Правовое регулирование деятельности в области обращения с отходами производства и потребления.

Законодательным актом, устанавливающим правовые основы общественных отношений при обращении с отходами, является Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Им определены: обязательность установления нормативов образования отходов произ­водства и потребления и лимитов на их размещение (ст. 24); требова­ния в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 51); права, обязанности и ответствен­ность государственных инспекторов в области охраны окружающей среды (ст. 66).

Специальные нормы, регулирующие отношения в области обра­щения с отходами содержит Федеральный закон «Об отходах произ­водства и потребления». В нем определено понятие «обращение с отхо­дами» — деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспорти­рованию, размещению отходов.

Использование — вовлечение отходов в хозяйственный оборот (переработка отходов в целях получения новых видов продукции). Утилизация — обезвреживание с одновременным извлечением по­лезных свойств, необходимых для дальнейшего производства. Под обезвреживанием понимается обработка отходов, в том числе сжига­ние и обезвреживание отходов на специализированных установках в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Размещение — любая операция по хранению и захоронению отходов. Хранение — изоляция с учетом временной ней­трализации (складирование) отходов, направленная на снижение их опасности для окружающей среды. Для хранения устанавливается срок его нахождения в местах складирования. Захоронение — изоляция от­ходов, направленная на исключение попадания загрязняющих веществ в окружающую среду и возможности дальнейшего использования этих отходов. Объекты для размещения отходов — полигоны по обезврежи­ванию и захоронению промышленных и бытовых отходов, шламонако- пители и т. д.

Деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I—IV клас­сов опасности подлежит лицензированию (ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», п. 30 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», поста­новление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по обезвреживанию и размещению отходов 1—IV классов опасности»1). На отходы I—IV класса опасности должен быть составлен паспорт.

Основными требованиями, предъявляемыми к юридическим ли­цам и индивидуальным предпринимателям при эксплуатации пред­приятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами являются: соблюдение установленных тре­бований в области охраны окружающей среды; разработка проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; вне­дрение малоотходных технологий; проведение инвентаризации от­ходов и объектов их размещения; проведение мониторинга состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставление в установленном порядке необходимой ин­формации в области обращения с отходами; соблюдение требований предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, приня­тие неотложных мер по их ликвидации.

Норматив образования отходов - установленное количество отхо­дов конкретного вида при производстве единицы продукции. Лимит на размещение отходов представляет собой предельно допустимое ко­личество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах разме­щения отходов с учетом экологической обстановки на данной терри­тории. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г.1

Требования к объектам размещения отходов установлены в ст. 12 Федерального закона “Об отходах производства и потребления», со­гласно которой создание специально оборудованных сооружений, предназначенных для размещения отходов, допускается на основании разрешений, выданных специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строитель­ства объектов размещения отходов осуществляется на основе специ­альных исследований в порядке, установленном законодательством РФ, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Запрещается захоронение отходов на территориях городских и сель­ских поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровитель­ных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Также запреща­ется захоронение отходов в местах залегания полезных ископаемых и ведения горных работ в случаях, если возникает угроза загрязнения мест залегания полезных ископаемых и безопасности ведения горных работ. Все объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Постановлениями Главного государственного санитарного вра­ча РФ от 30 апреля 2003 г. N® 801 и от 30 мая 2001 г. № 162 введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления». СанПиН 2.1.7.1322-03 и соответственно санитарные правила «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» СП 2.1.7.1038-01. Правила устанавливают гигиенические требова­ния к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезврежи­вания и захоронения отходов производства и потребления. Эти тре­бования не распространяются на полигоны захоронения радиоак­тивных отходов; полигоны твердых бытовых и смешанных отходов; могильники для органических веществ и трупов животных; склады просроченных и непригодных к использованию лекарственных пре­паратов и пестицидов.

За деятельностью в области обращения с отходами производства и потребления предусмотрен государственный надзор, производствен­ный и общественный контроль. Государственный экологический над­зор, в том числе и в области обращения с отходами, осуществляет в пределах своей компетенции Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со своей компетенцией.

Правовые нормы, регулирующие деятельность по обращению с отходами производства и потребления в Российской Федерации, содержатся, помимо федеральных законов, в подзаконных актах и в законодательстве субъектов РФ. В ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»3 установлены санитарно-эпидемиоло­гические требования к сбору, использованию, обезвреживанию.

транспортировке, хранению, захоронению и утилизации отходов производства и потребления. Отношения при обращении с отходами горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих произ­водств регулируются Законом РФ О недрах», где рассматриваются вопросы пользования недрами, в том числе для захоронения отходов (ст. 9, 10, 16, 23). Правовое регулирование предупреждении нега­тивного воздействия отходов на окружающую среду осуществляется также в соответствии с Федеральным законом «Об экологической экспертизе», согласно которому договоры, предусматривающие использование отходов производства, подлежат обязательной госу­дарственной экологической экспертизе (ст. 11, 12). Отношения при размещении и захоронении отходов в водных объектах регулируются водным законодательством. Водным кодексом РФ запрещены сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов (ст. 96), а также засорение ледяного покрова водных объектов, ледников и снежников производственными, бытовыми и иными отходами и отбросами (ст. 101). Федеральным законом от 31 июля 1998 1 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, террито­риальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»1 запре­щаются захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море (ст. 37). Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. М 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации»2 установлено, что перечень отходов и других материалов, запрещенных к захороне­нию на континентальном шельфе, публикуется в «Извещениях море­плавателям», а также, что захоронение отходов и других материалов на континентальном шельфе допускается только на основании раз­решения, выдаче которою должна предшествовать государственная экологическая экспертиза, и при обеспечении надежной локализа­ции захороненных отходов и других материалов (ст. 34).

Органы местного самоуправления, в свою очередь, разрабатыва­ют планы мероприятий по исполнению региональных иелевых про­грамм, а также принимают муниципальные нормативные правовые акты в области обращения с отходами производства и потребления. Таким образом, законодатель дает возможность повысить роль мест­ных администрации в строительстве и организации объектов утили­зации отходов, включая очистные сооружения мусоросжигательных заводов.

71.Правовые требования обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами.

Федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии но­вого поколения на период 2010—2015 годов и на перспективу до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г № 50', устанавливает, что одной из основных проблем современной атомной энергетики Российской Федерации является высокое и постоянно нарастающее количество отработавшего ядерного топлива и радиоактивных отходов.

В ряде регионов России фиксируется дополнительное радиоак­тивное загрязнение объектов окружающей среды. На Европейской территории России таким источником остается Чернобыльская АЭС, на Азиатской территории России — радиационная авария в 1957 г. на ПО «Маяк» в Челябинской области и ветровой вынос радионуклидов с обнажившихся берегов озера Карачай, куда сливались жидкие радио­активные отходы этого предприятия

Под радиоактивными отходами действующее законодательство понимает не подлежащие дальнейшему использованию материалы и вещества, а также оборудование, изделия (в том числе отработавшие источники ионизирующего излучения), содержание радионуклидов в которых превышает уровни, установленные в соответствии с кри­териями, установленными Правительством Российской Федерации Радиоактивными отходами также могут признаваться материалы с повышенным содержанием природных радионуклидов, образовав­шиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии видов деятельности по добыче и переработке минерально­го и органического сырья с повышенным содержанием природных радионуклидов, в случае, если эти материалы не подлежат дальней­шему использованию.

Необходимо различать понятия радиоактивные отходы (РАО) и отработавшее ядерное топливо (ОЯТ), содержащееся в облученных в ядерном реакторе и извлеченных из него тепловыделяющих сборках. Федеральный закон от II июля 2011 г. № 190-ФЗ «Об обращении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные за­конодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения в области обращения с радиоактивными отходами, но его положения не применяются к отношениям в области обращения с отработавшим ядерным топливом.

Обращение с радиоактивными отходами — это деятельность по сбору, сортировке, переработке, кондиционированию, перевозке, хранению и захоронению радиоактивных отходов. Под захоронением РАО понимается безопасное их размещение в пункте захоронения радиоактивных отходов без намерения их последующего извлечения. Пункт захоронения радиоактивных отходов предназначен для разме­щения радиоактивных отхолов без намерения их последующего из­влечения и обеспечивающий радиационную безопасность работников такого пункта, населения и окружающей среды в течение периода по­тенциальной опасности радиоактивных отходов.

Согласно ст. 4 вышеуказанного Закона РАО подразделяются на удаляемые радиоактивные отходы и особые радиоактивные отходы. Удаляемые радиоактивные отходы для целей их захоронения класси­фицируются по следующим признакам:

1) по периоду полураспада соцержашихся в РАО радионуклидов — долгоживущие и короткоживушие радиоактивные отходы;

2) по удельной активности — высокоактивные, среднеактивные, низкоактивные, очень низкоактивные радиоактивные отходы;

3) по агрегатному состоянию — жидкие, твердые, газообразные РАО;

4) по содержанию ядерных материалов — радиоактивные отходы, содержащие ядерные материалы и не содержащие ядерных материалов;

5) отработавшие закрытые источники ионизирующего излучения;

6) радиоактивные отходы, образовавшиеся при добыче и перера­ботке урановых руд;

7) радиоактивные отходы, образовавшиеся при осуществлении не связанных с использованием атомной энергии вндов деятельности по добыче и переработке минерального и органического сырья с повы­шенным содержанием природных радионуклидов.

Критерии отнесения твердых, жидких и газообразных отходов к радиоактивным отходам; радиоактивных отходов к особым радиоак­тивным отходам и к удаляемым радиоактивным отходам и критерии классификации удаляемых радиоактивных отходов утверждены по­становлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2012 г. № 1069'. Порядок и сроки создания единой государственной системы обращения с радиоактивными отходами и порядок государ­ственного регулирования тарифов на захоронение радиоактивных отходов также регулируются постановлениями Правительства Рос­сийской Федерации.

Федеральный .закон «Об обрашении с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливает Федеральные нормы и правила, регулиру­ющие обращение с РАО и требования к обеспечению безопасности при обращении с ними: лицензирование деятельности по обращению с РАО; государственный учет и контроль радиоактивных отходов; регистрацию радиоактивных отходов и пунктов хранения радиоак­тивных отходов; ответственность за нарушение требовании в области обращения с РАО.

Отношения в области обращения с радиоактивными веществами и радиоактивными отходами регулируются также Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которым установлены общие требования по обращению с радиоактивными ве­ществами и ядерными материалами, порядок их ввоза в Российскую Федерацию из иностранных государств (ст. 48). Юридические и фи­зические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не до­пускать превышение установленных предельно допустимых нормати­вов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опас­ных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения.

Ввоз в Российскую Федерацию радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или за­хоронения, а также затопление, отправка в космическое пространство запрещаются, кроме случаев, установленных Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Федеральным законом «Об обраще­нии с радиоактивными отходами и о внесении изменений в отдель­ные законодательные акты Российской Федерации» случаев ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных отходов в целях их хранения, переработки или захоронения. Ввоз в Российскую Федерацию из ино­странных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов для осуществления временного технологического хранения и (или) их переработки разрешается в случае, если проведены государ­ственная экологическая экспертиза и иные государственные экспер­тизы соответствующего проекта, предусмотренные законодательством

РФ, обоснованы общее снижение риска радиационного воздействия и повышение уровня экологической безопасности в результате реализа­ции соответствующего проекта. Ввоз в Российскую Федерацию облу­ченных тепловыделяющих сборок ядерных реакторов осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации.

Федеральный закон от21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ «Об использова­нии атомной энергии» определяет правовую основу и принципы ре­гулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окру­жающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного ис­пользования атомной энергии.

Закон распространяется, в частности, на следующие виды деятельности в области использования атомной энергии: разме­щение, проектирование, сооружение, эксплуатацию и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пун­ктов хранения, закрытие пунктов захоронения радиоактивных отхо­дов, проведение экспертизы безопасности объектов использования атомной энергии.

В законодательстве используются различные понятия, обозначаю­щие вещества, обладающие радиоактивным эффектом: ядерные мате­риалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы, облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора и др. К ядерным матери­алам относятся материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества. Под радиоактив­ными веществами понимаются вещества, не относящиеся к ядерным материалам и испускающие ионизирующее излучение.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона «Об использовании атомной энергии» ядерные материалы, радиоактивные вещества, радиоактивные отходы независимо от формы собственности подлежат государственному учету и контролю в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоак­тивных отходов.

Порядок и правила осуществления государственного учета и кон­троля радиоактивных отходов, в том числе регистрации радиоактив­ных отходов и пунктов хранения радиоактивных отходов, органом государственного управления в области обращения с радиоактивными отходами утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2012 г. М 1188'.

Большое значение для охраны окружающей среды имеет уста­новленная законодательством необходимость лицензирования де­ятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ и физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов.

Наши рекомендации