Организация и выполнение программ экологического обучения на предприятиях
Цели: 1. Повышение квалификации сотрудников по экологии, охране О.С.
2. Повышение информации персонала о производственной природоохранной деятельности
предприятия, обеспечение необходимой информацией и методикой для выполнения
экологических мероприятий.
3. Развитие и поддержание экологического поведения путем совершенствования
организационной культуры.
Факторы успеха обучения:
· Производится на всех уровнях организации
· Устанавливает обязанности сотрудников и руководства
· Основная ответственность за обучение возлагается на средний уровень. Это позволяет привлечь и лучше доносить до персонала.
· Применение методов
Последовательность организации обучения:
1. Определение потребностей в обучении
2. Определение объектов обучения: делят персонал на группы и обучают
3. Программы – включение ответственных, спец.учителей.
Уровни экологического обучения:
· Базовый
· Специальный
Методы обучения:
· Лекции
· Семинары
· Инструктаж
· Дистанционное обучение
· Стажировки
Случаи в которых проводится обучение:
· Приняли на работу
· При переводе на другую должность
· При существенном изменении деятельности предприятия
· Изменение законодательства
· Изменение экологической политики
· При выявлении нарушений внутренних и внешних требований.
3 типа программ по направленности:
· В области природоохранного законодательства
· В области охраны О.С.
· Обучающей деятельности в системе экологического менеджмента.
Оценка результатов природоохранной деятельности подразделений и сотрудников предприятия.
Этапы:
1. Подразделения, которое проводится различными методами: - визульными
- по опред.факторам
2. Отдельных сотрудников.
ФАКТОРЫ ОЦЕНКИ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Выполнение распоряжений руководства
2. Участие в реализации природоохранных мероприятий
3. Соблюдение частоты и порядка на рабочем месте
4. Повышение квалификации
5. Участие в управлении природоохранной деятельности
Уровни документации в СЭМ, аварийный план.
Необходимо для фиксирования процессов, их корректировки и совершенствования СЭМ.
Уровни документации в СЭМ:
1. Рук-во по СЭМ – отдельный документ с общим описанием ф-ий и структур (из ISO 14001)
2. Управленческие процедуры (методические инструкции) – детальное описание алгоритмов действий в рамках отдельных элементов СЭМ
3. Рабочие инструкции – детальное описание действий на уровне природоохранной деятельности (отходы, выбросы, обращение с ТБО, сбросы)
4. Документы по регистрации данных оформленных в установленном порядке – источники информации для принятия управленческих решений.
Уровни руководства документацией:
1. Для высшего руководства
2. Для специалистов администрации и начальников подразделений
3. Для использования в производственных подразделениях (вплоть до рабочих)
4. По всем сферам и используется эко.службой предприятия.
Структура управленческих процедур и рабочих инструкций::
· Цель создания документов
· Область действия
· Понятия и сокращения
· Методика проведения работы
· Распределение ответственности по этапам работы
Требования к документации::
1. Оптимальное количество документов
2. Согласованность
3. Своевременность
4. Адекватность
5. Требования по оформлению документов
· Срок действия /периодичность пересмотра
· Регистрационный номер
· Перекрестные ссылки
АВАРИЙНЫЙ ПЛАН
Цель: Регламентация деятельности руководства и персонала по предотвращению и ликвидации последствий связанных с воздействием на О.С.
Элементы системы контроля аварийных ситуаций:
1. Информация об опасных материалах, используемых в производстве, их потенциальное воздействие на О.С. и меры по ликвидации воздействия.
2. Организац.меры на случай аварии и перечнь ответственных лиц за их осуществление.
3. Действия, предпринимаемые в случае различных видов аварии
4. Данные об аварийных службах предприятия, населенного пункта и региона
5. Планы передачи внутренних и внешних сообщений
6. Описание алгоритма действий в аварийных ситуациях
7. Описание системы контроля безопасности производства