Тема 1 Предмет, задачи и структура современной экологии как науки
О.Н. БУТАКОВА
Учебно-методический комплекс по дисциплине ЭКОЛОГИЯ
для специальностей экономического профиля
(на базе основного общего образования)
НОВОСИБИРСК
Аннотация
Учебное пособие по дисциплине ЭКОЛОГИЯ предназначено для студентов 1 курса, его содержание полностью соответствует содержанию Государственных образовательных стандартов и примерной программой дисциплины «Экология» одобренной Министерством Образования Российской Федерации в 2002 году.
В пособии представлены: требования к минимуму знаний, умений и компетенций по дисциплине, рабочая программа, содержание лекций, вопросов самоконтроля по темам и разделам, список рекомендуемой литературы, а также глоссарий и задания итогового тестового контроля. Кроме этого, по темам «Популяция», «Экосистема» представлены экологические задачи и ситуации и алгоритмы их решения.
Данное учебное пособие может быть использовано как при очной так и при заочной формах обучения, поскольку представляет целостное, систематизированное предъявление как содержательного так и методического материалов и предоставляет студенту не только возможность ознакомиться с содержанием реализуемой дисциплины, но и используя материалы самоконтроля, откорректировать качество изучения материала.
Требования к минимуму знаний в соответствии с ГОС 2002 года
в области экологии:
-иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
-иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах
возникновения экологического кризиса;
-иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей
среды;
-иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.
I. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс "Экология" введен в программу базового образования в средних специальных учебных заведениях в связи с потребностью формирования у подрастающего поколения нового мировоззрения, новой системы ценностей во взаимоотношениях природы и человека. Современный этап развития человечества - это эпоха экологического кризиса, когда обострены противоречия между природой и человеком. Знание экологических закономерностей становится необходимостью для всей деятельности человека, а экологическое образование и воспитание молодежи приобретают статус социального заказа общества педагогической науке и практике.
Курс "Экология" синтезирует знания различных наук: биологии, географии, физики, химии, истории и др. при рассмотрении тех или иных проблемных экологических ситуаций, укрепляя межпредметные связи. Рабочая программа по экологии разработана для Бизнес - колледжа НГУЭУ и составлена в соответствии с ГОС и примерной программой дисциплины «Экология» одобренной Министерством Образования Российской Федерации в 2002 году.
Обучение в Бизнес - колледже осуществляется на базе основного общего образования и предназначено для дальнейшего углубления и расширения знаний по экологии, полученных студентами в основной школе.
Программа направлена на овладение студентами научных основ экологии, изучение взаимосвязей живых организмов с окружающей средой и друг с другом.
В курсе рассматривается сущность экологических процессов поддерживающих биологическое разнообразие на планете и обеспечивающих устойчивое, саморегулируемое равновесие в биосфере, позволяющее сохранять жизнь на Земле.
Программа состоит из двух разделов.
Первый раздел — «Основы экологии» рассматривает закономерности взаимоотношений живых организмов с окружающей социо-природной средой, механизмы, обеспечивающие устойчивость популяций и экологических систем разных типов.
Второй раздел – «Рациональное природопользование» посвящен изучению экологических закономерностей основ рационального природопользования и охраны природы. Этот раздел ориентирует студентов на разумную, экологически обоснованную деятельность, способствующую сохранению природных ресурсов.
В каждом разделе определен перечень тем, рекомендованных для изучения. По каждой учебной теме приводятся обобщенные требования к знаниям и умениям студентов.
Учитывая факт, что Бизнес-колледж относится к социально-экономическому профилю, а также компьютеризацию образования, возможно при проведении занятий использовать мультимедийные средства обучения.
Программа предусматривает 6 часов аудиторной нагрузки.
По наиболее важным темам предусмотрена самостоятельная работа студентов.
I Тематический план (для заочного обучения)
Наименование разделов и тем | Макс. Нагрузка, час | Количество аудиторных часов при заочной форме обучения | Самостоятельная работа студента | |
Всего | Лабораторные занятия | |||
Раздел 1. Основы экологии. | ||||
Тема 1 Предмет, задачи и проблемы экологии как науки. | ||||
Тема 2 Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Соответствие между организмами и средой их обитания. | ||||
Основные среды жизни. | ||||
2.1 Наземно-воздушная среда. Атмосфера. | ||||
2.2 Водная среда обитания. Вода в природе. | ||||
2.3 Почва как среда обитания. | ||||
Тема 3 Популяции, их структура и экологические характеристики. | ||||
Тема 4 Экосистемы. Биогеоценоз. | ||||
4.1 Структура и типы экосистем. | ||||
4.2 Взаимоотношения организмов в экосистемах. Экологическое равновесие. | ||||
4.3 Автотрофные экосистемы. Агроэкосистемы, их загрязнение. | ||||
4.4 Городские и промышленные экосистемы. Народонаселение. | ||||
Тема 5 Образ жизни и окружающая среда. Экологические аспекты здоровья человека. | ||||
6.1 Влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. | ||||
6.2 Общие проблемы адаптации человека. Адаптивные биологические ритмы организмов. | ||||
Тема 6 Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере. | ||||
Раздел 2 Рациональное природопользование. | ||||
Тема 1 Научные основы и принципы рационального приро- допользования. Перспективы развития энергетики. | ||||
Тема 2 Охрана окружающей среды. Охрана животного и растительного мира. Красная книга. Использование ресурсов Мирового океана. Рациональное использование и охрана лесов. | ||||
Тема 3 Правовые и социальные аспекты экологии. | ||||
3.1 Экологическое право. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. | ||||
3.2 Экологический мониторинг. | ||||
Всего по дисциплине. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
дисциплины «Экология» (очное обучение)
Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка студента, час | Количество аудиторных часов при очной форме обучения | Практическая работа | Самостоятельная работа студента (кол-во часов) | вид работы |
Раздел 1 Основы экологии | |||||
Тема 1. Современные представления об экологии, ее структура. Предмет, задачи и проблемы экологии как науки. | |||||
Тема 2. Основные среды жизни. | |||||
2.1. Среда как экологическое понятие. Факторы среды. Соответствие между организмом и средой их обитания. | |||||
2.2. Наземно-воздушная среда обитания. Атмосфера. | |||||
2.3. Водная среда обитания. Вода в природе. | |||||
2.4. Почва как среда обитания. | |||||
Тема 3. Популяции, их структура и экологические характеристики | |||||
Тема 4. Экосистемы. Биогеоценоз | |||||
4.1. Структура и типы экосистем | |||||
4.2. Взаимоотношения организмов в экосистемах. Экологическое равновесие. | |||||
4.3. Автотрофные экосистемы. Агроэкосистемы, их загрязнения. | |||||
4.4. Городские и промышленные экосистемы. Народонаселение. | |||||
Тема 5. Образ жизни и окружающая среда. Экологические аспекты здоровья человека. | |||||
5.1. Физические факторы загрязнения (влияние шума, электромагнитного излучения и радиации на организм человека. | |||||
5.2. Общие проблемы адаптации человека. Адаптивные биологические ритмы организмов. | |||||
Тема 6. Биосфера. Учение В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере. Круговорот элементов в биосфере. | |||||
Контрольная работа | |||||
Раздел 2 Рациональное природопользование | |||||
Тема 1. Научные основы и принципы рационального природопользования. Перспективы развития энергетики. | |||||
Тема 2. Охрана окружающей среды | |||||
2.1. Биоразнообразие и охрана животного и растительного мира. | |||||
2.2. Использование ресурсов Мирового океана. | |||||
2.3. Рациональное использование и охрана лесов. | |||||
Тема 3. Правовые и социальные аспекты экологии. | |||||
3.1. Экологическое право. | |||||
3.2. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Экологический мониторинг. | |||||
Всего по дисциплине: |
Раздел I Основы экологии.
Тема 1 Предмет, задачи и структура современной экологии как науки.
В результате изучения темы студенты должны:
знать об изменении взаимоотношений человека и природы с развитием хозяйственной деятельности; современные экологические проблемы, законы Барри Коммонера; методы экологических исследований.
уметь определять место человека как биологического организма в живой природе, оценивать последствия неразумного вмешательства человека в существующее в природе равновесие.
История взаимодействия человека и природы; актуальность экологических проблем в современном мире. Структура и содержание современной экологии.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое экология?
2. Структура и содержание экологии?
3 Значение экологии для современного развития человека.