Принципы и цели регионального и глобального экологического мониторинга

Концепция экологического мониторинга

Уровни экологического мониторинга:

§ Глобальный

§ Государственный

§ Региональный

§ Локальный

Концепция экологического мониторинга представляет собой систему признанных государством принципов, на основании которых формируются основные направления деятельности в области мониторинга, экономические механизмы и правовая база. Правовой основой обеспечения мониторинга является Конституция, законодательные и иные нормативные правовые акты, а также международные договоры, ратифицированные Республикой Казахстан.

Система экологического мониторинга призвана осуществлять:

· наблюдение, оценку и прогноз состояния окружающей среды по программам геофизического, биологического мониторингов и мониторинга источников антропогенного воздействия;

· информационно-интеллектуальную поддержку подготовки и принятия управленческих решений, а также проведения научных исследований в сфере экологической безопасности.

Экологический мониторинг окружающей среды может проводиться на различных уровнях пространственной организации: на уровне промышленного объекта, города, области, края, республики в составе федерации, а также на национальном уровне.

Принципы и цели регионального и глобального экологического мониторинга

Объектами глобального мониторинга являются: атмосфера, озоновый экран, гидросфера, растительные и почвенные покровы, животный мир на Земле. Характеризуемые показатели для глобального мониторинга:

· Радиационный баланс,

· Тепловой баланс,

· Газовый состав атмосферы и запыление,

· Загрязнение больших рек и водоёмов,

· Круговорот воды на континентах,

· Глобальные характеристики состояния растительности, почв и животного мира,

· Глобальные балансы углекислого газа и кислорода,

· Крупномасштабные круговороты веществ

Сегодня сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает уже весь земной шар. Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС) была создана совместными усилиями мирового сообщества. Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия.

Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

ü импактном (изучение сильных воздействий локальном масштабе - И);

ü региональном (проявление проблем миграции и трансформации загрязняющих веществ, совместного воздействия различных факторов, характерных для экономики региона - Р);

ü фоновом (на базе биосферных заповедников, где исключена всякая хозяйственная деятельность - Ф).

Предметом регионального мониторинга, как следует из самого его названия, является состояние окружающей среды в пределах того или иного региона.

На региональном уровне экологический мониторинг и/или контроль обычно вменяется в обязанность:

• Комитету по экологии (наблюдения и контроль за выбросами и сбросами действующих предприятий).

• Комитету по гидрометеорологии и мониторингу (импактный, региональный и отчасти фоновый мониторинг).

• Санитарно-эпидемиологической службе Минздрава (состояние рабочих, селитебных и рекреационных зон, качество питьевой воды и продуктов питания).

• Министерству ООС и водных ресурсов (прежде всего, геологические и гидрогеологические наблюдения).

• Предприятиям, осуществляющим выбросы и сбросы в окружающую среду (наблюдение и контроль за собственными выбросами и сбросами).

• Различным ведомственным структурам (подразделениям Минсельхозпрода, Мин ЧС, Минтопэнерго, предприятиям водно-канализационного хозяйства и проч.)

Для того, чтобы эффективно использовать сведения, уже полученные государственными службами, важно точно знать функции каждого из них в области экологического мониторинга.

В области регионального мониторинга наблюдения ведутся в основном Казгидрометом, имеющим разветвленную сеть.

И, наконец, существует сеть фонового мониторинга, осуществляемого в рамках программы МАВ (Man and Biosphere).

Наши рекомендации