Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды
Ø Под управлением понимается организация взаимосвязей между элементами системы, приводящая к определенным эффектам (результатам).
Управление может быть стихийным и сознательным.
Стихийное управление – это естественный процесс самоорганизации, происходящий без человеческого вмешательства. Оно возникает в результате перекрещивания различных сил, массы случайных единичных факторов.
Сознательное управление – это деятельность, осуществляемая обществом, общественными организациями, институтами, группами в соответствии с поставленными целями и задачами (целенаправленная деятельность).
Ø Управление природопользованием и охраной окружающей среды – это воздействие на сплошную систему взаимосвязей между обществом и природной средой с целью организации удовлетворения потребностей в природных ресурсах, свойствах, качествах объектов природы при одновременном сохранении и возможном преумножении природно-ресурсного потенциала и обеспечении качества окружающей среды.
Особенности процесса управления природопользованием заключается в том, что он представляет весьма сложную систему из-за:
- большого разнообразия элементов в этой системе;
- огромного количества взаимосвязей и зависимостей;
- сложности процесса познания свойств материального мира, свойств и качеств природных ресурсов и объектов.
Процесс управления природопользованием объединяет 2 разнокачественных по характеру процесса: развитие природы и развитие общества. Отсюда возникает объективная необходимость прогноза возможных последствий воздействия общества на природную среду и природной среды на общество. Это особенно важно в условиях НТР, когда масштабы воздействия общества на природную среду соизмеримы с масштабами явлений, происходящих в самой природной среде. Имеется в виду способность воздействия общества вызвать глобальные изменения в качественных и количественных характеристиках баланса веществ и энергии в природе как в планетарном аспекте, так и локальном (парниковый эффект, «озоновые дыры», исчезновение участков лесо- и травостоя, возникновение пустынь, полупустынь, степей, перемещение огромных масс воды и т.д.).
Научно обоснованное управление процессами воздействия на природную среду должно учитывать еще одно обстоятельство: природная среда имеет определенный предел, порог способности самовосстанавливаться, самоочищаться при «возмущающих воздействиях». В настоящее время «возмущения» превысили по темпам и пропорциям возможности саморегуляции природной среды, поэтому управление природопользованием должно ограничить вредное воздействие человеческой деятельности на окружающую природную среду, обеспечить рациональное использование природных ресурсов, их воспроизводство.
О степени объективности, оптимальности принимаемых управленческих решений можно судить исходя из степени познания качеств природы, степени развития средств учета и контроля ресурсов. Исходя из объективных принципов диалектики нельзя абсолютно познать свойства и качества природной среды раз и навсегда, так как этот процесс бесконечен. Однако должны быть определены принципы оптимального управления природопользованием, максимально соответствующие достигнутому уровню знаний о природе и возможностям человека, определенным ограничениям, требованиям.
Ø Среди возможных принципов управления природопользованием можно выделить следующие:
1. соозмеримость темпов и средств управления природопользованием с «основным производством»;
2. непрерывность процесса;
3. учет разделения труда (территориального, общественного, международного);
4. системный учет и контроль за динамикой количественных и качественных характеристик охраны окружающей природной среды;
5. стимулирование выполнения законодательной основы природопользования и привлечение к ответственности за ее невыполнение;
6. организация управления по иерархической системе (по уровням): низший уровень органично дополняет верхний, верхний уровень не препятствует функционированию низшего; число уровней должно быть сведено до минимума, т.е. максимально упрощена сама система управления;
7. учет ожидаемых последствий.
Ø Объектами управления природопользованием являются: природа в целом, частью которой является сам человек (субъект); отдельно ее элементы (среды, экосистемы); взаимосвязи между элементами; свойства и качества природных объектов и ресурсов.
Ø В зависимости от субъектов управления выделяются следующие его виды:
1. общественное – осуществляется общественными формированиями и гражданами, зависит от степени демократизации власти в государстве и уровня самосознания граждан;
2. производственное – определяется задачами конкретного предприятия по выполнению адресованных ему правовых экологических требований;
3. отраслевое (ведомственное) – осуществляется министерствами, государственными комитетами, федеральными службами в пределах своей отрасли или сферы деятельности и определяется спецификой воздействия данной отрасли на природу;
4. государственное – является составной частью государственного управления в целом, касающейся охраны окружающей среды и природных ресурсов.
Организация управления природопользованием
Государственное управление природопользованием осуществляют различные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях. Их можно подразделить на 3 вида:
Органы общей компетенции
Федеральное собрание РФ;
Президент России;
Правительство России;
Правительство субъектов РФ
Органы местной администрации