Тема 2. Экология как научная дисциплина. При изучении темы записать в конспект значение следующих понятий: среда обитания, популяция, сукцессия
При изучении темы записать в конспект значение следующих понятий: среда обитания, популяция, сукцессия, акклиматизация, ареал, загрязнение среды, антропогенные ландшафты, природные ресурсы, литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, педосфера, техносфера, конкуренция (в биолого-экологическом смысле слова), симбиоз, анабиоз, хищничество, паразитизм, продуценты, консументы, редуценты.
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:
1. Чем различаются понятия «общая экология» и «социальная экология»?
2. В зрелых буковых лесах взрослые деревья смыкаются кронами. В таких лесах почти нет молодых буков, хотя на старых ежегодно вызревают многие тысячи орешков. Объясните, какие причины могут тормозить появление следующих поколений?
3. Одно растение василька голубого производит в среднем 1500 семян. Семена сохраняют всхожесть до 10 лет. Определите запасы семян этого сорняка в почве после 3 лет засорения им посевов на одном поле, если средняя плотность растений василька составляет 3 растения на 1 м2?
4. Почему у растений число зачатков никогда не бывает таким низким, как у некоторых животных, производящих за один раз всего по одному детёнышу или яйцу?
5. Сельскохозяйственная наука обладает колоссальными знаниями о том, как управлять размножаемостью культурных растений и сельскохозяйственных животных. Почему в таком случае во многих странах мира существует продовольственная проблема?
6. В каких направлениях сельского хозяйства часто нарушается закон оптимума?
7. Благодаря современным технологиям человек может жить как в условиях жаркой пустыни Сахара, так и в ледяном климате Антарктиды. Значит ли это, что температура не является фактором, ограничивающим деятельность человека?
8. Приведите примеры: а) избегания организмами неблагоприятных условий; и б) перехода в состояние скрытой жизни.
9. Реален ли с биологической точки зрения полный анабиоз у человека?
10. Какие экологические факторы особенно важны в водной, а какие – в наземно-воздушной средах жизни?
11. Гнус (комары и мошки) в некоторых районах сильно досаждает человеку. Как вы думаете, что произойдет с окружающей средой, если полностью уничтожить этих насекомых, применив ядохимикаты?
12. Применимо ли правило Аллена к человеку?
13. Приведите примеры видов, у которых, с вашей точки зрения, не должно быть суточных ритмов.
14. Приведите примеры: а) прямых и косвенных; б) односторонних и двусторонних связей между видами.
15. Начертите схему пищевых связей волка и зайца, учитывая, что каждый из них – многоядный вид и сам служит источником пищи для других. Каждый вид обозначьте кружком, а каждую связь – стрелкой от жертвы к хищнику.
16. В чем состоит экологическое правило Тинеманна?
17. Чем отличаются по набору видов растений, млекопитающих и птиц биоценозы естественной дубравы и городского парка?
18. Кому принадлежит учение о биосфере? Как этот известный ученый впервые оценил влияние живого вещества на физическую природу?
19. Назовите главные виды природных ресурсов по генезису и по исчерпаемости. Какие виды ресурсов более целесообразно использовать в целях природосбережения?
20. В чём состоят главные глобальные экологические проблемы современности? Что такое «загрязнение» и «антропогенный ландщафт»?
21. Выполните контурную карту «Глобальные экологические проблемы». Нанесите на неё с помощью условных знаков следующее:
· районы уничтожения лесов;
· места перевылова рыбы;
· зоны радиационного загрязнения;
· города-заводы, являющиеся местами экологического бедствия;
· районы с активной эрозией, вызванной антропогенной деятельностью;
· места добычи полезных ископаемых с нарушенным рельефом;
· районы загрязнения рек и озёр.
Решить следующие тестовые задания:
1. Население данного вида на определенной территории – это …
1) экосистема;
2) популяция;
3) биогеоценоз;
4) сообщество.
2. Анабиоз – это …
1) впадение организма в спячку;
2) чрезмерно активная деятельность организма в природе;
3) вред организмов сельскохозяйственным посевам;
4) практически полное прекращение обмена веществ у организма.
3. Установите соответствие:
Факторы среды Их характеристика
1) биотические; А. факторы, относящиеся к неживой природе;
2) абиотические; Б. влияние технических средств, созданных людьми;
3) техногенные; В. воздействие организмов друг на друга.
4. Развитие экосистем от неустойчивого состояния к устойчивому – это:
1) эволюция;
2) онтогенез;
3) сукцессия;
4) геноцид.
5. Установите соответствие:
Среды жизни Их характеристика
1) атмосфера; А. водная оболочка планеты;
2) гидросфера; Б. воздушная оболочка Земли;
3) литосфера; В. почвенный покров планеты;
4) педосфера; Г. каменная оболочка Земли.
6. При фотосинтезе растения вырабатывают на свету:
1) кислород;
2) углерод;
3) водород;
4) углекислый газ.
7. Выберите НЕВЕРНОЕ утверждение:
1) разные виды могут иметь сходную жизненную форму, если ведут близкий образ жизни;
2) по правилу Аллена, существует связь между строением тела теплокровных животных и климатом, в котором они живут;
3) способность организмов реагировать на изменение длины дня называется фотопериодизмом;
4) невозможность длительного совместного выживания двух видов с близкими экологическими требованиями называется законом Ферсмана.
8. Представители совместно живущих видов сообща используют одни и те же ресурсы, которые обычно ограничены – это пример:
1) паразитизма;
2) конкуренции;
3) симбиоза;
4) хищничества.
9. Положение, которое вид занимает в составе биоценоза, называется:
1) пищевой цепью;
2) географическим положением;
3) экологической нишей;
4) распределением в пространстве.
10. Процесс, при котором в результате пищевых отношений между видами синтезированные растениями органические вещества разрушаются в конце концов вновь до таких соединений, которые могут снова быть использованы растениями, называется …
1) биологическим круговоротом веществ;
2) круговоротом воды в природе;
3) мировым круговоротом газообразных соединений;
4) климатическими изменениями в границах ареала вида.
11. Установите соответствие:
Типы организмов Их характеристика
1) продуценты; А. потребители органического вещества,
перерабатывающие его в новые формы;
2) консументы; Б. растения, создающие из биогенных элементов
органическое вещество, используя энергию Солнца;
3) редуценты; В. организмы, разрушающие органические
соединения до минеральных.
12. На каждом этапе передачи вещества и энергии по пищевой цепи теряется примерно … … %:
1) 30;
2) 50;
3) 70;
4) 90.
13. Разрушение озонового экрана приводит к:
1) парниковому эффекту;
2) проникновению на Землю агрессивного ультрафиолета Солнца;
3) бомбардировке Земли метеоритами;
4) увеличению уровня радиации.
Рекомендуемая литература по теме:
Глазко В.И. Экология XXI века (словарь терминов): Справочно-энциклопедическая литература. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
Глобальные проблемы человечества. [Электронный ресурс]. URL: http://www.globaltrouble.ru/
Голубчиков Ю.Н. Основы гуманитарной географии: Учебное пособие. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015.
Каталог экологических сайтов. [Электронный ресурс]. URL: www.ecologysite.ru
Мархоцкий Я.Л. Основы экологии и энергосбережения [Электронный ресурс]: Учеб. пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2014.
Открытая интернет-энциклопедия. Статья Глобальная экология. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Официальный сайт ООН. [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/
Плетнева Н.А., Подюкова Т.Н. Экология. CD-мультимедиа курс. Подготовка к экзамену, материалы для семинаров. М.: «Учитель», 2010.
Прохоров Б.Б., Черковец М.В. Общая экология человека: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
Титов Е.В., Скворцов П.М., Скворцова Я.В. Экология: учебник для студентов СПО. М.: ОИЦ «Академия», 2016.
Тема 3. Охрана природы.
При изучении темы записать в конспект значение следующих понятий: особо охраняемая природная территория (ООПТ), экологический кризис, заповедник, биосферный заповедник, заказник, национальный парк, памятник природы, ярусность, экологический бумеранг, агроэкосистема, социально-экологическая ёмкость среды, эрозия почвы, рекультивация, мелиорация, карьер, террикон, озоновый экран, кислотный дождь, парниковый эффект.
Подготовить ответы на следующие проблемные вопросы и задачи:
1. Расскажите о главных этапах истории охраны природы в России.
2. Какие экологические проблемы в РФ следует, с вашей точки зрения, решать в первую очередь?
3. Какие типы организаций занимаются сохранением природы в России?
4. Проанализируйте главные способы охраны водных, почвенных, лесных и растительных, зверо-пушных ресурсов в России.
5. В чём, с вашей точки зрения, состоят основные последствия нарушения человеком пищевых связей в природе?
6. Расскажите о природно-территориальных аспектах экологических проблем в РФ.
7. Раскройте социально-экономические аспекты экологических проблем в нашей стране.
8. Каким образом человек преодолевает дефицит пищевых ресурсов и тем самым расширяет социально-экологическую ёмкость среды своего обитания?
9. Расскажите об экологических последствиях непрерывного роста численности людей на Земле, а также о демографических перспективах планеты.
10. Расскажите о ярусности растительных сообществ в природной зоне тайги России.
11. В чём проявляется «экологический бумеранг» при уничтожении хищников и паразитов?
12. Почему на рубеже XX и XXI вв. человечество все острее начало ощущать проблемы не регионального, а глобального характера?
13. Назовите основные пути решения энергетической и сырьевой проблем?
14. Что значит «охранять природу» на современном этапе развития человеческого общества?
15. Какие научные закономерности учтены в Законе РФ «Об охране окружающей среды»?
16. Выполните контурную карту «Экологические проблемы России». Нанесите на неё с помощью условных знаков следующее:
· районы уничтожения лесов;
· места перевылова рыбы;
· зоны радиационного загрязнения;
· города-заводы, являющиеся местами экологического бедствия;
· районы с активной эрозией, вызванной антропогенной деятельностью;
· места добычи полезных ископаемых с нарушенным рельефом;
· районы загрязнения рек и озёр.
Решить следующие тестовые задания:
1. Лесистость территории России составляет примерно … … %:
1) 30;
2) 45;
3) 60;
4) 75.
2. Главный центр переработки ядерных отходов в России – это город …
1) Красноярск;
2) Омск;
3) Мурманск;
4) Пермь.
3. Природоохранная организация, которую по праву называют «эталоном окружающей среды» – это …:
1) заказник;
2) национальный парк;
3) резерват;
4) биосферный заповедник.
4. Высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории России имеет следующий документ, в котором затронуто право человека на благоприятную окружающую среду:
1) Конституция РФ;
2) Закон РФ «Об охране окружающей среды»;
3) Федеральный закон «О животном мире»;
4) Киотский протокол.
5. Парниковому эффекту способствует накопление в атмосфере:
1) кислорода;
2) углекислого газа и метана;
3) хлорфторуглеводородов;
4) фотооксидантов.
6. Половина всего мирового выброса «фреонов» приходится на долю:
1) России;
2) Японии;
3) США;
4) Китая.
7. На долю Росси приходится около … % мировых запасов пресной воды:
1) 5;
2) 20;
3) 45;
4) 80.
Рекомендуемая литература по теме:
Глазко В.И. Экология XXI века (словарь терминов): Справочно-энциклопедическая литература. М.: КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2016.
Никифоров Л.Л. Экология: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2015.
Прохоров Б.Б., Черковец М.В. Общая экология человека: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
Сайт глобальной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.xist.org
Семенов В.А. Социально-экономическое развитие современной России (географический аспект). Учебное пособие для ФНО РГУП. Часть 1. М.: РГУП, 2015.
Тола Х., Инфьеста Е. Атлас экологии. Харьков: Ранок, 2005.
Федеральная служба государственной статистики РФ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru
Экологические проблемы России. [Электронный ресурс]. URL: www.ecocommunity.ru