Экстернальные эффекты в природопользовании

Все виды хозяйственной деятельности обычно сопровождаются не только получением желаемых результатов (эффектов), но и непредна­меренными (внешними) последствиями (как положительными, так и отрицательными).

Положительные внешние (экстернальные) эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических субъектов приводит к возникновению дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо. Отрицательные внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних эконо­мических субъектов вызывает дополнительные издержки у других. С точки зрения экономики природопользования эти последствия мо­гут носить эколого-экономический, эколого-социальный, экологиче­ский характер. Внешние — экстернальные — эффекты влекут за собой дополнительные издержки хозяйствующих субъектов (природополь-зователей). Эти дополнительные издержки в экономике природополь­зования получили название экстернальных издержек.

Внешние, или экстернальные, издержки — одна из основных катего­рий экономики природопользования. Проблема экстернальности основана, во - первых, на понятии о собственности. С точки зрения двух субъектов собственности — общества и предпринимателя, — эко­номические интересы различны: общество заинтересовано уменьшить ущерб от загрязнения, а предприниматель — природоохранные из­держки, которые отражаются на основных экономических показате­лях производства. При этом для предпринимателя-природопользователя ущерб, нанесенный «третьим лицам», является по сути внешними издержками его производства. Эти внешние издержки совершенно неравнозначны внутренним издержкам производства и представляют собой убытки предпринимательской деятельности. Исключение со­ставляет тот случай, когда предприниматель сам несет ущерб от соб­ственных выбросов. Таким образом, в общем случае имеет место кон­фликт интересов различных субъектов собственности.

Во-вторых, экстернальные издержки возникают в связи с огра­ниченностью ресурса, в качестве которого в данном случае выступает способность окружающей природной среды поглощать без видимых негативных последствий некоторое количество выбросов. Это качест­во окружающей природной среды называется ассимиляционным потен­циалом. Выбросы, превышающие объем ассимиляционного потенциа­ла, приводят к появлению ущерба и, соответственно, к возникновению экстернальных издержек.

В-третьих, на основе ограниченности ассимиляционного потен­циала, с одной стороны, и несовпадения интересов различных собствен­ников — с другой, возникает вопрос о праве собственности на ассимиляци­онный потенциал. Тот собственник, который получает возможность его использовать, выигрывает (за счет отсутствия экономического ущерба и экономии на природоохранных затратах). В то же время для того собст­венника, которому он не достался, велика вероятность потерпеть убытки вследствие деятельности первого. При этом убытки второго для первого являются экстернальными издержками.

Таким образом, учитывая конфликт интересов общества и пред­принимателя (общество заинтересовано в снижении ущерба от загряз­нения, а предприниматель — в сокращении природоохранных затрат), необходим механизм регулирования воздействия на окружающую сре­ду. Суть регулирования заключается в интернализации экстернальных издержек, т.е. обществу необходимо превратить внешние издержки во внутренние и заставить предпринимателя оплатить все издержки, свя­занные с его деятельностью.

Реализация этой цели возможна при назначении обществом платы за выбросы, равной экстернальным издержкам, так называемый пигувианский налог. Данное понятие связано с именем британского экономиста А.С. Пигу1, который первым в начале XX в. комплексно исследовал проб­лемы внешних эффектов экономической деятельности. Он пришел к вы­воду, что издержки и выгоды вне рынка попадают к лицам, не вовлечен­ным напрямую в производственный процесс, поэтому общественный чистый и частный чистый продукт национальной экономики неэквива­лентны. Пигу предложил «интернализировать» внешние для экономики

Экстернальные эффекты в природопользовании - student2.ru 1 Артур Сесил Пигу (Pigou) (1877—1959) — представитель кембриджской школы политэкономии. Обосновывал необходимость государственного регулирования эконо­мики. Один из создателей экономической теории благосостояния, ставшей основой со­циальной политики в развитых странах.

процессы путем введения налога на деятельность, наносящую вред окру­жающей среде. Таким образом, Пигу указал на необходимость государст­венного регулирования экономических процессов с целью ликвидации внешних издержек экономической деятельности.

В экономическом отношении плата за загрязнение представляет собой особый вид налогообложения. При этом налогооблагаемой ве­личиной является масса загрязнения, которая зависит от результатов производственно-хозяйственной деятельности природопользователя.

Плата за загрязнение по своей экономической сущности представля­ет собой форму возмещения экономического ущерба от зафязнения ком­понентов природной среды. Однако рассматривать плату за загрязнение как полную компенсацию наносимого экологического ущерба неверно из следующих соображений: по объективным причинам не определена полностью величина ущерба от зафязнения, поэтому полный экономи­ческий ущерб от зафязнения окружающей среды всегда больше платежей за зафязнение; внесение платежей не освобождает хозяйствующего субъекта-зафязнителя от возмещения причиненного ущерба.

Размер платы должен базироваться на принципе компенсации на­несенного ущерба. Однако, учитывая методические трудности при рас­чете экономического ущерба от загрязнения, в практических целях сле­дует ориентироваться на показатели качества окружающей среды: норматив предельно допустимой концентрации отдельных загрязните­лей (ПДК) и рассчитанную на основе ПДК величину предельно допустимых выбросов (ПДВ) как допустимый уровень загрязнения. Тогда плата за выбросы должна соответствовать предельным природо­охранным издержкам при воздействии на окружающую среду с соблю­дением величин ПДВ. Опираясь на понятие экономического оптимума зафязнения окружающей среды, можно сказать, что, если объем выбро­сов меньше ПДВ, очистка оказывается выгоднее (дешевле), чем внесе­ние платы за загрязнение. Превышение значения ПДВ будет невыгодно, поскольку затраты на очистку окажутся выше, чем плата за загрязнение.

Наши рекомендации