Ознакомить с задачей экологии, с какими науками она связана, разделы экологии аутэкология демэкология синэкология глобальная экология
ЛИТЕРАТУРА:
Вронский В.А. Экология. словарь-справочник. 2002.
Акимова Т.А. Экономика природы и человека. 2006
Алишева К.А. Экология: Учебник. 304с. Алм. 2006
Бродский А.К. Краткий курс общей экологии: Учеб. Пособие. 164с. 1996.
Колесников С.И. Экология: Учеб. Пособие. 384с. М. 2009.
Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология: Учебник. 608с. Р/нД. 2006
Экология – один из сравнительно молодых и бурно развивающихся разделов биологии – изучает взаимоотношения организмов между собой и со средой обитания. Взаимодействие организмов со средой рассматривает каждая биологическая наука. Экология затрагивает лишь ту его сторону, которая обусловливает развитие, размножение и выживание особей, структуру и динамику популяций, и сообществ.
На определённом этапе развития наших представлений о природе произошло идейное сближение экологии с другими биологическими, да и не только биологическими, науками.
Особенно тесные связи установились между экологией и физиологией. В результате выделилось и успешно развивается новое направление – экологическая физиология. Экологические и физиологические методы исследований взаимно пронизывают обе эти науки.
Произошло сближение экологии и морфологии. Такие понятия, как
«экологическая морфология», «экологическая эмбриология», стали уже привычными.
Экология связана с систематикой. Последняя не может обойтись без
экологического критерия, как и экология без объективной системы организмов для точного определения изучаемых видов.
Существует взаимосвязь современной экологии с эволюционным учением и генетикой. Сейчас уже не вызывает сомнения тот факт, что в природе имеют место экологические механизмы эволюции, исследование которых возможно лишь при совместной работе экологов, генетиков и эволюционистов.
На базе экологии развиваются биогеография, молодая наука этология (наука о поведении животных), палеоэкология и т.д.
Экологическая трактовка необходима и при решении определенных задач в области физиологии, морфологии, систематики, биогеографии, поскольку любые биологические исследования в той или иной степени изучают жизнь животных и растений в природных условиях.
Термин «экология» (от греч. oikos – жилище, место обитания и logos –
наука) предложил Э. Геккель в 1866 г. для обозначения биологической науки, изучающей взаимоотношения животных с органической и неорганической средами. С того времени представление о содержании экологии претерпело ряд уточнений, конкретизаций. Однако до сих по нет достаточно чёткого и строгого определения экологии, и все ещё идут споры о том, что такое экология, следует ли её рассматривать как единую науку или же экология растений и экология животных – самостоятельные дисциплины. Не решён вопрос, относится ли биоценология к экологии или это обособленная область науки. Не случайно почти одновременно появляются руководства по экологии, написанные с принципиально разных позиций. В одних экология трактуется как современная естественная история, в других – как учение о структуре природы, в котором конкретные виды рассматриваются лишь как средства трансформации вещества и энергии в биосистемах, в третьих – как учение о популяции и т.д.
Нет необходимости останавливаться на всех существующих точках зрения относительно предмета и содержания экологии. Важно лишь отметить, что на современном этапе развития экологических представлений все более чётко вырисовывается её суть.
Экология – это наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых её проявлениях, на всех уровнях интеграции) в их естественной среде обитания с учётом изменений, вносимых в среду деятельностью человека.
Полевые, лабораторные и экспериментальные исследования.
Экология, как было отмечено, имеет свою специфику: объектом её
исследования служат не единичные особи, а группы особей, популяции (в целом или частично) и их сообщества, т.е. биологические макросистемы. Многообразие связей, формирующихся на уровне биологических макросистем, обусловливает разнообразие методов экологических исследований.
Для эколога первостепенное значение имеют полевые исследования, т.е. изучение популяций видов и их сообществ в естественной обстановке, непосредственно в природе. При этом обычно используются методы физиологии, биохимии, анатомии, систематики и других биологических, да и не только биологических наук. Наиболее тесно экологические исследования связаны с физиологическими. Однако между ними имеется принципиальная разница. Физиология изучает функции организма и процессы, протекающие в нём, а также влияние на эти процессы различных факторов. Экология же, используя физиологические методы, рассматривает реакции организма как единого целого на констелляцию внешних факторов, т.е. на совместное воздействие этих факторов при строгом учёте сезонной цикличности жизнедеятельности организма и внутрипопуляционной разнородности.
Полевые методы позволяют установить результат влияния на организм или популяцию определённого комплекса факторов, выяснить общую картину развития и жизнедеятельности вида в конкретных условиях.
Однако наблюдения не могут дать вполне точного ответа, например, на
вопрос, какой же из факторов среды определяет характер жизнедеятельности особи, вида, популяции или сообщества. На этот вопрос можно ответить только с помощью эксперимента, задачей которого является выяснение причин наблюдаемых в природе отношений. В связи с этим экологический эксперимент, как правило, носит аналитический характер. Экспериментальные методы позволяют проанализировать влияние на развитие организма отдельных факторов в искусственно созданных условиях и таким образом изучить всё разнообразие экологических механизмов, обусловливающих его нормальную жизнедеятельность.
Основные понятия по теме:
Экология (от лат. «oikos» - дом, «logos» - учение) – наука, изучающая взаимодействие живых организмов с окружающей средой.
Вид – естественная биологическая единица, всех членов которой связывает участие в общем генофонде.
Аутэкология – раздел экологии, изучающий взаимодействие отдельных организмов и видов со средой обитания.
Глобальный (от греч. «globus» - шар) – охватывающий всю Землю.
Гуманизм (от греч. «humanus» человечный) – мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности.
Этика (от греч. «etos» - обучай, нрав) – одна из философских дисциплин, изучающая поведение людей.
Тестовые задания
1.Кто ввел в науку термин «экология»
А)В.Вернадский.
В)Э.Геккель
С) Зюсс.
Д)Э.Тенсли.
Е)Ч.Дарвин.
2.Что сделано на первом этапе развития экологии?
А) Собрано много видов животных
В) Накоплен и систематизирован фактический материал об условиях жизни
живых организмов.
С) Изучение природы заменяется господством схоластики и богословия.
Д) Научились использовать огонь и орудия труда.
Е) Изучен круговорот веществ.
3.Предметом исследования в экологии является:
А)Видовой состав.
В)объекты организменного, популяционно-видового, биоценотического, биогеоценотического и биосферного уровней организации в их взаимодействии с окружающей средой
С)Газовый состав
Д)Микросистемы
Е)Микроорганизмы
4.С какой науки берет начало развития наука экология
А)Физика
В)Биология
С)Психология
Д)Химия
Е)Генетика
5.Кем впервые было предложено разделить растения на основные жизненные формы: деревья, кустарники, полукустарники, травы.
А)Аристотель
В)Теофраст Эрезийский
С)Сократ
Д)Э.Геккель
Е)Ч.Дарвин
6.Сколько этапов выделяют в истории развития науки экология
А) 1
В) 3
С) 5
Д) 6
Е) 4
7.Кто создал учение о почве
А) Э.Тенсли
В) В.Докучаев
С) В.Вернадский
Д) В.Сукачев
Е) Ч.Дарвин
8.Создатель учения об естественном отборе организмов:
А) Вернадский В.
В) Дарвин Ч.
С) Геккель Э.
Д) Тенсли Э.
Е) Линдеман Р.
9.Три основных направления экологии:
А) Зооэкология, фитоэкология, антропоэкология
В) Аутэкология, синэкология, демэкология
С) Физическое, химическое, биологическое.
Д) Биоэкология, гидроэкология, демэкология.
Е) Гидроэкология, атмоэкология, литоэкология.
10.Что происходит на втором этапе развития науки экология
А) Открываютя новые земли
В) экология оформляется в самостоятельную отрасль знаний
С) Собрано много видов животных
Д) Изучение природы заменяется господством схоластики и богословия.
Е) Научились использовать огонь и орудия труда.