
Нормируемые параметры качества воды:
· плавающие примеси (должны отсутствовать)
· взвешенные вещества
· запах, привкус, цветность
· минерализация
· кол-во растворённого кислорода и скорость его потребления
· наличие патогенных микроорганизмов (должны отсутствовать)
15. Схемы использования воды в промышленности и методы очистки сточных вод.
Очистка сточных вод:
· механические методы (процеживание, фильтрация, центрифугирование, отстаивание)
· химические методы (использование реакций осаждения, комплексообразование, окисление, восстановление)
· Физические методы (магнитная. ультрафиолетовая, вибрационная обработка, сушка, вымораживание, диализ)
· физико-химические методы (коагуляция, флокуляция, флотация, сорбция)
· биологические методы (использование специальных штамов микроорг. для окисления органических веществ в спе. сооружениях (аэротенк и биофильтр))
Схемы использования воды в промышленности:
· прямоточная
· прямоточная с последовательным изолированием
· оборотная
· замкнутая
16. Правовое и экономическое регулирование охраны вод и рационального водопользования.
Водоохранные зоны
Для каждого водного объекта на территории РБ на расстоянии 200 м – 10 км от уреза воды предусмотрены санитарно-защитные зоны или водоохранные полосы – территория с ограниченным режимом хозяйственного использования. В их пределах на глубину 30 м – 5 км от уреза воды создаются прибрежные полосы – территории со строго ограниченным режимом их использования. На этих территориях разрешено проводить работы по заужению и заселению, некоторые виды гидротехнических и мелиоративных работ, все остальные виды деятельности – при согласовании с Мин-вом прир. рес. и охр. окр. среды
17. Общая характеристика и классификация полезных ископаемых. Основные пути рационального использования и охраны недр.
Минерально-сырьевые ресурсы – вещества природного, органического или неорганического происхождения, используемые в качестве сырья, материалов и энергоносителей.
По степени достоверности информации о запасах полезных ископаемых, их подразделяют на 4 группы:
· А – хорошо изученные месторождения с точно определёнными границами вполне подготовленные для разработки
· В – предварительно изученные месторождения с примерно определёнными границами и приблизительно подсчитанными запасами
· С1 – месторождения с примерно определёнными границами и запасами подсчитанными на основе экстраполяции геологических данных
· С2 – месторождения, установленные за пределами геологической разведки
По области хозяйственного применения полезных ископаемых, их объединяют в след. группы:
· топливно-энергетические ресурсы: нефть, уголь, торф, прир. газ, горючие сланцы, урановые руды
· рудные полезные ископаемые: металлические руды
· горно-химическое сырьё: сера и т.д.
· нерудные полезные ископаемые: драгоценные камни, строительные природные материалы
· гидроминеральные ресурсы: пресные, минеральные и подземные воды
Основные направления рационального использования и охраны недр
· соблюдение установленных законодательством порядка предоставления недр в пользование (Кодекс РБ о недрах от 1997 г.)
· полное и комплексное геологическое изучение недр и достоверная оценка запасов полезных ископаемых
· недопущение порчи месторожд. пол. иск. в рез-те пользования недрами
· наиболее полное извлечение основных и соответствующих полезных ископаемых и компонентов их залежей
· рациональное использование вскрышных пород
· охрана месторожд. полезн. ископаемых от бедствий природного и антропогенного характера
· разработка и использование экологически безопасных и экономически эффективных технологий добычи, переработки и использования минерального сырья
· сокращение потерь сырья при транспортировке
· разработка научно обоснованных нормативов расхода сырья на единицу продукции
· экономические рычаги:
- планирование и финансирование мероприятий направленных на изучение и охрану недр.
- установление лимитов добычи полезных ископаемых
- установление нормативов платы и размеров платежей за добычу полезных ископаемых в пределах и сверх лимитов
- предоставление налоговых и кредитных льгот при осуществлении недроохранных мероприятий
возмещение ущерба, наносимого окр. среде и здоровью людей при нарушении недроохранного законодательства.
18. Оценка полезных ископаемых РБ.
Топливно-энергетические:
· нефть – разведано 58 нефтеносных скважин, 30 эксплуатируется. Ежегодная добыча нефти 1,4-2 млн. тонн. Промышленные запасы 35 млн. тонн
· уголь: бурый (прогнозные запасы 1,3 млрд. тонн, промышленные запасы по Жидковичскому месторождению 150 млн. тонн. Подготовлен проект разработки данного месторождения – производительность 2 млн. тонн/год); карбоновый (залегает бассейном площадью более 30 тыс. км2 на юге республики. Перспективы разработки связаны с техническим решением по комплексной разработке залежей)
· торф – промышленные запасы – 3 млрд. тонн. Запасы пригодные для использования – 240 млн. тонн. Ежегодная добыча топливного торфа – 5 млн. тонн, с/х торфа – 5 млн. тонн
· горючие сланцы – разведано 2 бассейна с прогнозными запасами 1,1 млрд. тонн. Наиболее перспективен для разработки Сожский бассейн
Рудные:
· железные руды – природные запасы по Новосёлковскому и Околовскому месторождениям более 300 млн. тонн. В настоящее время осущ. поиск залежей с благопр. геологич. условиями для разработки
Горно-химическое сырьё:
· калийные соли – располагаются на территории 19 тыс. км2? на глубины до 2,5 км. Прогнозные запасы более 80 млрд. тонн, промышленные – 7 млрд. тонн. Ежегодная добыча порядка 15 млн. тонн.
· каменные соли – залегает на юге республики на площади более 25 тыс. км 2. Мощность залежей более 3 км. Прогнозные запасы 22 млрд./год. Ежегодная добыча 0,3 млн./год
· фосфориды – фосфоридоносный бассейн находится на юге республики. Прогнозные запасы 11 млрд. тонн, осуществляется поиск залежей, перспективных для разработки.
Нерудные: в РБ добываются строительные природные материалы: строительный камень, цементное сырьё, доломиты, мел, стекольный и формовочный песок, строительный песок и песчано-гравийные смеси, глинистое сырьё для производства кирпича и лёгких заполнителей.
Гидроминеральные: в РБ разведано 78 источников минеральной воды, эксплуатируется 58. В зоне Полесского прогибы найдены залежи рассола, солёность 300 гр. соли на метр. Объём залежи 2000 км2 (йод, бор, бром, калий, магний)
19. Эколого-экономические проблемы землепользования. Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов.
Площадь РБ 20759,6 тыс. га. Из них 45% - с/х земли, 40% - леса и лесопокрытые земли, 4,6% - болота, 2,3% - водная территория, 4,1% - территория под промышленными объектами и коммуникации, дороги, 1,8% - населённые пункты и прочие земли.
Неблагоприятные последствия использования земельных ресурсов:
· загрязнение – в рез-те размещения отходов производства и потребления (22 млн. т./год + 2 млн.т./год), размещение вскрышных пород при добыче полезных ископаемых, внесение удобрений, ядохимикатов в с/х и выпадение из атмосферы загрязняющих веществ, образующихся в промышленном, коммунально-бытовом и транспортном секторах экономики
· закисление и засоление
· деградация и нарушение
· эрозия (механическое разрушение почвы) водная и ветровая
· опустынивание и заболачивание
· изменение рельефа и нарушение прир. ландшафтов
20. Основные направления восстановления и охраны земель. Нормативно-правовое и экономическое регулирование рационального землепользования.
Осн. направления охраны земельных ресурсов:
· улучшение использования земельного фонда в рамках с/х
· ограничение воздействия на земельные ресурсы несельскохозяйственных отраслей
· учёт и оценка всех земельных угодий
· рациональное использование земель в несельскохоз. секторе с учётом их кадастровой стоимости
· рекультивация эрозированных, нарушенных и загрязнённых земель
Правовая оценка земель в соответствии с земельным кодексом 2006 г.:
· экономическое стимулирование рационального землепользования, включающее планирование и финансирование работ по учёту оценки и рекультивации земель
· установление нормативов платежей за пользование земельными ресурсами
· освобождение от платежей в период с/х освоения земель
· предоставление кредитных и налоговых льгот при осуществлении землеохранных мероприятий и производстве экологически чистой продукции
· возмещение ущерба, возникающего в рез-те землеохранного законодательства
21. Эколого-экономическое значение лесных ресурсов. Характеристика лесных ресурсов республики.
Животный мир республики представлен 457 видами позвоночных и более чем 25 тыс. видами беспозвоночных. В Кр. Книге 93 вида позвоночных и 75 видов беспозвоночных.
Растительный мир РБ представлен 1680 видами высших сосудистых (трава) и более 4000 видов лишайников, мхов, водорослей и грибов. Более 7000 видов микрофлоры из них 2/4 в Кр. Книге.
Леса в РБ выполняют экологические (климатообразующие, гидрологические, биологические, энергетические, почвенноохранные, санитарно-оздоровительные) и хозяйственные (источник получения пищевых, древесных, кормовых, охотничьих и лекарственных ресурсов) функции.
Функции лесов.
Все леса РБ в зависимости от выполняемых ф-ций разделены на 2 группы: леса, выполняющие экологические функции (45%), и леса, выполняющие экологические и хозяйственные функции.
В лесах РБ запасы древесины 1,1 млрд. м3, промышленные 50 млн. м3 из них разрабатывается всего 10 млн. м3.
Видовой состав лесов: 64% - хвойные, 3% - твёрдолиственные, 33% - мягколиственные.
Возрастная структура лесов: 37% - молодняки (до 12-15 лет), 14% - преспивающие, 40% - средневозрастные, 9% - перестойные
22. Основные направления охраны и рационального использования лесных ресурсов. Особо охраняемые природные территории Беларуси и их функции.
Основные направления охраны биологических ресурсов:
· лесовосстановление и повышение продуктивности лесов
· борьба с лесными пожарами и защита лесов от вредителей
· сохранение биологической разнообразности и расширение площади особо охраняемых территорий (2 заповедника, 4 нац. парка и более 1500 заказников и памятников природы). Рбщая площадь 7% территории РБ
· резервирование территорий для нужд ткризма и отдыха
· нормативно-правовая охрана биологических ресурсов в соответствии с лесным кодексом и законами об охране растительного и животного мира
· экономическое регулирование рационального использования биологич. рес., включающее бюджетное финансирование лесного хозяйства и создание специального фонда за счёт средств получаемых по лесным торгам и аукционам и взимаемых штрафов
23. Хозяйственный механизм природопользования.
Экономика природопользования – отраслевое направление в экономической науке, изучающее эколого-экономические отношения возникающие в обществе по поводу использования природных ресурсов, и хозяйственный механизм природопользования (ХМП)
ХМП – система форм и методов регулирования процессов прородопользования, направленных на ресурсосбережение, ресурсовосстановление, ресурсообеспечение экономики и сохранение среды жизни человека
Структура ХМП:
· организация управления сферой природопользования и охраны окр. среды
· эколого-экономическое планирование и прогнозирование
· правовая охрана экологической сферы
· экологическое нормирование
· наблюдение, учёт и контроль в сфере природопользования
· экологический аудит и сертификация
· гос. экологическая экспертиза и паспортизация
· финансирование и инвестирование природоохранного сектора
24. Эколого-экономическое прогнозирование и планирование.
25. Основные принципы "Концепции государственной политики РБ в области охраны окружающей среды".
Осн. принципы управления сферой природопользования изложены в "Концепции гос. политики РБ в области охраны окр. среды":
· гос. собственность на все виды природных ресурсов, предусм. возможность их передачи в постоянное или временное пользование
· охрана окр. среды, объектов живой и неживой природы на всей терр. РБ в сочетании с особо охр. территориями
· законодательно-обеспеченная, финансируемая из гос. бюджета система гос. контроля за состоянием окр. среды, охраной и использованием прир. рес.
· законно-обеспеченная система гос. экономической экспертизы и паспортизации, проектируемых, строящихся и эксплуатируемых хоз. объектов
· привлечение к делу охраны окр. среды широких слоёв населения, общественных организаций и движений
· экономический механизм природопользования включающий платность природопользования и налоговые и кредитные льготы за природоохранную деятельность
· система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при обязательном возмещении ущерба, нанесённого здоровью людей и окр. среде
· совершенствование законодательной базы и системы возмещения потерь на национальном и международном уровне
· участие в решении глобальных экономических проблем, в том числе охране озонового слоя, охране биологич. разнообразия, предотвращение антропогенного изменения климата, регламентации торговли редкими и исчезающими видами растений и животных
26. Административное и экономическое управление природопользованием.
Управление природопользованием – деятельность государства по организации рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, охране окр. среды и обеспечению законности эколого-экономических отношений
Механизм управления природопользованием объединяет принципы, методы, организационные структуры и функции.