Характеристика органов государственного управления в области обращения опасных отходов производства и потребления


Охрана окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления является одним из наиболее значимых направлений государственной деятельности, осуществляемой, прежде всего на федеральном уровне, что лишний раз подчеркивает значимость и масштаб данной проблемы.

Статья 5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к ведению Российской Федерации в рассматриваемой сфере относит:

- разработку и принятие федеральных законов и иных нормативных в области обращения с отходами;

- проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области обращения с отходами;

- осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами;

- определение компетенции специально уполномоченных федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами;

- лицензирование деятельности в области обращения с опасными отходами;

- определение Федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами, их функций и полномочий;

- осуществление иных предусмотренных федеральным законодательством полномочий.

Непосредственно в сферу реализации перечисленных вопросов вовлечены Президент Российской Федерации, подписывающий в качестве главы государства федеральные законы, Федеральное Собрание Российской Федерации, осуществляющее законотворческий процесс, Правительство Российской Федерации, принимающее в установленных законами Российской Федерации рамках постановления, а также специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти в области обращения с опасными отходами производства и потребления, на которые ложится основное бремя государственного управления в рассматриваемой сфере общественных отношений.

В соответствии со статьи 6 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" к ведению субъектов Российской Федерации в рассматриваемой сфере отнесены:

- проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, возникших при осуществлении обращения с отходами;

- разработка и реализация региональных и целевых программ в области обращения с отходами, участие в разработке и выполнении целевых программ в области обращения с отходами;

- иные вопросы в области обращения с отходами, не отнесенные к ведению Российской Федерации в области обращения с отходами.

Реализацией перечисленных правомочий на территории субъектов Российской Федерации, в соответствии с установленными конституциями (уставами) регионов принципами разграничения полномочий, занимаются государственные органы представительной и исполнительной власти, в том числе специально создаваемые для этих целей структуры, которым в оговоренных случаях, заключаемыми с Российской Федерацией соглашениями могут делегироваться некоторые полномочия федерального центра. В свою очередь регионы могут передавать часть своих полномочий в рассматриваемой сфере органам местного самоуправления при обеспечении финансово-материальной поддержки в реализации последними таких полномочий.

Наибольший объем работы при осуществлении государственного управления в сфере обращения с отходами производства и потребления выпадает на долю специально уполномоченных государственных органов в сфере обращения с отходами.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 года (в редакции от 29 августа 2011 года) № 404 "О министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации", Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения с отходами производства и потребления, данное ведомство:

1. Самостоятельно принимает следующие нормативные правовые акты в указанной сфере:

- методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

- правила инвентаризации объектов размещения отходов и правила учета в области обращения с отходами;

- критерии и порядок отнесения опасных отходов к классам опасности по степени воздействия на окружающую среду, а также порядок паспортизации опасных отходов;

- порядок учета в области обращения с отходами, порядок ведения государственного реестра объектов размещения отходов, а также порядок ведения государственного кадастра отходов;

- порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния окружающей среды на территориях объектов по размещению отходов;

- порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности).

2. Согласовывает в пределах своей компетенции порядок и сроки представления отчетности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами;

3. Определяет срок хранения материалов учета отчетности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами.

4. Представляет ежегодно в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования и Министерство промышленности и торговли Российской Федерации сводные данные о ввозе (вывозе, транзите) отходов на территорию (с территории, по территории) Российской Федерации для формирования отчетности, направляемой в секретариат Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением.

В соответствии с Постановлением Правительства от 30 июля 2004 года (в редакции от 24 марта 2011 года) № 400 "Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановлении Правительства от 22 июля 2004 года № 370". Росприроднадзор находится в ведении Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов). Согласно пункту 5.1.14. Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования" (в редакции от 23 марта 2011 года). Росприроднадзор осуществляет контроль и надзор: за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов).

В соответствии с пунктом 5.5.11. Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, координирует работу по ведению государственного кадастра отходов и государственного учёта в области обращения с отходами, а также организовывает проведение проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей среды и определяет территориальный орган Росприроднадзора, уполномоченный выдавать паспорта юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим один и тот же вид хозяйственной или иной деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности на территориях двух и более федеральных округов Российской Федерации.

Согласно статье 5.5. 11. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, выдает лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I-V классов опасности.

В соответствии с Докладом заместителя начальника Департамента по Приволжскому федеральному округу П.В. Атрохина "Итоги работы Департамента по Приволжскому федеральному округу в части разрешительной деятельности и администрирования за 9 месяцев 2011 года", приводятся следующие данные: " в части установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в Департамент и Управления Росприроднадзора по Приволжскому федеральному округу за 9 месяцев текущего года поступило 11 тысяч 367 материалов, рассмотрено – 10 тысяч 876, отказано в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 3-м тысячам 384 заявителям. Утверждено 7 тысяч 877 лимитов, что на 26% выше показателя I полугодия текущего года."

Согласно проведенному анализу прослеживается положительная тенденция по увеличению массы отходов, размещенных в пределах установленных лимитов.

По отношению к I полугодию текущего года данный показатель увеличился почти в пять раз: в I полугодии 2011 года масса отходов, размещаемых в пределах утвержденных лимитов, составляла 12 миллионов 225 тысячи т/год; за 9 месяцев 2011 года – 54 миллиона 576 тысяч т/год. Наилучших показателей добились Управления по Оренбургской и Ульяновской областям.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 401 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору" (в редакции от 5 декабря 2011 года) и от 17 июля 2003 года № 442 "О трансграничном перемещении отходов" (в редакции) (Ростехнадзор) является специально уполномоченным органом в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных) и на него возложены задачи по координации деятельности других федеральных органов исполнительной власти по вопросам обращения с отходами.

В рамках функций, возложенных на Ростехнадзор непосредственно Службой и ее территориальными органами осуществляется контроль за соблюдением природоохранных требований при обращении с отходами.

Ростехнадзор в рамках полномочий, определенных Положением о Федеральной службе выдает разрешения на трансграничное перемещение отходов.

Организация работы по выдаче разрешительных документов в системе Ростехнадзора регламентирована приказом Минприроды России от 31 октября 2008 года № 292 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на трансграничное перемещение отходов".

По результатам рассмотрения материалов, представленных в Ростехнадзор, в рамках осуществления административной процедуры "выдача разрешений на трансграничное перемещение отходов" выдается разрешение на трансграничное перемещение отходов. Срок рассмотрения материалов 25 дней.

Согласно Административному регламенту принятие решения о выдаче или об отказе в выдаче разрешения на трансграничное перемещение отходов осуществляется Ростехнадзором.

Административным регламентом делегирование полномочий по выдаче разрешений и заключений территориальным органам Ростехнадзора не предусмотрено.

Как указано в Главе II. Федерального закона "Об отходах производства и потребления" ходе осуществления своих полномочий в области управления и контроля деятельности в сфере обращения с отходами Ростехнадзор может взаимодействовать с иными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года (в редакции 17 октября 2011 года) № 322 "Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", Роспотребнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка, и находится в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ (в редакции от 7 декабря 2011 года) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан", санитарно-эпидемиологическое заключение – это документ, удостоверяющий соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации.

Выдача санитарно-эпидемиологических заключений осуществляется по заявлениям граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц. Санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на основании санитарно-эпидемиологических экспертиз, которые включают:

- проведение экспертизы представленных документов;

- проведение лабораторных и инструментальных исследований и испытаний; - обследование объекта (при санитарно-эпидемиологической экспертизе объектов).

Срок действия санитарно-эпидемиологического заключения составляет:

- на виды деятельности, работы, услуги – бессрочно, за исключением сезонных работ и работ с источниками ионизирующего излучения;

- на работу с источниками ионизирующего излучения – не более пяти лет. Санитарно-эпидемиологические заключение подлежит переоформлению в случаях реорганизации, изменения наименования, места нахождения юридического лица, изменения фамилии, имени и (в случае если имеется) отчества, места жительства индивидуального предпринимателя, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов.

Для переоформления санитарно-эпидемиологического заключения, указанными лицами подается заявление о переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения с приложением документов, подтверждающих изменения.

При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения, выдается санитарно-эпидемиологическое заключение с присвоением нового номера и даты с указанием в тексте санитарно-эпидемиологического заключения реквизитов (номера и даты выдачи) санитарно-эпидемиологического заключения, взамен которого выдается новое.

При переоформлении санитарно-эпидемиологического заключения, переоформляемое санитарно-эпидемиологическое заключение подлежит возврату в орган Роспотребнадзора по месту получения санитарно-эпидемиологического заключения.

В иных случаях переоформление санитарно-эпидемиологического заключения не производится.

В соответствии с данными Реестра санитарно-эпидемиологических заключений, в 2007 году было выдано 2158 (2,3%) заключений в сфере деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от всех выданных санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности. А в 2008 году было выдано 2358 (2,5%) заключений в сфере деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов от всех выданных санитарно-эпидемиологических заключений на виды деятельности.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года (в редакции 17 октября 2011 года) № 327 "Об утверждении положения о федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", Россельхознадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, обращения лекарственных средств для ветеринарного применения, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), функции по защите населения от болезней, общих для человека и животных.

Так, например специалистами Управления Россельхознадзора к концу 2010 года выявлено 146,2 тонн устаревших пестицидов и агрохимикатов, хранящихся в 5-ти районах области. Проведенные исследования показали, что 121,3 тонна пестицидов и агрохимикатов непригодны к применению и подлежат утилизации или уничтожению, как опасные отходы.

После обращений Управления Россельхознадзора к администрации области и в прокуратуру были приняты меры по предотвращению негативного воздействия этих отходов на окружающую среду и здоровье человека.

В ноябре 2010 года в закон Томской области от 13 2006 года № 75-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Томской области" внесено дополнение, на основании которого в бюджете на 2011 год предусмотрено финансирование мероприятий по захоронению устаревших, непригодных к применению пестицидов и агрохимикатов. Весной 2011 года начались подготовительные работы для проведения мероприятий по утилизации пришедших в негодность, запрещенных к применению пестицидов.

При непосредственном контроле сотрудников Управления вывезено на полигон токсичных отходов ОАО "Полигон" 13,5 тонн смесей пестицидов для захоронения из складов Чаинского, Кожевниковского и Томского районов. На сегодняшний день ведутся организационные работы по вывозу пестицидов из других районов области.

Наши рекомендации