Управление в природопользовании

В природопользовании можно рассматривать два уровня управления: управление природными системами и управление природопользователями (управление охраной окружающей природной среды и рационализацией использования природных ресурсов).

Современные темпы и масштабы антропогенных изменений в природе могут привести к необратимым негативным последствиям, предотвратить которые можно лишь при условии знания всех процессов, происходящих на уровне экологических систем и биосферы в целом. Необходимо также наличие эталонов естественной природы в разнообразных регионах, чтобы четко были видны как происходящие изменения, так и идеал, к которому надо стремиться.

Все это возможно лишь при соответствующем развитии науки, использовании моделирования в экологии, осуществлении экологического мониторинга (контроля качества окружающей природной среды) и экологического контроля, обязательном проведении экологической экспертизы всех проектов дальнейшего развития производства.

Под моделированием в экологии понимается исследование процессов и явлений, постановка различных экспериментов не в живой природе, а на специально созданных искусственных объектах, простейшим из которых является аквариум, или графических, логических или математических схемах, более или менее отражающих свойства естественных систем. Конечно, создаваемые модели всегда примитивнее тех объектов, которые они имитируют.

Экологический контроль - составная часть системы регулирования и управления природопользованием. Экологический контроль предназначен для проверки соблюдения предприятиями, учреждениями, организациями и другими хозяйствующими объектами гражданами экологических требований по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности общества.

Целью экологического контроля является охрана окружающей природной среды путем предупреждения и устранения вредного воздействия хозяйственной деятельности на компоненты природной среды.

В качестве методов осуществления экологического контроля используют:

· Проведение проверок по соблюдению и выполнению законодательства в области охраны окружающей среды;

· Предупреждение о необходимости выполнения хозяйствующим субъектом обязательных мероприятий по охране природного объекта;

· Выдача разрешений на природопользование, сброс, выброс, складирование, захоронение вредных химических веществ;

· Установление нормативов качества окружающей природной среды и лимитов вредного воздействия на нее;

· Привлечение к ответственности за нарушение природоохранного законодательства.

Система экологического контроля состоит из государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды, государственного, производственного и общественного контроля.

Экологический контроль может быть эффективным в случае развития всех трех его составляющих. Приоритетом должен обладать производственный контроль, поскольку только он обладает практическими возможностями непосредственного управления источниками воздействия на окружающую среду. В РФ сегодня приоритетом обладает государственный э.к., а производственный э.к. занимает подчиненное ему положение, что является причиной в ряде случаев неопределенного положения экологических служб на промышленных предприятиях, ограничения их сферы деятельности, низкого профессионального уровня.

Основным инструментом экологического контроля является экологическое аудирование. Экологический аудит – это комплексное изучение экологической информации об организации, объекте, сооружении для выяснения их соответствия определенным критериям.

Экологическая экспертиза – самостоятельный вид экологического контроля. Экологическая экспертиза – установление соответствия планируемой хозяйственной или иной деятельности требованиям экологической безопасности.

Экологическая экспертиза имеет чисто предупредительное значение. Суть ее выражается в том, что она осуществляется в виде предварительной проверки и установления соответствия намечаемой хозяйственной деятельности и ее результатов требованиям природоохранного законодательства, рационального природопользования, экологической безопасности общества.

Цель состоит в обеспечении предупреждения вредных последствий хозяйственной деятельности для охраны природной среды, здоровья человека, его генетического фонда.

Объектом экологической экспертизы выступает как сама деятельность, так и продукты, получаемые в результате этой деятельности. К объектам экологической экспертизы относятся: технико-экономическое обоснование проектов строительства и реконструкции предприятий, проекты комплексных схем охраны и использования природных ресурсов, обоснования для внедрения новой технологии и техники, лицензий и сертификатов, проекты нормативно-технической и нормативно-правовой документации в части охраны и использования природной среды.

Под мониторингом состояния природной среды подразумевают комплексную систему наблюдений, оценки и прогноза изменений состояния биосферы или ее отдельных элементов под влиянием антропогенных воздействий (от лат. монитор – тот, кто напоминает. предупреждает).

Основные задачи экологического мониторинга:

· Наблюдение за источниками и факторами антропогенного воздействия;

· Наблюдение за состоянием природной среды и происходящими в ней процессами под влиянием антропогенного воздействия;

· Оценка физического состояния природной среды;

· Прогноз изменения природной среды под влиянием факторов антропогенного воздействия и оценка прогнозируемого состояния природной среды.

Объектами мониторинга являются:

· атмосфера (мониторинг приземного слоя атмосферы и верхней атмосферы);

· атмосферные осадки (мониторинг атмосферных осадков);

· поверхностные воды суши, океаны и моря, подземные воды (мониторинг гидросферы);

· криосфера (мониторинг составляющих климатической системы) и др.

Классификация мониторинга.

Существует классификация систем мониторинга по факторам, источникам и масштабам воздействия.

Мониторинг факторов воздействия – мониторинг различных химических загрязнителей и разнообразных природных и физических факторов воздействия (электромагнитное излучение, солнечная радиация и т.д.)

Мониторинг источников загрязнений – мониторинг точечных стационарных источников (заводские трубы), точечных подвижных (транспорт), пространственных (города, поля с внесенными химическими веществами) источников.

По масштабам воздействия мониторинг бывае6т пространственным и временным.

По территориальному признаку различают следующие системы мониторинга:

· глобальный – слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли, включая все ее экологические компоненты;

· базовый (фоновый) – слежение за общебиосферными, в основном природными явлениями;

· национальный – мониторинг в масштабах страны;

· региональный – слежение за процессами и явлениями в пределах какого-то региона;

· локальный – мониторинг воздействия конкретного антропогенного источника;

· импактный – мониторинг региональных и локальных антропогенных воздействий в особо опасных зонах и местах.

Классификация систем мониторинга по методам наблюдения:

· химический мониторинг – это система наблюдений за химическим составом атмосферы, осадков, поверхностных и подземных вод, вод океанов и морей, почв, растительности и животных;

· физический мониторинг – система наблюдений за влиянием физических процессов и явлений на окружающую среду (наводнения, извержения вулканов, землетрясения, засухи и т.д.);

· биологический мониторинг – мониторинг, осуществляемый с помощью организмов, по наличию, состоянию и поведению которых судят об изменениях в среде; при биомониторинге ведется наблюдение за состоянием флоры и фауны экосистемы, выявляются виды, которые включают в «Красные книги». Оценка среды по состоянию живых организмов называется биологической индикацией, а сами организмы – биологическими индикаторами.

· экобиохимический мониторинг – мониторинг, базирующийся на оценке двух составляющих окружающей среды (химической и биологической);

· дистанционный – в основном авиационный, космический мониторинг с применением летательных аппаратов, оснащенных радиометрической аппаратурой.

· комплексный экологический мониторинг окружающей среды – это организация системы наблюдения за состоянием окружающей природной среды для оценки их фактического уровня загрязнения и предупреждения о создающихся ситуациях, вредных для здоровья людей и других живых организмов.

Мониторинг чаще всего ведут областные и республиканские Комитеты по гидрометеослужбе.

Службы экологического мониторинга.

· Служба наблюдения за загрязнением окружающей среды Росгидромета;

· Служба мониторинга водных ресурсов Роскомвода;

· Служба агрохимических наблюдений и мониторинга с/х земель Роскомзема и др.

Наши рекомендации