YII. Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер

Конвенция подписана 17 марта 1992 года в г. Хельсинки (Финляндия), Казахстаном ратифицирована 23 октября 2000 года.

Конвенция предусматривает предотвращение, ограничение и сокращение любого трансграничного воздействия, сотрудничество путем заключения двусторонних и многосторонних соглашений, определяющих взаимоотношения и поведение в области предотвращения, ограничения и сокращения трансграничного воздействия, с целью выработки согласованной политики, программ, стратегий, охватывающих соответствующие водосборы. По своей природе данное соглашение является важным звеном сотрудничества по использованию и охране трансграничных водотоков и международных озер.

Из стран СНГ к Конвенции, кроме Казахстана, присоединились РФ, Азербайджан, Беларусь, Молдова, Украина. В этой связи, реализация положений Конвенции осуществляется в рамках приграничного сотрудничества между РК и РФ.

В последнее время возрастает актуальность проблемы трансграничных рек. Республика Казахстан граничит с Российской Федерацией, Китайской Народной Республикой, Республикой Узбекистан и Республикой Кыргызстан, по территории которых протекают такие крупные реки, как Урал, Тобол, Ишим, Иртыш, Или, Чу, Талас, Сырдарья, а также множество средних и малых водотоков. Водные ресурсы этих рек и их качество имеют большое значение для осуществления и развития хозяйственной деятельности на сопредельных территориях, немаловажным является и связанный с этими реками вопрос национальной безопасности Республики Казахстан. Однако Конвенция ратифицирована лишь Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

Гидрохимический и гидрологический мониторинг за состоянием трансграничных вод, с российской стороны, осуществляется ФП «Обь-Иртышское УГМС», Тюменским областным центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. На территории Республики Казахстан, данный мониторинг осуществляет Северо-Казахстанский, Восточно-Казахстанский, Костанайский и Западно-Казахстанский Центры гидрометеорологии.

В рамках реализации Плана мероприятий к Программе приграничного сотрудничества регионов Республики Казахстан и Российской Федерацией на 2008 - 2011 годы, принятого 26 ноября 2007 года в г. Астана на 11-ом заседании Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Республикой Казахстан и Российской Федерацией, Подкомиссия по приграничному сотрудничеству преобразована в Подкомиссию по межрегиональному и приграничному сотрудничеству Межправительственной комиссии по сотрудничеству между РК РФ. На нее будут возложены функции по организации и проведению межрегиональных Форумов двух стран осенью 2009 года в г. Оренбурге, а также мониторинг выполнения договоренностей по вопросам двухстороннего межрегионального сотрудничества.

В рамках содействия решению трансграничных вопросов Балхаш-Алакольской зоны устойчивого развития, Министерством охраны окружающей среды Республики Казахстан совместно с экспертами Регионального Экологического Центра Центральной Азии и Европейской Комиссии, в Республике Казахстан реализован проект «Подготовка плана интегрированного управления Или-Балхашским бассейном»,целью которого являлось изучение международного опыта управления бассейнами, повышение уровня осведомленности общества, вовлечение широкой общественности в деятельность по проекту, усиление потенциала для создания органов управления бассейна; создание Национального ПИУ ИББ, интеграция принципов экосистемного управления в нормативную базу и практику.

Постановлением Правительства РК от 2 марта 2007 года № 163 утверждена Программа «Обеспечение устойчивого развития Балхаш-Алакольского бассейна на 2007-2009 годы»

В рамках реализации плана Мероприятий Программы разработаны:

- предложения по обеспечению гидроэкологической безопасности природно-хозяйственной системы Балхаш-Алакольского бассейна в условиях ожидаемых изменений ресурсов поверхностных вод;

- методики прогноза стока трансграничных водотоков с учетом объема отбора воды с сопредельными государствами (на примере рек Или и Ертыс);

- оценка влияния экологического состояния Балхаш-Алакольского бассейна на безопасность и качество сельскохозяйственной продукции;

- оценка влияния антропогенных факторов на тенденцию ухудшения здоровья населения в Балхаш-Алакольском бассейне;

- научное обеспечение схемы комплексного освоения рекреационного потенциала Балхаш-Алакольского бассейна;

- комплекс мероприятий по сохранению и воспроизводству биоразнообразия в дельте реки Или озера Балхаш для обеспечения экологической устойчивости низовий реки Или;

- комплекс мероприятий по обеспечению экологической устойчивости и сохранению их биоразнообразия

- мероприятия по основам повышения устойчивости экосистем Балхаш-Алакольского региона.

Реализация данных мероприятий позволила:

- уточнить многолетний режим солеобмена между Западным и Восточным Балкашом и выявить закономерности водно-солевого режима Сарыесик;

- установить нормативы равновесного состояния озера Балхаш: оптимальный (341,0 м), критический (340,5 м), предельный (340 м), обеспечиваемые речным притоком в озеро в объеме соответственно 14, 13 и 12 км3/год, в т.ч. по реке Иле 10,8, 10,0 и 9,2 км3/год;

- выработать рекомендации по управлению внутриводоемными процессами в озере Балхаш;

- провести анализ и оценку современных методик прогноза стока рек, ретроспективы и современный анализ гидрологического режима рек Или и Ертыс с учетом антропогенных нагрузок и экологической безопасности РК, ретроспективная оценка водного режима и ОГХ р.Или и Ертыс;

- провести анализ водохозяйственной деятельности в бассейне р. Или и Ертыс;

- провести оценку уровня антропогенных нагрузок на водные ресурсы этих рек, составлен банк данных по основным гидрологическим характеристикам рек Иле и Ертыс;

- построить карту-схему устойчивости почвенного покрова к рекреационной нагрузке, карту-схему допустимой рекреационной нагрузки биоценоза с учетом механической устойчивости травяного покрова;

- выявить целевые показатели развития экологического туризма БАБ и построить карту-схему «Совокупный туристско-ресурсный потенциал развития экологического туризма Балхаш-Алакольского бассейна».

Разработан проект Соглашения между правительствами Китайской Народной Республики, Республики Казахстан и Республики Кыргызстан по интегрированному управлению Балхаш-Алакольским бассейном. Целью данного Соглашения является создание правовой и институциональной рамок для интегрированного управления Балхаш-Алакольским бассейном, которое обеспечит экономическую устойчивость региона и улучшение условий жизни населения, зависящих от водных и других природных ресурсов региона.

22-24 декабря 2008 года в Урумчи (СУАР) состоялось совместное заседание экспертов и проектировщиков по строительству объединенного гидроузла «Достык» на реке Хоргос. В частности, в ходе переговоров сторонами были уточнены стоимость и план строительства данного проекта, предварительный механизм управления строительными работами.

По итогам обмена мнениями по организации строительных работ данного объекта, достигнута договоренность о создании совместного комитета по строительству объединенного гидроузла «Достык» на реке Хоргос, отвечающего за решение вопросов принципиального характера в процессе строительства и его управления. В целом, достигнута договоренность поддерживать экологический попуск воды в объеме 1,7куб.м/сек. через паводковые и промывные шлюзы гидроузла.

Вместе с тем, в рамках реализации Концепции перехода Республики Казахстан к устойчивому развитию на 2007-2024 годы и, с целью поддержания экологической стабильности, Министерством охраны окружающей среды осуществляется деятельность по разработке региональных планов мероприятий по переходу к устойчивому развитию для остальных семи зон устойчивого экосистемного развития по бассейновому принципу, в частности для Жайык-Каспийской зоны устойчивого развития.

Создание зон устойчивого развития позволит обеспечить эффективное природопользование и сохранение природных ресурсов на основе единого подхода к управлению территориями, относящимися к целостным экологическим системам, преодолеть неэффективность существующей системы менеджмента природных ресурсов, ведомственную разобщенность и дублирование функций, создать условия для развития экосистемного подхода в международных отношениях, углубление сотрудничества со странами-соседями в рамках совместной деятельности по сохранению транснациональных экологических систем.

YIII. Конвенция о доступе к информации, участию общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская Конвенция ООН)

Министерство охраны окружающей среды Республики Казахстан продолжает реализацию дальнейших системных демократических реформ, обозначенных Президентом Республики Казахстан Н. Назарбаевым в Послании народу Казахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цель государственной политики», где для совершенствования демократического развития необходимы долгосрочная стабильность, мир и согласие, в которой «...главную роль должны играть политические партии, неправительственные организации и другие общественные институты».

В Республике Казахстане основные законодательные и нормативные акты, определяющие основу для реализации положений об общественном доступе к экологической информации, были приняты еще до ратификации Конвенции о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (далее – Орхусская Конвенция).

Министерство, придерживаясь основных принципов демократизации –формирование институтов гражданского общества и широкого привлечения общественности к разработке законодательной базы, проводит совершенствование законодательства в части обеспечения конституционных прав и свобод граждан в сфере экологии. Так, действующую в Республике Казахстан законодательную базу, обеспечивающую доступ к информации и право на получение информации, в том числе, экологической, существенно расширяет и дополняет, принятый 9 января 2007 года Экологический кодекс Республики Казахстан, который направлен на гармонизацию нашего экологического законодательства с передовыми международными актами, переход на новые стандарты, совершенствование системы государственного контроля. В Экологическом кодексе доступ населения к экологической информации и его участие в решении экологических проблем определяется в качестве одного из базовых принципов Устойчивого развития Республики Казахстан. Так, глава 21 «Экологическая информация» Экологического кодекса содержит положения о правах и обязанностях субъектов в отношении предоставления экологической информации, сроках и порядке ее представления. Таким образом, требования статьи 4 Орхусской Конвенции получили полное отражение в законодательстве Республики Казахстан.

За период с 2005 по 2007 годы, основные усилия по реализации в Казахстане положений Орхусской Конвенции были направлены на улучшение практики работы государственных служащих с поступающими запросами на экологическую информацию. С этой целью приказами Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан создан Центр экологической информации, утверждены «Правила сбора, систематизации, хранения и распространения экологической информации», а также «Правила доступа к экологической информации, относящейся к процедуре оценки воздействия на окружающую среду и процессу принятия решений по намечаемой хозяйственной и иной деятельности». Оба Правила включают соответствующие требования казахстанского законодательства в распределении функций по работе с экологической информацией между различными государственными органами и организациями, обладающих экологической информацией, и отвечают положениям статьи 4 Орхусской Конвенции и направлены на их реализацию в качестве норм прямого действия.

Требования статьи 6 Орхусской Конвенции по участию общественности в принятии решений по конкретным видам деятельности в Республике Казахстан применяются ко всем проектам хозяйственной и иной деятельности, проходящим процедуру оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Так, с целью определения и ограничения возможных негативных последствий реализации планируемой управленческой, хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и здоровье населения, а также соблюдения баланса интересов экономического развития и охраны окружающей среды в соответствии требованиям статьи 45 и 46 Экологического кодекса проводятся государственная и общественная экологические экспертизы. Согласно требованиям пунктов 1-3 статьи 57 Экологического кодекса всем заинтересованным гражданам и общественным объединениям предоставляется возможность выразить свое мнение в период проведения государственной экологической экспертизы. Проведение государственной экологической экспертизы регламентируется утвержденным приказом Министра охраны окружающей среды «Правилами проведения государственной экологической экспертизы», разработанными в соответствии с подпунктом 28 статьи 17 и пунктом 2 статьи 49 Экологического Кодекса.

Дальнейшее расширение сферы применения статьи 6 Орхусской Конвенции в Казахстане получило с принятием приказом Министра охраны окружающей среды Республики Казахстан от 28 июня 2007 года новой «Инструкции по проведению оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду при разработке предплановой, плановой, предпроектной и проектной документации». Пункт 51 раздела 8 данного нормативно-правового документа устанавливает принцип обязательного участия общественности в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду. А это значит, что в Казахстане решения по любым видам деятельности, по которым предусмотрена оценка воздействия на окружающую среду, должны приниматься с обязательным соблюдением требований статьи 6 Орхусской Конвенции. Данное положение вытекает из содержания пункта 20 Приложения I Конвенции, который предусматривает, что статья 6 распространяет свое действие на те случаи, когда участие общественности предусматривается в рамках процедуры оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с национальным законодательством. Инструкция ОВОС детально определяет обязанности заказчика по обеспечению участия общественности в оценке воздействия на окружающую среду, и касаются своевременного представления в СМИ информации о проведении обсуждения с общественностью намечаемой деятельности, обеспечения доступа к материалам ОВОС, возможностей для представления замечаний и предложений в письменной форме.

Гласность государственной экологической экспертизы и доступ населения к принятию решений осуществляется путем проведения Общественных слушаний. Общественные слушания проводятся в соответствии с утвержденными «Правилами проведения общественных слушаний».

В 2007 году при поддержке ОБСЕ и НПО «Экологический форум общественных организаций Казахстана» разработано и согласовано с Министерством охраны окружающей среды «Информационно-справочное руководство по организации и проведению общественных слушаний, а также применению иных форм общественного участия при принятии решений по вопросам, касающимся окружающей среды». В данном руководстве даны практические рекомендации по проведению общественных слушаний с учетом требований по общественному участию статьи 6 Орхусской Конвенции, законодательства Республики Казахстан и сложившейся международной практики в сфере оценки воздействия на окружающую среду от начала процесса принятия решений до его завершения.

В целях реализации положений Орхусской Конвенции, Концепции государственной поддержки НПО Республики Казахстан, а также в соответствии со статьей 135 Экологического кодекса на территории Республики Казахстан осуществляется общественный контроль в области охраны окружающей среды.

В целях вовлечения НПО в процесс принятия важнейших политических решений общегосударственного масштаба, Президент страны Н.А. Назарбаев, выступая на II Гражданском форуме, предложил при Мажилисе Парламента Республики Казахстан учредить Палату общественных экспертов. С 2006 года Палата общественных экспертов Мажилиса на заседаниях рабочих групп рассмотривает представленные законопроекты.

На сегодняшний день оформилась устойчивая группа НПО по экологическому направлению во всех регионах республики.

В стране зарегистрировано более 300 экологических неправительственных организаций.

Неправительственными организациями были организованы публикации в СМИ по вопросам участия общественности в решении региональных экологических проблем.

Кроме того, реализуется проект ТАСИС “Привлечение общественности и поддержка гражданского общества в реализации Орхусской конвенции”. Проект стартовал 1 сентября 2007 года и рассчитан на 24 месяца. Основная цель проекта: поддержка выполнения положений Орхусской Конвенции.

С момента начала проекта достигнуты следующие результаты:

- создана Национальная команда, в число которой вошли представители общественности, Министерства охраны окружающей среды. Для Национальной команды проведены семинары по применению законодательства и выполнению Казахстаном международных обязательств по Орхусской конвенции;

- в рамках проекта проведен семинар для представителей судейского корпуса Казахстана, также по вопросам, касающимся выполнения Казахстаном обязательств по Орхусской конвенции;

- проведен анализ существующего законодательного поля, разработан проект рекомендаций по приведению действующего законодательства Республики Казахстан в соответствие с положениями Орхусской конвенции (Приложение 10). В ноябре текущего года данный проект рекомендаций будет обсужден в рабочем порядке и после этого представлен широкой общественности;

- в рамках проекта стартовал пилотный проект «Содействие в разработке национального Регистра выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) на примере города Алматы».

Вместе с тем, Министерством охраны окружающей среды и его территориальными управлениями регулярно проводятся отчетные встречи перед населением, на которых общественность информируется о деятельности государственных органов в области охраны окружающей среды. Сотрудники территориальных органов выступают с информацией об экологической обстановки в регионах и итогах деятельности управлений.

В целях выработки предложений и рекомендаций по осуществлению государственной политики в области охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования при Министерстве охраны окружающей среды Республики Казахстан создан Общественный экологический совет. В состав Общественного экологического совета входят представители НПО, депутатского корпуса, ученые и руководители экологических служб крупных промышленных предприятий. Участие ученых, НПО и общественных деятелей в работе Общественного экологического совета открывает дополнительные возможности для учета общественного мнения в принимаемых решениях и рекомендациях, способствует своевременной и качественной реализации мероприятий, предусмотренных в программных документах природоохранного характера, а также развитию и стимулированию распространения информации и получению откликов общественности, повышению гражданской активности. Члены Общественного экологического совета участвуют в проведении и работе Коллегий Министерства, круглых столов, семинаров, форумов.

Во исполнение обязательств Казахстана по Орхусской Конвенции в ноябре 2008 года создан виртуальный «Орхусский центр» на базе веб-сайта Информационно-аналитического центра охраны окружающей среды Министерства охраны окружающей среды Республики Казахстан www.iacoos.kz.

На сайте представлена информация о правовой базе в области охраны окружающей среды, государственные кадастры природных ресурсов Казахстана, фонд экологической информации и другое. На веб-страницах виртуального центра общественность и все заинтересованные стороны имеют возможность получить общую информацию об Орхусской Конвенции и по протоколу РВПЗ. В виртуальном «Орхуском Центре» представлена информация о Секретариате конвенции с указанием ответственного должностного лица, о встречах сторон прошедших и предстоящих, о Неправительственных организациях и общественных центрах (экологические центры, республиканские штабы, общественные фонды), о выполняемых проектах, об общественных слушаниях, публикации, встречи сторон, календарь событий.

На функционирование Государственного фонда экологической информации и данного виртуального Орхусского Центра из республиканского бюджета на 2009 год выделено 16 417 тыс. тенге (136,8 тыс. долларов).

В 2008 году судьями Верховного суда разработано учебно-практическое пособие по применению судами Республики Казахстан положений Орхусской Конвенции, в котором представлены примеры углубленного изучения тем, касающихся экологических прав общественности и их защиты в судебном порядке.

На сегодняшнем этапе общественность, в том числе неправительственные организации, активно вовлечены в процесс реализации Орхусской конвенции в Казахстане.

Наши рекомендации