Лицензия на право потребления природных ресурсов
Примерный порядок лицензирования отдельных видов деятельности и предоставление лицензий регулируется постановлением Правительства РФ от 27 мая 1993 г.
Лицензирование природопользования — проявление административно-правовым путем регулирования экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. По своей сущности лицензия на природопользование имеет три признака: во-первых, она является актом собственника природного ресурса, либо его владельца (фондодержателя); во-вторых, является формой проявления контроля государства за рациональным использованием природного ресурса; в-третьих, является средством регулирования рационального природопользования.
Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия — один год. Количество лицензий по отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов может ограничиваться. Лицензии могут быть выданы по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение установленного порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологических, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который ее выдал. Отказ в выдаче лицензии, лишение права на лицензию могут быть обжалованы в суд, арбитражный суд. Контроль за соблюдением лицензионных условий ведет территориально-отраслевой орган администрации субъектов Федерации, городов федерального значения. Существуют следующие виды лицензий:
Природоресурсовая лицензия — это разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использованием какого-либо природного ресурса. В этой лицензии сконцентрировано две функции: контроль за законностью, рациональностью деятельности по использованию и соблюдение экологических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса. Таким образом, в области природопользования одновременно решаются две взаимоувязанные задачи — охраны и регуляции.
Лицензия выдается уполномоченным государственным органом экологического управления. Такими органами являются Минприроды России, его территориально-отраслевые департаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Компетенция этих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса. Известно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии в области природопользования.
Лицензия на использование земель выдается администрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о представлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-продажи по результатам конкурса, аукциона и т. д. . Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целевому назначению — ведения крестьянского хозяйства, сельскохозяйственного производства, садоводства, городского хозяйства, разведки полезных ископаемых и т. д.
Лицензия на использование недр выдаётся (в соответствии с Законом РФ о недрах и Положением Верховного Совета РФ о порядке лицензирования на пользование недрами) администрацией республики, области, края совместно с территориально-отраслевым органом Комитета по геологии и использованию недр РФ (Роскомнедра) на: геологическую разведку недр, добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, захоронение вредных веществ, сброс сточных вод, для образования особо охраняемых территорий.
Указом Президента РФ право на пользование недрами может быть предоставлено на условиях соглашения инвестору — юридическому лицу или группе юридических лиц (в том числе и иностранным). Такое право подтверждается также лицензией, выдаваемой администрацией.
Лицензия на использование вод. Водный кодекс РСФСР различает общее и специальное водопользование, а также обособленное водопользование. На специальное и обособленное водопользование администрацией и органами Роскомвод России выдаются лицензии. Они удостоверяют право водопользователя на пользование водным объектом в определенных границах, в соответствии с указанной целью, на установленный срок при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии.
Водное законодательство России устанавливает следующие атрибуты лицензии: цели пользования, пространство, лимиты, сроки, условия платежей, требования рационального использования и охраны. Организация системы лицензирования возлагается: по поверхностным водам — на Роскомвод; по подземным водам — на Роскомнедра. Выдача лицензий осуществляется исполнительным органом власти соответствующей территории совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам (Роскомвод, Роскомнедра). По водным объектам
федерального значения лицензия выдается органами Федерации, по объектам республиканского, краевого, областного значения — соответственно исполнительными и специальными органами республики, края, области. По объектам местного значения лицензии выдаются исполнительными и специальными органами района.
Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннулированы органами управления, если произойдет изменение экологической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения.
Право пользования лицензией может быть досрочно прекращено или ограничено по субъективным или объективным причинам. Субъективные причины — нарушение условий лицензии, невыполнение мер по охране водного объекта и т. д. Объективными причинами могут быть: изменения условий водопользования, угроза населению в связи со стихийным бедствием и т. д. Законодательство предусматривает применение мер административной ответственности за самовольное использование вод.
Лицензии на использование лесов. Основы лесного законодательства РФ предусматривают два вида лесопользования: основное и побочное. Основное — заготовка древесины и живицы; побочное — сбор ягод, грибов, орехов, сенокошение, охота, рыболовство и т. д.
Такое деление важно для характеристики лицензионного порядка в лесном хозяйстве. Основное лесопользование производится в плановом порядке. Для этого органы лесного хозяйства и правительство Российской Федерации:
определяют потребности в древесине как внутри страны, так и на экспорт;
устанавливают расчетную лесосеку по отдельным регионам и лесхозам, т. е. определяют лимит вырубки на год на соответствующем участке леса с учетом ежегодного прироста древесины;
определяют общий объем древостоя, подлежащего вырубке в различных регионах;
на основе данных лесосечного фонда и утвержденных нарядов лесхоз выписывает лесорубочные билеты.
Лесорубочный билет — это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нем указывается объем древесины, подлежащий вырубке, вид разрешенной рубки, породы деревьев, место, сроки начала и завершения работ.
Лесной билет — другая разновидность лицензии в лесном хозяйстве. Он выдается на заготовку живицы (смолы), а также на побочные лесные пользования (заготовка лекарственного сырья, сенокошение, пастьба животных, промысловая заготовка грибов, ягод, плодов).
Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензировании лесопользования закон требует соблюдения основных правил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов. К их числу относят принцип неистощительного использования лесов, рационального использования земель государственного лесного фонда, постоянное повышение климаторегулирующих, водоохранных функций леса, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.
Одна из гарантий реализации данных требований — соблюдение деления лесов на группы по их хозяйственному и экологическому значению. Выделение соответствующих лесов в первую группу означает запрет на заготовку леса путем вырубки. Другой гарантией служит расчетная лесосека, позволяющая использовать принцип неистощительности лесов. Важное значение имеет требование лесного законодательства о необходимости соблюдения расчетной лесосеки на уровне одного лесхоза, т. е. о недопустимости замены и компенсации недоруба леса в одном регионе за счет переруба в другом.
Для человека и окружающей среды его обитания важна прежде всего охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на леса распространяются некоторые особые требования, обеспечивающие гарантии их защищенности — группировка и расчетная лесосека.
Лицензия на использование животного мира. Закон РСФСР об охране и использовании животного мира определяет следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельности и полезных свойств животных, пользование животным миром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием. Лицензии на их пользование выдают органы охраны и использования животного мира. В частности, по диким животным — органы охотнадзора, по лову рыбы — органы рыбнадзора.
Лицензии выдаются и в случае продажи животных или продуктов их жизнедеятельности за пределы государства (Минприродой). На вывоз лекарственного сырья требуется еще и разрешение Минздравом
России.
Лицензирование на использование атмосферного воздуха. Как экологический ресурс воздух используется при складировании газообразных отходов или выбросов вредных веществ и их примесей. Суть этой системы лицензирования состоит в следующем:
· инвентаризация выбросов вредных веществ производственным объектом;
· определение на основе действующего ПДК предельно допустимых норм выбросов вредных веществ для объекта;
· установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта;
· выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок действия. Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливаются органами Минприроды. Их невыполнение или нарушение влечет за собой административную или уголовную ответственность.