I. Понятие и виды отходов. Правовое регулирование обращения с отходами производства и потребления

Обращение с отходами одна из наиболее масштабных и сложных экологических проблем. Она проявляется с одной стороны для удаления твёрдых отходов, требующих выделение земельных участков, с другой стороны причинение экологического вреда.

В контексте экологического права выделяют: 1. Отходы производства и потребления. 2. Отходы газообразные, жидкие и твёрдые. 3. Опасные отходы. Радиоактивные.

Наиболее общим родовым понятием являются отходы производства и потребления. Под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, иных изделий, продуктов, которые образовались в процессе производства и потребления, а также продукция и товары, утратившие свои потребительские свойства. Обращение с твёрдыми отходами регулируется рядом правовых актов. Наиболее общие требования при обращении с отходами производства и потребления установлены ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, хранению и захоронению, условия использования, которые должны быть безопасными для окружающей среды и регулируется законодательством РФ. В целях исключения экологического вреда закон запрещает на наиболее экологических и социально ценных территориях. В частности запрещается: 1. захоронение отходов на территориях городских и сельских поселениях, парковых, курортных, лечебно – оздоровительных и рекреационных зонах, в поверхностных и подземных водных объектах, в недрах и на почву, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно – бытового использования, в бальнеологических целях, для извлечения ценных минеральных объектов. 2. размещение опасных отходов на территории примыкающих к территории городских и сельских поселений, лесопарковых, курортных зонах на путях миграции животных и иных местах, в которых может быть создана опасность естественных экологических систем и здоровья человека 3.в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ. В случае, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ.

Механизм обращения с отходами производства и потребления ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998г.Положение этого ФЗ получили развитие в ряде подзаконных актов: 1. правила трансграничного перемещения отходов. 2. порядок ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов. 3. правила разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов их обращения. 4. другие НПА, в том числе законы субъектов РФ, где соответствующие законы приняты

Важную роль в охране природы играют требования к предприятиям, на которых образуются отходы. Требования к обращению с отходами на территории городских и других поселений. Требования к объектам размещения отходов. Требования к профессиональной подготовке лиц, допущенных к обращению с опасными отходами. Требования к транспортировке опасных отходов.

Важная роль в охране природы имеет способ удаления отходов производства и потребления. Одна из наиболее распространённых способов, как в России, так и за рубежом является их размещение на специальных оборудованных объектах, полигонов и свалках. Определение места строительства объекта размещений отходов осуществляется на основе специальных (геологических и иных) исследованиях и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Для обладания информацией о месте размещения отходов, объекты вносятся в государственный реестр. На территории объектов размещения отходов и в их пределах, должен проводиться мониторинг состояния окружающей среды. К обращению с опасными отходами могут быть допущены лишь лица, имеющие профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с ними. Ответственность за допуск работников к работе с опасными отходами несет соответствующее должностное лицо организации.

Транспортирование опасных отходов должно осуществляться при соблюдении определённых условий: 1. наличие паспорта опасных отходов 2. наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; 3. соблюдение требований безопасности к транспортированию опасных отходов на транспортных средствах; 4. наличие документации для транспортирования и передачи опасных отходов с указанием количества транспортируемых опасных отходов, цели и места назначения их транспортирования.

Закон запрещает также ввоз опасных, радиоактивных объектов в РФ в целях их захоронения и обезвреживания.

Особые требования законодательство РФ применяет к трансграничному перемещению отходов. Ввоз отходов на территорию РФ в целях их использования осуществляется на основании разрешения, выданного в порядке установленном Постановлением Правительства РФ.

Законом "об отходах производства и потребления" установлены особые требования к обращению с ломом и отходами цветных и/или чёрных металлов и их отчуждению со стороны физических лиц, юр.лиц и индивидуальных предпринимателей.

Лом и отходы цветных или чёрных металлов - это пришедшие, в негодность/утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) чёрных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) чёрных металлов и их сплавов, а также неисправленный брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Понятие обращения с ломом и отходами включает в себя их приём, учёт, хранение, транспортирование. Физические лица могут осуществлять отчуждение цветных металлов, образующихся при использовании изделий из черных металлов в быту и принадлежащих им на праве собственности. Согласно перечню разрешённых для приёмов от физических лиц ломов и отходов цветных металлов. Данный перечень утверждён органами гос.власти субъектов Федерации.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут осуществлять обращения с ломом отходами цветных металлов и их отчуждение в случаи если имеются документы, подтверждающие их право собственности на указанный лом и отходы. Правила обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение установлено Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 №370. Правила обращения с ломом и чёрным металлами и их отчуждение установлено Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 №369. Закон содержит некоторые особые требования относительно обращения с опасными отходами.

Опасные отходы - это отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для ОС и здоровья человека, как самостоятельно, так и при вступлении в контакт в другими веществами.

В зависимости от степени вредного воздействия на ОС и здоровье человека они подразделяются на классы опасности. Критерии опасности установлены Министерством Природных Ресурсов, и Экологии РФ на опасные отходы должен быть составлен паспорт, на основе данных о составе и свойствах опасных отходов, оценки их опасности. Для обеспечения экологически-корректного обращения с отходами применяются такие организационно-правовые форма как: 1. лицензирование 2. нормирование 3. учёт и отчётность 4. ведение государственного кадастра 5. контроль 6. юридическая ответственность Применяются также меры экологического регулирования обращения с отходами.

В соответствии с законом только на основании лицензии (разрешения) допускаются многие виды деятельности, связанные с обращением с отходами производства и потребления. К таким видам деятельности относятся: 1. любая деятель по обращению с опасными отходами 2. создание объектов размещения отходов 3. обращение с ломом и отходами цветных и (или) чёрных металлов 4. другие виды деятельности

Конкретные требования о лицензировании деятельности в данной деятельности установлены рядом подзаконных актов, основным из которых является положение о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, размещению опасных отходов. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 26.08.2006.

Лицензирование деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировки, размещению опасных отходов осуществляется специально уполномоченными государственными органами - федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Нормирование в области обращения с отходами является новым направлением в природа охранной деятельности в РФ. ФЗ «об отходах производства и потребления» предусмотрены в 2 видах нормативов: 1.Образование отходов. 2. Лимиты на их размещение.

Норматив образования отходов определяет установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.

Лимиты на размещение отходов разрабатываются в соответствии с нормативами природопользования вредных воздействия на ОС, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объёмом) объекта из размещения устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определённым способом на установленный срок с объектах размещения отходов с учётом экологической обстановки данной территории.

Конкретное требование, касающиеся этих нормативов определяется правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. - Утверждено Постановлением Правительства 16.06.2000г.

Важную роль в информационном обеспечении эффектного обращения с отходами играют учёт и отчётность в области обращения с отходами, паспортизации опасных отходов и государственный кадастр отходов. Эти субъекты (индивидуальные предприниматели, юр.лица), осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести учёт образовавшихся использованных, обезвреженных, преданных другим лицам или полученные от других лиц, а также размещённых отходов. Они обязаны предоставлять отчёт о своей деятельности по обращению с отходами. Отчёты включают сведения о происхождении, количестве, составе, свойствах, классе опасности отходов, условиях и конкретных объектов их размещения, технологиях их использования и обезвреживания. Порядок и сроки их предоставления определяются специально-уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

На основании представленных отчётом Министерства Природных Ресурсов и Экологии РФ и его территориальные органы проводят работу по паспортизации опасных отходов и ведут государственный кадастр отходов. Государственный кадастр отходов ведётся по единой для РФ системе с участием органов власти субъектов РФ включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Порядок ведения государственного кадастра и проведение паспортизации опасных отходов определён Постановлением Правительства РФ от 26.10.2000г.

Меры экономического регулирования обращения с отходами включают: 1. программы в области обращения с отходами. 2. плату за размещение отходов. 3. меры экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами.

Плата за размещение отходов является важнейшим этапом экологического механизма ООС и разновидностью платы за негативное воздействие на природу. Такая плата взимается с индивидуальных предпринимателей и юридическими в процессе деятельности, которых образуются твёрдые отходы. Регулируется законом «об отходах производства и потребления», «об охране окружающей среды», НК РФ. Ставки платы за размещение отходов различаются с учётом экологической обстановки на той или иной территории.

Закон "Об отходах производства и потребления" предусмотрел меры стимулирующей деятельности в данной сфере осуществляется по средствам: 1. понижения размера платы за размещение отходов индивидуальных предпринимателей и юр.лицами осуществляющих деятельность в процессе которой образуются отходы при внедрении ими технологий, обеспечивающих уменьшение количества отходов. 2. применение ускоренной амортизации основных производственных фондов, связанных с осуществлением деятельности в области обращений с отходами.

В области обращения с отходами потенциально важную роль играет государственный, производственный, общественный контроль, то есть проверка исполнения требований по обращению с отходами. За нарушение законодательства РФ в области обращения с отходами должностные лица и граждане несут дисциплинарную, административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность, а юр.лица административную и (или ) гражданско-правовую ответственность.

Наши рекомендации