Формирование ассортимента выпускаемой продукции на предприятии
Сущность формирования ассортимента заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей. Набор товаров, предлагаемых предприятием-изготовителем на рынке, называют ассортиментом.
При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой – наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя следующие основные моменты:
1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.
2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
3. Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в пунктах 1 и 2, но уже с позиции покупателя.
4. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
5. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.
6. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.
7.Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
8.Проведение испытаний (тестирование)продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.
9. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.
10. Оценка и пересмотр всего ассортимента. Планирование и управление ассортиментом — неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.
Ø изучение жизненного цикла изделий и принятия своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;
Ø оценку экономической эффективности и степени риска изменений в ассортименте продукции.
Формирование ассортимента — проблема конкретных товаров, их отдельных серий, определения соотношений между «старыми» и «новыми» товарами, товарами единичного и серийного производства, «наукоемкими» и «обычными» товарами, овеществленными товарами и или лицензиями и «ноу-хау». При формировании ассортимента возникают проблемы цен, качества, гарантий, сервиса, собирается ли производитель играть роль лидера в создании принципиально новых видов продуктов или вынужден следовать за другими изготовителями.
Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой, — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками
Основными причинами влияющими на невыполнение плана по ассортименту продукции являются:
Ø Внутренние причины:- недостатки в организации производства; - плохое техническое состояние оборудования; - простои; - аварии; - недостаток средств; - недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Ø Внешние причины:- конъюнктура рынка; - изменение спроса на отдельные виды продукции; - состояние материально-технического обеспечения; - несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.
Планирование охраны природы и рационального использования природных ресурсов
Под охраной природы следует понимать систему государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнений и разрушения.
Мероприятия по охране окружающей среды включают в себя: исследование природных ресурсов; контроль за состоянием окружающей среды, источниками ее загрязнения с помощью новейших научно-технических средств; разработку полезных ископаемых способами, обеспечивающими большую полноту и комплексность добычи и переработки, резко уменьшающими вредное воздействие отходов на окружающую среду; применение технологии, уменьшающей общее количество отходов и позволяющей их максимально утилизировать; более активную разработку и внедрение системы использования воды по замкнутому циклу; развитие специализированных производств по выпуску оборудования для высокоэффективных очистных сооружений; повышение плодородия почв, совершенствование их охраны от водной и ветровой эрозии, вторичного засоления и иссушения, а также загрязнения производственными отходами, соблюдения строжайшей экономии при отводе продуктивных угодий для несельскохозяйственных нужд; проведение рекультивации земель; комплексные меры по рациональному использованию и охране земельных, водных и лесных и ресурсов; совершенствование прогноза влияния производства на окружающую среду, учет данных прогноза при подготовке и принятии проектных решений.
Природные ресурсы являются одним из важнейших факторов производства и экономического развития страны. Экономический потенциал государства в значительной степени определяется наличием и уровнем использования природных ресурсов и охраны окружающей среды.
Природные ресурсы наравне с трудовыми, материальными и финансовыми в большинстве своем требуют экономного и рационального использования
Сущность планирования рационального природопользования и охраны окружающей среды проявляются в его принципах:
Принцип природно-хозяйственной сбалансированности предусматривает объединение отраслевого и территориального развития в планировании охраны окружающей среды. Нарушение этого принципа наблюдается во многих регионах Земли вследствие высокой концентрации промышленного производства, особенно таких экологически опасных отраслей, как черная и цветная металлургия, химическая, целлюлозно-бумажная, нефтеперерабатывающая промышленность, которые вместе с несовершенными технологиями, отсутствием природозащитных систем обусловили возникновение экологически острых ситуаций.
Принцип комплексности, который относительно к рациональному природопользованию региона означает максимальное приближение ресурсного цикла как антропогенного кругооборота веществ к природному кругообороту. Комплексность выражается в планировании внедрения безотходных, ресурсосберегающих технологий
Программно-целевой принциппринятия научных взвешенных решений комплексного территориального плана, реализация которого позволяет выделить приоритетное направление экологической политики в каждом регионе, определить масштабы и сроки проведения работ по охране природы и воспроизводству природных ресурсов.
Принцип экономической заинтересованности и ответственности, направленный на повышение плановых показателей по использованию и охране природных ресурсов, соответственно. к деятельности производства. Принцип демократического централизма, который соединяет централизованное руководство и местную инициативу.
Принцип оптимальности, который предусматривает приоритетность экологической оптимальности на долгосрочную перспективу во время определения экономической эффективности природопользования.
Принцип непрерывности планирования, который предусматривает объединение текущих и перспективных планов.
Рациональное природопользование предполагает разумное освоение природных ресурсов, предотвращение возможных вредных последствий человеческой деятельности, поддержание и повышение продуктивности и привлекательности природных комплексов и отдельных природных объектов.
Рациональное природопользование предполагает выбор оптимального варианта достижения экологического, экономического и социального эффекта при использовании природных ресурсов.
Комплексное использование природных ресурсов предполагает использование безотходных и малоотходных технологий, повторное использование вторичных ресурсов.
47. Точка безубыточности – суть ее
Точка безубыточности - это такой объем продаж продукции фирмы, при котором выручка от продаж полностью покрывает все расходы на производство продукции, в том числе среднерыночный процент на собственный капитал фирмы и нормальный предпринимательский доход. понятие точки безубыточности является одновременно и неким критерием эффективности деятельности фирмы. Фирма не достигающая точки безубыточности действует неэффективно с точки зрения сложившейся рыночной конъюнктуры.
Точка безубыточности — минимальный объём производства и реализации продукции, при котором расходы будут компенсированы доходами, а при производстве и реализации каждой последующей единицы продукции предприятие начинает получать прибыль. Точку безубыточности можно определить в единицах продукции, в денежном выражении или с учётом ожидаемого размера прибыли.
Точка безубыточности в денежном выражении — такая минимальная величина дохода, при которой полностью окупаются все издержки(прибыль при этом равна нулю):
Тбд = В*Зпост/(В - Зпер) где:В - выручка от продаж,Зпост - постоянные затраты, Зпер - переменные затраты.
Точка безубыточности в единицах продукции — такое минимальное количество продукции, при котором доход от реализации этой продукции полностью перекрывает все издержки на её производство:
Тбн = Зпост / (Ц - ЗСпер) где:Зпост - постоянные затраты. Ц - цена за шт. ЗСпер - средние переменные затраты (на единицу продукции).
При расчете точки безубыточности исходят из принципа линейного наращивания объемов производства и продаж без учета возможностей скачка, например, вследствие сезонности выпуска и сбыта. При определении условий достижения безубыточности и построении соответствующих графиков важно правильно задать данные о степени использования производственных мощностей.
Анализ точки безубыточности служит одним из важных способов решения многих проблем управления, поскольку при комбинированном применении с другими методами анализа его точность вполне достаточна для обоснования управленческих решений в реальной жизни.
Точка безубыточности имеет большое значение в вопросе жизнестойкости компании и ее платежеспособности. Так, степень превышение объемов продаж над точкой безубыточности определяет запас финансовой прочности (запас устойчивости) предприятия.