Лицензия на право потребления природных ресурсов

Примерный порядок лицензирования отдельных видов дея­тельности и предоставление лицензий регулируется постановле­нием Правительства РФ от 27 мая 1993 г.

Лицензирование природопользования — проявле­ние административно-правовым путем регулирования экологических отношений методами запрета, разрешения и уполномочивания. По своей сущности лицензия на природопользование имеет три признака: во-первых, она является актом соб­ственника природного ресурса, либо его владельца (фондодер­жателя); во-вторых, является формой проявления контроля го­сударства за рациональным использованием природного ресур­са; в-третьих, является средством регулирования рационально­го природопользования.

Лицензия выдается на каждый вид деятельности. Срок ее действия — один год. Количество лицензий по отдельным видам в силу экологических требований, местоположения и других факторов может ограничиваться. Лицензии могут быть выданы по заявкам соискателей, в том числе и на конкурсной основе. Несоблюдение установленного порядка пользования лицензией, передача ее другим лицам, нарушение санитарных, экологиче­ских, торговых правил влекут за собой лишение лицензии по постановлению органа, который ее выдал. Отказ в выдаче ли­цензии, лишение права на лицензию могут быть обжалованы в суд, арбитражный суд. Контроль за соблюдением лицензион­ных условий ведет территориально-отраслевой орган админи­страции субъектов Федерации, городов федерального значения. Существуют следующие виды лицензий:

Природоресурсовая лицензия — это разрешение на ведение определенного вида деятельности, связанной с использо­ванием какого-либо природного ресурса. В этой лицензии скон­центрировано две функции: контроль за законностью, рацио­нальностью деятельности по использованию и соблюдение эко­логических и санитарных норм и нормированного потребления соответствующего природного ресурса. Таким образом, в обла­сти природопользования одновременно решаются две взаимоувя­занные задачи — охраны и регуляции.

Лицензия выдается уполномоченным государственным ор­ганом экологического управления. Такими органами являются Минприроды России, его территориально-отраслевые департаменты в республиках, краях, областях, городах и районах. Ком­петенция этих органов на лицензирование определяется видом природного ресурса. Известно свыше 30 видов деятельности и услуг, связанных с выдачей лицензии в области природопользо­вания.

Лицензия на использование земель выдается адми­нистрацией района, города в виде земельно-отводного акта на основе решения о представлении земель определенному субъекту или продаже земельного участка на основе договора купли-про­дажи по результатам конкурса, аукциона и т. д. . Земельный акт об отводе выдается для использования земель строго по целево­му назначению — ведения крестьянского хозяйства, сельскохо­зяйственного производства, садоводства, городского хозяйства, разведки полезных ископаемых и т. д.

Лицензия на использование недр выдаётся (в соответствии с Законом РФ о недрах и Положением Верховного Совета РФ о порядке лицензирования на пользование недрами) администрацией республики, области, края совместно с терри­ториально-отраслевым органом Комитета по геологии и исполь­зованию недр РФ (Роскомнедра) на: геологическую разведку недр, добычу полезных ископаемых, строительство и эксплуа­тацию подземных сооружений, захоронение вредных веществ, сброс сточных вод, для образования особо охраняемых терри­торий.

Указом Президента РФ право на пользование недрами мо­жет быть предоставлено на условиях соглашения инвестору — юридическому лицу или группе юридических лиц (в том числе и иностранным). Такое право подтверждается также лицензией, выдаваемой администрацией.

Лицензия на использование вод. Водный кодекс РСФСР различает общее и специальное водопользование, а так­же обособленное водопользование. На специальное и обособ­ленное водопользование администрацией и органами Роскомвод России выдаются лицензии. Они удостоверяют право водополь­зователя на пользование водным объектом в определенных гра­ницах, в соответствии с указанной целью, на установленный срок при соблюдении требований и условий, предусмотренных в лицензии.

Водное законодательство России устанавливает следующие атрибуты лицензии: цели пользования, пространство, лимиты, сроки, условия платежей, требования рационального использо­вания и охраны. Организация системы лицензирования возла­гается: по поверхностным водам — на Роскомвод; по подзем­ным водам — на Роскомнедра. Выдача лицензий осуществляет­ся исполнительным органом власти соответствующей территории совместно со специально уполномоченным органом по водным ресурсам (Роскомвод, Роскомнедра). По водным объектам
федерального значения лицензия выдается органами Федерации, по объектам республиканского, краевого, областного значения — соответственно исполнительными и специальными орга­нами республики, края, области. По объектам местного значения лицензии выдаются исполнительными и специальными органами района.

Выданные лицензии могут быть пересмотрены или аннули­рованы органами управления, если произойдет изменение эколо­гической обстановки, угрозы нанесения вреда природной среде и здоровью населения.

Право пользования лицензией может быть досрочно прекра­щено или ограничено по субъективным или объективным при­чинам. Субъективные причины — нарушение условий ли­цензии, невыполнение мер по охране водного объекта и т. д. Объективными причинами могут быть: изменения усло­вий водопользования, угроза населению в связи со стихийным бедствием и т. д. Законодательство предусматривает приме­нение мер административной ответственности за самовольное использование вод.

Лицензии на использование лесов. Основы лесного законодательства РФ предусматривают два вида лесопользо­вания: основное и побочное. Основное — заготовка древесины и живицы; побочное — сбор ягод, грибов, орехов, сенокошение, охота, рыболовство и т. д.

Такое деление важно для характеристики лицензионного по­рядка в лесном хозяйстве. Основное лесопользование произво­дится в плановом порядке. Для этого органы лесного хозяйства и правительство Российской Федерации:

определяют потребности в древесине как внутри страны, так и на экспорт;

устанавливают расчетную лесосеку по отдельным регио­нам и лесхозам, т. е. определяют лимит вырубки на год на соответствующем участке леса с учетом ежегодного прироста древесины;

определяют общий объем древостоя, подлежащего выруб­ке в различных регионах;

на основе данных лесосечного фонда и утвержденных на­рядов лесхоз выписывает лесорубочные билеты.

Лесорубочный билет — это разновидность лицензии, применяемой в лесном хозяйстве. В нем указывается объем дре­весины, подлежащий вырубке, вид разрешенной рубки, породы деревьев, место, сроки начала и завершения работ.

Лесной билет — другая разновидность лицензии в лесном хозяйстве. Он выдается на заготовку живицы (смолы), а так­же на побочные лесные пользования (заготовка лекарственного сырья, сенокошение, пастьба животных, промысловая заготовка грибов, ягод, плодов).

Контроль за выполнением условий лесопользования ведется лесхозом соответствующего района или города. При лицензиро­вании лесопользования закон требует соблюдения основных пра­вил ведения лесного хозяйства и норм охраны лесов. К их числу относят принцип неистощительного использования лесов, раци­онального использования земель государственного лесного фон­да, постоянное повышение климаторегулирующих, водоохран­ных функций леса, охраны и воспроизводства лесных ресурсов.

Одна из гарантий реализации данных требований — со­блюдение деления лесов на группы по их хозяйственному и экологическому значению. Выделение соответствующих лесов в первую группу означает запрет на заготовку леса путем вырубки. Другой гарантией служит расчетная лесосека, позво­ляющая использовать принцип неистощительности лесов. Важ­ное значение имеет требование лесного законодательства о не­обходимости соблюдения расчетной лесосеки на уровне одного лесхоза, т. е. о недопустимости замены и компенсации недоруба леса в одном регионе за счет переруба в другом.

Для человека и окружающей среды его обитания важна пре­жде всего охрана той части растительности планеты Земля, которая относится к категории лесов. Именно на леса распро­страняются некоторые особые требования, обеспечивающие га­рантии их защищенности — группировка и расчетная лесосека.

Лицензия на использование животного мира. Закон РСФСР об охране и использовании животного мира опре­деляет следующие виды деятельности: рыболовство, охоту на птиц и животных, использование продуктов жизнедеятельно­сти и полезных свойств животных, пользование животным ми­ром в научных, культурно-просветительских, воспитательных, эстетических целях. Все они охватываются лицензированием. Лицензии на их пользование выдают органы охраны и использования животного мира. В частности, по диким животным — органы охотнадзора, по лову рыбы — органы рыбнадзора.

Лицензии выдаются и в случае продажи животных или продуктов их жизнедеятельности за пределы государства (Минприродой). На вывоз лекарственного сырья требуется еще и разрешение Минздравом
России.

Лицензирование на использование атмосферного воздуха. Как экологический ресурс воздух используется при складировании газообразных отходов или выбросов вредных веществ и их примесей. Суть этой системы лицензирования состоит в следующем:

· инвентаризация выбросов вредных веществ производственным объектом;

· определение на основе действующего ПДК предельно до­пустимых норм выбросов вредных веществ для объекта;

· установление суточного, годового лимита выбросов вредных веществ в атмосферу для конкретного объекта;

· выдача разрешения на выброс, в котором указываются лимит и норма выбросов вредных веществ, срок действия. Лимиты и нормативы выбросов для объекта устанавливаются органами Минприроды. Их невыполнение или нарушение влечет за собой административную или уголовную ответственность.

Наши рекомендации