Тема 1 Предмет, задачи и структура современной экологии как науки

О.Н. БУТАКОВА

Учебно-методический комплекс по дисциплине ЭКОЛОГИЯ

для специальностей экономического профиля

(на базе основного общего образования)

НОВОСИБИРСК

Аннотация

Учебное пособие по дисциплине ЭКОЛОГИЯ предназначено для студентов 1 курса, его содержание полностью соответствует содержанию Государственных образовательных стандартов и примерной программой дисциплины «Экология» одобренной Министерством Образования Российской Федерации в 2002 году.

В пособии представлены: требования к минимуму знаний, умений и компетенций по дисциплине, рабочая программа, содержание лекций, вопросов самоконтроля по темам и разделам, список рекомендуемой литературы, а также глоссарий и задания итогового тестового контроля. Кроме этого, по темам «Популяция», «Экосистема» представлены экологические задачи и ситуации и алгоритмы их решения.

Данное учебное пособие может быть использовано как при очной так и при заочной формах обучения, поскольку представляет целостное, систематизированное предъявление как содержательного так и методического материалов и предоставляет студенту не только возможность ознакомиться с содержанием реализуемой дисциплины, но и используя материалы самоконтроля, откорректировать качество изучения материала.

Требования к минимуму знаний в соответствии с ГОС 2002 года

в области экологии:

-иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;

-иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах
возникновения экологического кризиса;

-иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей
среды;

-иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.

I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс "Экология" введен в программу базового образования в средних специальных учебных заведениях в связи с потребностью формирования у подрастающего поколения нового мировоззрения, новой системы ценностей во взаимоотношениях природы и человека. Современный этап развития человечества - это эпоха экологического кризиса, когда обострены противоречия между природой и челове­ком. Знание экологических закономерностей становится необходимостью для всей деятельности человека, а экологическое образование и воспитание молодежи приобретают статус социального заказа обще­ства педагогической науке и практике.

Курс "Экология" синтезирует знания различных наук: биологии, географии, физики, химии, истории и др. при рассмотрении тех или иных проблемных экологических ситуаций, укрепляя межпредметные связи. Рабочая программа по экологии разработана для Бизнес - колледжа НГУЭУ и составлена в соответствии с ГОС и примерной программой дисциплины «Экология» одобренной Министерством Образования Российской Федерации в 2002 году.

Обучение в Бизнес - колледже осуществляется на базе основного общего образования и предназначено для дальнейшего углубления и расширения знаний по экологии, полученных студентами в основной школе.

Программа направлена на овладение студентами научных основ экологии, изучение взаимосвязей живых организмов с окружающей средой и друг с другом.

В курсе рассматривается сущность экологических процессов поддерживающих биологическое разнообразие на планете и обеспечивающих устойчивое, саморегулируемое равновесие в биосфере, позволяющее сохранять жизнь на Земле.

Программа состоит из двух разделов.

Первый раздел — «Основы экологии» рассматривает за­кономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей социо-природной средой, механизмы, обеспечивающие устойчивость попу­ляций и экологических систем разных типов.

Второй раздел – «Рациональное природопользование» посвя­щен изучению экологических закономерностей основ рационального природопользования и охраны природы. Этот раздел ориентирует студентов на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую сохранению природных ресурсов.

В каждом разделе определен перечень тем, рекомендованных для изучения. По каждой учебной теме приводятся обобщенные требования к знаниям и умениям студентов.

Учитывая факт, что Бизнес-колледж относится к социально-экономическому профилю, а также компьютеризацию образования, возможно при проведении занятий использовать мультимедийные средства обучения.

Программа предусматривает 6 часов аудиторной нагрузки.

По наиболее важным темам предусмотрена самостоятельная работа студентов.

I Тематический план (для заочного обучения)

    Наименование разделов и тем Макс. Нагрузка, час   Количество аудиторных часов при заочной форме обучения   Самостоятельная работа студента
Всего Лабораторные занятия
Раздел 1. Основы экологии.        
Тема 1 Предмет, задачи и проблемы экологии как науки.    
Тема 2 Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания.  
Основные среды жизни.        
2.1 Наземно-воздушная среда. Атмосфера.    
2.2 Водная среда обитания. Вода в природе.    
2.3 Почва как среда обитания.    
Тема 3 Популяции, их структура и экологические характеристики.  
Тема 4 Экосистемы. Биогеоценоз.  
4.1 Структура и типы экосистем.    
4.2 Взаимоотношения организмов в экосистемах. Экологическое равновесие.    
4.3 Автотрофные экосистемы. Агроэкосистемы, их загрязнение.    
4.4 Городские и промышленные экосистемы. Народонаселение.    
Тема 5 Образ жизни и окружающая среда. Экологические аспекты здоровья человека.  
6.1 Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека.    
6.2 Общие проблемы адаптации человека. Адаптивные биологические ритмы организмов.  
Тема 6 Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере.    
Раздел 2 Рациональное природопользование.    
Тема 1 Научные основы и принципы рационального приро- допользования. Перспективы развития энергетики.  
Тема 2 Охрана окружающей среды. Охрана животного и растительного мира. Красная книга. Использование ресурсов Мирового океана. Рациональное использование и охрана лесов.      
Тема 3 Правовые и социальные аспекты экологии.    
3.1 Экологическое право. Государственный контроль за состоянием окружающей среды.    
3.2 Экологический мониторинг.    
Всего по дисциплине.  

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

дисциплины «Экология» (очное обучение)

    Наименование разделов и тем   Максимальная учебная нагрузка студента, час Количество аудиторных часов при очной форме обучения Практическая работа Самостоятельная работа студента (кол-во часов) вид работы
Раздел 1 Основы экологии    
Тема 1. Современные представления об экологии, ее структура. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки.      
Тема 2. Основные среды жизни.    
2.1. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Соответствие между организмом и средой их обитания.      
2.2. Наземно-воздушная среда обитания. Атмосфера.        
2.3. Водная среда обитания. Вода в природе.        
2.4. Почва как среда обитания.        
Тема 3. Популяции, их структура и экологические характеристики    
Тема 4. Экосистемы. Биогеоценоз      
4.1. Структура и типы экосистем        
4.2. Взаимоотношения организмов в экосистемах. Экологическое равновесие.        
4.3. Автотрофные экосистемы. Агроэкосистемы, их загрязнения.        
4.4. Городские и промышленные экосистемы. Народонаселение.        
Тема 5. Образ жизни и окружающая среда. Экологические аспекты здоровья человека.    
5.1. Физические факторы загрязнения (влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека.        
5.2. Общие проблемы адаптации человека. Адаптивные биологические ритмы организмов.    
Тема 6. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере.      
Контрольная работа      
Раздел 2 Рациональное природопользование    
Тема 1. Научные основы и принципы рационального природопользования. Перспективы развития энергетики.    
Тема 2. Охрана окружающей среды    
2.1. Биоразнообразие и охрана животного и растительного мира.      
2.2. Использование ресурсов Мирового океана.        
2.3. Рациональное использование и охрана лесов.      
Тема 3. Правовые и социальные аспекты экологии.      
3.1. Экологическое право.        
3.2. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг.        
Всего по дисциплине:    

Раздел I Основы экологии.

Тема 1 Предмет, задачи и структура современной экологии как науки.

В результате изучения темы студенты должны:

знать об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, законы Барри Коммонера; методы экологических исследо­ваний.

уметь определять место человека как биологического орга­низма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмеша­тельства человека в существующее в природе равновесие.

История взаимодействия человека и природы; актуальность экологических проблем в современном мире. Структура и содержание современной экологии.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое экология?

2. Структура и содержание экологии?

3 Значение экологии для современного развития человека.

Наши рекомендации