Тема 2. Экология как научная дисциплина. При изучении темы записать в конспект значение следующих понятий: среда обитания, популяция, сукцессия

При изучении темы записать в конспект значение следующих понятий: среда обитания, популяция, сукцессия, акклиматизация, ареал, загрязнение среды, антропогенные ландшафты, природные ресурсы, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, педосфера, техносфера, конкуренция (в биолого-экологическом смысле слова), симбиоз, анабиоз, хищничество, паразитизм, продуценты, консументы, редуценты.

Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:

1. Чем различаются понятия «общая экология» и «социальная экология»?

2. В зрелых буковых лесах взрослые деревья смыкаются кронами. В таких лесах почти нет молодых буков, хотя на старых ежегодно вызревают многие тысячи орешков. Объясните, какие причины могут тормозить появление следующих поколений?

3. Одно растение василька голубого производит в среднем 1500 семян. Семена сохраняют всхожесть до 10 лет. Определите запасы семян этого сорняка в почве после 3 лет засорения им посевов на одном поле, если средняя плотность растений василька составляет 3 растения на 1 м2?

4. Почему у растений число зачатков никогда не бывает таким низким, как у некоторых животных, производящих за один раз всего по одному детёнышу или яйцу?

5. Сельскохозяйственная наука обладает колоссальными знаниями о том, как управлять размножаемостью культурных растений и сельскохозяйственных животных. Почему в таком случае во многих странах мира существует продовольственная проблема?

6. В каких направлениях сельского хозяйства часто нарушается закон оптимума?

7. Благодаря современным технологиям человек может жить как в условиях жаркой пустыни Сахара, так и в ледяном климате Антарктиды. Значит ли это, что температура не является фактором, ограничивающим деятельность человека?

8. Приведите примеры: а) избегания организмами неблагоприятных условий; и б) перехода в состояние скрытой жизни.

9. Реален ли с биологической точки зрения полный анабиоз у человека?

10. Какие экологические факторы особенно важны в водной, а какие – в наземно-воздушной средах жизни?

11. Гнус (комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждает человеку. Как вы думаете, что произойдет с окружающей средой, если полностью уничтожить этих насекомых, применив ядохимикаты?

12. Применимо ли правило Аллена к человеку?

13. Приведите примеры видов, у которых, с вашей точки зрения, не должно быть суточных ритмов.

14. Приведите примеры: а) прямых и косвенных; б) односторонних и двусторонних связей между видами.

15. Начертите схему пищевых связей волка и зайца, учитывая, что каждый из них – многоядный вид и сам служит источником пищи для других. Каждый вид обозначьте кружком, а каждую связь – стрелкой от жертвы к хищнику.

16. В чем состоит экологическое правило Тинеманна?

17. Чем отличаются по набору видов растений, млекопитающих и птиц биоценозы естественной дубравы и городского парка?

18. Кому принадлежит учение о биосфере? Как этот известный ученый впервые оценил влияние живого вещества на физическую природу?

19. Назовите главные виды природных ресурсов по генезису и по исчерпаемости. Какие виды ресурсов более целесообразно использовать в целях природосбережения?

20. В чём состоят главные глобальные экологические проблемы современности? Что такое «загрязнение» и «антропогенный ландщафт»?

21. Выполните контурную карту «Глобальные экологические проблемы». Нанесите на неё с помощью условных знаков следующее:

· районы уничтожения лесов;

· места перевылова рыбы;

· зоны радиационного загрязнения;

· города-заводы, являющиеся местами экологического бедствия;

· районы с активной эрозией, вызванной антропогенной деятельностью;

· места добычи полезных ископаемых с нарушенным рельефом;

· районы загрязнения рек и озёр.

Решить следующие тестовые задания:

1. Население данного вида на определенной территории – это …

1) экосистема;

2) популяция;

3) биогеоценоз;

4) сообщество.

2. Анабиоз – это …

1) впадение организма в спячку;

2) чрезмерно активная деятельность организма в природе;

3) вред организмов сельскохозяйственным посевам;

4) практически полное прекращение обмена веществ у организма.

3. Установите соответствие:

Факторы среды Их характеристика

1) биотические; А. факторы, относящиеся к неживой природе;

2) абиотические; Б. влияние технических средств, созданных людьми;

3) техногенные; В. воздействие организмов друг на друга.

4. Развитие экосистем от неустойчивого состояния к устойчивому – это:

1) эволюция;

2) онтогенез;

3) сукцессия;

4) геноцид.

5. Установите соответствие:

Среды жизни Их характеристика

1) атмосфера; А. водная оболочка планеты;

2) гидросфера; Б. воздушная оболочка Земли;

3) литосфера; В. почвенный покров планеты;

4) педосфера; Г. каменная оболочка Земли.

6. При фотосинтезе растения вырабатывают на свету:

1) кислород;

2) углерод;

3) водород;

4) углекислый газ.

7. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:

1) разные виды могут иметь сходную жизненную форму, если ведут близкий образ жизни;

2) по правилу Аллена, существует связь между строением тела теплокровных животных и климатом, в котором они живут;

3) способность организмов реагировать на изменение длины дня называется фотопериодизмом;

4) невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими экологическими требованиями называется законом Ферсмана.

8. Представители совместно живущих видов сообща используют одни и те же ресурсы, которые обычно ограничены – это пример:

1) паразитизма;

2) конкуренции;

3) симбиоза;

4) хищничества.

9. Положение, которое вид занимает в составе биоценоза, называется:

1) пищевой цепью;

2) географическим положением;

3) экологической нишей;

4) распределением в пространстве.

10. Процесс, при котором в результате пищевых отношений между видами синтезированные растениями органические вещества разрушаются в конце концов вновь до таких соединений, которые могут снова быть использованы растениями, называется …

1) биологическим круговоротом веществ;

2) круговоротом воды в природе;

3) мировым круговоротом газообразных соединений;

4) климатическими изменениями в границах ареала вида.

11. Установите соответствие:

Типы организмов Их характеристика

1) продуценты; А. потребители органического вещества,

перерабатывающие его в новые формы;

2) консументы; Б. растения, создающие из биогенных элементов

органическое вещество, используя энергию Солнца;

3) редуценты; В. организмы, разрушающие органические

соединения до минеральных.

12. На каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно … … %:

1) 30;

2) 50;

3) 70;

4) 90.

13. Разрушение озонового экрана приводит к:

1) парниковому эффекту;

2) проникновению на Землю агрессивного ультрафиолета Солнца;

3) бомбардировке Земли метеоритами;

4) увеличению уровня радиации.

Рекомендуемая литература по теме:

Глазко В.И. Экология XXI века (словарь терминов): Справочно-энциклопедическая литература. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016.

Глобальные проблемы человечества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globaltrouble.ru/

Голубчиков Ю.Н. Основы гуманитарной географии: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.

Каталог экологических сайтов. [Электронный ресурс]. URL: www.ecologysite.ru

Мархоцкий Я.Л. Основы экологии и энергосбережения [Электронный ресурс]: Учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2014.

Открытая интернет-энциклопедия. Статья Глобальная экология. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/

Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/

Плетнева Н.А., Подюкова Т.Н. Экология. CD-мультимедиа курс. Подготовка к экзамену, материалы для семинаров. М.: «Учитель», 2010.

Прохоров Б.Б., Черковец М.В. Общая экология человека: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.

Титов Е.В., Скворцов П.М., Скворцова Я.В. Экология: учебник для студентов СПО. М.: ОИЦ «Академия», 2016.

Тема 3. Охрана природы.

При изучении темы записать в конспект значение следующих понятий: особо охраняемая природная территория (ООПТ), экологический кризис, заповедник, биосферный заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы, ярусность, экологический бумеранг, агроэкосистема, социально-экологическая ёмкость среды, эрозия почвы, рекультивация, мелиорация, карьер, террикон, озоновый экран, кислотный дождь, парниковый эффект.

Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:

1. Расскажите о главных этапах истории охраны природы в России.

2. Какие экологические проблемы в РФ следует, с вашей точки зрения, решать в первую очередь?

3. Какие типы организаций занимаются сохранением природы в России?

4. Проанализируйте главные способы охраны водных, почвенных, лесных и растительных, зверо-пушных ресурсов в России.

5. В чём, с вашей точки зрения, состоят основные последствия нарушения человеком пищевых связей в природе?

6. Расскажите о природно-территориальных аспектах экологических проблем в РФ.

7. Раскройте социально-экономические аспекты экологических проблем в нашей стране.

8. Каким образом человек преодолевает дефицит пищевых ресурсов и тем самым расширяет социально-экологическую ёмкость среды своего обитания?

9. Расскажите об экологических последствиях непрерывного роста численности людей на Земле, а также о демографических перспективах планеты.

10. Расскажите о ярусности растительных сообществ в природной зоне тайги России.

11. В чём проявляется «экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов?

12. Почему на рубеже XX и XXI вв. человечество все острее начало ощущать проблемы не регионального, а глобального характера?

13. Назовите основные пути решения энергетической и сырьевой проблем?

14. Что значит «охранять природу» на современном этапе развития человеческого общества?

15. Какие научные закономерности учтены в Законе РФ «Об охране окружающей среды»?

16. Выполните контурную карту «Экологические проблемы России». Нанесите на неё с помощью условных знаков следующее:

· районы уничтожения лесов;

· места перевылова рыбы;

· зоны радиационного загрязнения;

· города-заводы, являющиеся местами экологического бедствия;

· районы с активной эрозией, вызванной антропогенной деятельностью;

· места добычи полезных ископаемых с нарушенным рельефом;

· районы загрязнения рек и озёр.

Решить следующие тестовые задания:

1. Лесистость территории России составляет примерно … … %:

1) 30;

2) 45;

3) 60;

4) 75.

2. Главный центр переработки ядерных отходов в России – это город …

1) Красноярск;

2) Омск;

3) Мурманск;

4) Пермь.

3. Природоохранная организация, которую по праву называют «эталоном окружающей среды» – это …:

1) заказник;

2) национальный парк;

3) резерват;

4) биосферный заповедник.

4. Высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России имеет следующий документ, в котором затронуто право человека на благоприятную окружающую среду:

1) Конституция РФ;

2) Закон РФ «Об охране окружающей среды»;

3) Федеральный закон «О животном мире»;

4) Киотский протокол.

5. Парниковому эффекту способствует накопление в атмосфере:

1) кислорода;

2) углекислого газа и метана;

3) хлорфторуглеводородов;

4) фотооксидантов.

6. Половина всего мирового выброса «фреонов» приходится на долю:

1) России;

2) Японии;

3) США;

4) Китая.

7. На долю Росси приходится около … % мировых запасов пресной воды:

1) 5;

2) 20;

3) 45;

4) 80.

Рекомендуемая литература по теме:

Глазко В.И. Экология XXI века (словарь терминов): Справочно-энциклопедическая литература. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016.

Никифоров Л.Л. Экология: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015.

Прохоров Б.Б., Черковец М.В. Общая экология человека: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.

Сайт глобальной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xist.org

Семенов В.А. Социально-экономическое развитие современной России (географический аспект). Учебное пособие для ФНО РГУП. Часть 1. М.: РГУП, 2015.

Тола Х., Инфьеста Е. Атлас экологии. Харьков: Ранок, 2005.

Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru

Экологические проблемы России. [Электронный ресурс]. URL: www.ecocommunity.ru

Наши рекомендации