Понятие и предмет международной правовой охраны окружающей среды
48.Организационно-правовые формы контроля в области охраны окружающей среды.проводится в целях обеспечения республ. органами гос. управления, местными исполн. и распоряд. органами, ЮЛ и гражданами РБ в области охраны окруж. среды, соблюдения требований в области охраны, а также обеспечения экол. безопасности. Контроль может быть гос-ым, ведомственным, производственным и общественным. Гос. контроль в области охраны окружающей среды включает контроль за использованием и охраной земель, недр, поверхностных и подземных вод, атм. воздуха, озонового слоя, лесов, объектов раст. и животного мира, особо охр. прир. территорий, типичных и редких природных ландшафтов, климата, а также за обращением с отходами. Гос контроль в области охраны окруж. среды осущ-ся Мин прирресурсов, иными спец. Уполномоч. Республ. органами гос. управления, их территориальными органами, местными Советами депутатов и исполнит. и распоряд. органами в пределах их компетенции. Долж лица Минприрресурсов и охраны окр среды и его территор органов, осуществляющие госконтроль в области охраны окружающей среды, обязаны:своевременно и в полной мере использовать предоставленные им полномочия по предотвращению, выявлению и пресечению нарушений законодательства об охране окружающей среды;сохранять гос, коммерческую и иную охраняемую законом тайну;содействовать повышению эколог культуры граждан. Ведомственный осущ органами гос управления либо организациями в целях проверки соблюдения подчиненными им юрид лицами законодательства, осуществления отраслевых программ и мероприятий по рациональному использованию прир ресурсов и охране окружающей среды и выполнения предписаний Мин прир ресурсов и охраны окружающей среды. Юрид лица и индив предприниматели при осуществлении хози иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на окр среду, обязаны обеспечивать проведение производственного контроля. Общественный контроль в области охраны окружающей среды осуществляется в целях реализации права каждого гражданина на благопр окруж среду и предотвращения нарушения законод-тва. Этот контроль осуществляется общественными инспекторами охраны природы, общественными объединениями, осуществляющими свою деятельность в области охраны окружающей среды, а также гражданами. Аналитический (лабораторный) контроль в области охраны окружающей среды является составной частью гос, ведом, производст и обществ контроля. Аналит контроль проводится в целях оценки количественных и качественных характеристик выбросов в атмосферный воздух и сбросов в поверхностные и подземные воды загрязняющих веществ, а также определения загрязнения земель и состава отходов.
49.Правовой режим зон экологического риска, кризиса и бедствия.Отдельные участки территории РБ, на кот в результате хоз и иной деят-сти сложилась неблагоприятная эколог ситуация, начали происходить устойчивые отриц изменения окруж среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан, объявляются Советом Министров РБ зонами эколого риска.В этих зонах проводятся мероприятия по предотвращению вредного воздействия на окруж среду и ее восстановлению.Финансирование мероприятий по оздоровлению зон производится в первую очередь за счет средств юрид лиц и индивид предпринимателей, в результате хоз и иной деят-сти которых сложилась неблагопр эколог ситуация, а также за счет республиканского и местных бюджетов и иных источников.Зонами эколог кризиса наз участки на которых в результате хоз и иной деят-сти, аварии, катастрофы, стихийного бедствия или иных чрезвычайных и непредвиденных при данных условиях обстоятельств произошли устойчивые отрицательные изменения окружающей среды, угрожающие безопасности жизни и здоровья граждан. В этих зонах на срок, установл-ый Сов Мин Республики Беларусь, могут:приостанавливаться хоз и иная деятельность юрид лиц и индив предпринимателей, оказывающая вредное воздействие на окр среду;ограничиваться исполь-ние отдельных видов прир ресурсов;проводиться мероприятия по восстановлению окружающей среды.Зонами экогол бедствия наз те участки,на кот произошли неотвратимые последствия в рез-те той же деят-ти.таковыма они объявляются През-ом РБ,В этих зонах запрещаются строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию новых зданий, сооружений и иных объектов, за исключением тех, которые необходимы для ликвидации последствий экологического бедствия;ограничивается природопользование;принимаются оперативные меры по восстановлению окружающей среды.
50.Правовое положение заказников.Заказником является территория, объявленная с целью сохранения, воспроизводства и восстановления природных комплексов и объектов, природных ресурсов одного или нескольких видов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других природных ресурсов.В зависимости от особенностей природных комплексов и объектов, подлежащих особой охране, заказники подразделяются на следующие виды: ландшафтные или комплексные, биологические (ботанические, зоологические), водно-болотные, гидрологические (болотные, озерные, речные), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и связанных с ними экологических систем;геологические, предназначенные для сохранения ценных объектов или комплексов неживой природы;палеонтологические. Объявление территории заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия земельных участков у землевладельцев и землепользователей.Не изымаются земельные участки у землевладельцев и землепользователей при условии соблюдения ими режима охраны и использования заказника.Заказник вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и др.). Порядок утверждения, использования и охраны символики заказника устанавливается Правительством Республики Беларусь.Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных комплексов и объектов, находящихся на территории заказника, а также его названия и символики осуществляется с разрешения государственного органа, в оперативное управление которого передан заказник, либо в случае создания государственного природоохранного учреждения, осуществляющего управление заказником. Для управления заказником или группой заказников юридическое лицо, как правило, не создается. Организация природоохранной деятельности в границах заказника обеспечивается государственным органом, в оперативное управление которого он передан.
51 Государственная экологическая экспертиза: понятие и назначение. Постановление Правительства 23 ноября 1995 11 июля 1996 Эко Экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, а также определение допустимости реализации такой деятельности в целях предупреждения возможного неблагоприятного воздействия на окружающую среду, а также связанные с этим социальные и экологические последствия.
53 Общественная экологическая экспертиза Общая экологическая экспертиза (э/э): проводится общественными организациями (о/о), зарегистрированными в установленном порядке и имеющими указания в уставе, на то, что проведение эко экспертизы - основное направление деятельности. Для проведения э/э о/о должна зарегистрировать заявление о проведении э/э в ОМСУ. В заявлении указываются: 1. наименование о/о, 2. юр адрес, 3. характер деятельности, 4. состав комиссии, 5. объект э\э, 6. сроки проведения, В 7 дней ОМСУ принимает решение и рассматривает. Отказ обжалуют. Если решение не направлено до сведения о/о то оно осуществляется. Отказ м.б. по основаниям: в документах, назначаемых для экспертизы, - тайна к-л по данному объекту, было проведено 2 экспертизы, был нарушен порядок регистрации устава о\о. В уставе нет указаний на то, что проведение э/э = основное направление деятельности. подлинное заявление не соответствует требованиям. После получения разрешения о\о получает ПРАВО требовать от заказчика представления всех необходимых документов. А от уполномоченного органа : представления нормативно технической и нормативно правовой документации. Обязательная экспертиза может проводится : до государственной, одновременно с ней. Результаты э\э носят рекомендательный характер. Решение может приобрести обязательный характер. В случает утверждения заключения руководителя регистрации природных ресурсов или органом министерства на местах.
54Основания и порядок возмещения ущерба, причиненного природной среде.Вред, причиненный окружающей среде посредством ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, деградации, разрушения компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также иного вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению лицом, его причинившим, добровольно или по решению суда в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Размер возмещения вреда, причиненного окружающей среде, определяется в соответствии с таксами и методиками, установленными законодательством Республики Беларусь, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом упущенной выгоды.
56Порядок возмещения ущерба причиненного здоровью граждан неблагоприятной окружающей природной средой.Право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическими правонарушениями, — конституционное право. По имеющимся данным, 20—30% заболеваемости населения непосредственно связано с неблагоприятной экологической средой. О возмещении вреда здоровью людей, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды, как и вреда самой природе, можно говорить условно. Такой вред не может быть возмещен. Он может быть лишь компенсирован. Механизм защиты соответствующего права регулируется Законом «Об охране окружающей природной среды». Гражданским кодексом РБ, процессуальным законодательством, Основами законодательства РБ об охране здоровья граждан. В соответствии с действующим законодательством вред здоровью и имуществу человека, причиненный неблагоприятным воздействием окружающей среды, может быть возмещен (компенсирован) разными способами, включая: а) оформление листка временной нетрудоспособности работника в случае заболевания, в том числе в связи с загрязнением окружающей среды; б) оформление инвалидности по причинам, связанным с воздействием на здоровье человека неблагоприятной окружающей среды ; в) предоставление гражданам, пострадавшим от неблагоприятного воздействия окружающей среды, мер социально-экономической защиты, льгот и компенсаций; г) страхование риска причинения вреда здоровью или имуществу граждан от загрязнения окружающей среды; д) возмещение вреда здоровью и имуществу граждан по решению суда.
57 Объекты государственной экологической экспертизы.Объект Экспертизы М.Б. – Материалы, документы, реализация которых может оказать воздействие на окружающую среду. проекты НПА, технико-экономические обоснования, проекты строительства, реконструкции, хоз объектов, проекты МД, материалы обоснования лицензий, техническая документация на новую технику, технологии и материалы, градостроительные документы, Экспертиза существляется ФОИВ и Субъектами. Заказчик предоставляет всю необходимую информацию на основе предоставления и анализа в зависимости от сложности экспертизы определяют сложность и срок проведения экспертизы. (не более 6 мес). Формируется комиссия для каждого эксперта составляют – техническое задание. При необходимости эксперты затребуют документы . Каждый эксперт готовит индивидуальное экспертное заключение на основе которого составляют Заключение Экспертной комиссии, Оно м.б. + и -. - М.б. по необходимости доработки проекта либо о запрещении реализации проекта. Кроме экспертизы НПА. Решение принимают квалифицированным Большинством при голосовании всех экспертов. Эксперты не согласные с выводом – особое мнение. Если нет единого мнения – проводя повторную экспертизу, Результат – ЗАКЛЮЧЕНИЕ. (утверждается Руководителем органом Министерства прир ресурсов) Утверждается и вступает в силу.
58Возмещение вреда, причиненного личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду. Вред, причиненный личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, подлежит возмещению в полном объеме. Размер и порядок возмещения вреда, причиненного личности и имуществу гражданина в результате вредного воздействия на окружающую среду, определяются в соответствии с законодательством .
59 Угол-правовая отвть за нарушение экол. Зак-ва. Преступления против экол. безопасности и прир. среды в теории уг. права и судебной практике называют еще экол. преступлениями. В главе 26 УК установлена ответ-ть за 22 преступления, в новом УК законодатель криминализировал 13 деяний, за которые ранее уг. Отв-ти По характеру и степени общ. опасности экол. преступления, предусм. в главе 26 УК 1999 г., относятся к категории преступлений, не представляющих большой общ. опасности, либо менее тяжким преступлениям. По непосредственному объекту преступления можно разделить на: преступления, посягающие на экол. безопасность при осущ-и специальных видов деятельности (ст. ст. 265-267, 278, 279 УК); преступления, нарушающие конституЦ.право граждан на получение достоверной и своеврем. информации о состоянии окруж. среды (ст. 268 УК). Многие экол. преступления являются предметными. В основном деяние при совершении экол.преступлений выражается в несоблюдении или нарушении специальных правил, направленных на защиту экол. безопасности и природной среды. В этом смысле диспозиции норм нового УК, предусматривающих отв-ть за экол. преступления, в основном носят бланкетный характер. Преступное поведение для большинства Эк. преступлений хар-ся действием либо бездействием. От-ть по ч. 3 ст. 272 УК будет наступать только в случае установления причинной связи между первичными последствиями (загрязнением либо засорением вод или источников питьевого водоснабжения) и вторичными последствиями (смертью человека либо заболеванием людей). Преступления, ответ-ть за которые предусмотрена ст. 263, ч. 1 ст. 268, ст. 277, ст. 281 и ст. 282, предполагают только умышленную форму вины. От-ть за непринятие мер по ликвидации последствий экологического законодательства (ч. 1 ст. 267) и уничтожение или повреждение торфяников (ст. 270) будет наступать только при установлении неосторожной формы вины.
60Правовой режим территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Земли, загрязнению вследствие Чернобыльской катастрофы. В частности, на этой территории осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении объектов, государственная экологическая экспертиза, снижение и компенсация ущерба, наносимого природе, в том числе прекращение воздействия на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для хозяйственного использования и жизнедеятельности населения, возврат радиационно-загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот. Важной предпосылкой минимизации неблагоприятных последствий чрезвычайных ситуаций является подготовка населения в области защиты от них и лиц, которые могут быть вовлечены в деятельность по ликвидации таких ситуаций. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных учреждениях, а также по месту жительства.
61 Понятие и виды экологически неблагоприятных территорий
Экологически опасные ситуации существуют на некой ограниченной территории. По степени остроты можно разделяет экол. ситуации на две категории — острые и очень острые. Очень острые существуют там, где состояние природной среды начинает прямо угрожать условиям жизни населения. При этом в пределах Беларуси наиболее неблагоприятные эк. ситуации в начале 90-х гг. наблюдались на 15% территории. В зависимости от кол-ва людей, пострадавших в таких ситуациях, людей, условия жизнедеятельности которых оказались нарушены, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезв. ситуаций, эти ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные. Установлены четыре вида зон: • зона отчуждения; • зона отселения; • зона проживания с правом на отселение; • зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. Зона отчуждения территория вокруг Чернобыльской АЭС, а также части территории РБ, загрязненные радиоактивными веществами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из которых в соответствии с Нормами радиационной безопасности в 1986 г. и в последующие годы население было эвакуировано либо переселено. Зона отселения — часть территории РБ за пределами зоны отчуждения, на которой плотность загрязнения почв цезием-137 составляет свыше 15 Ки/кв. км, или стронцием-90 — свыше 3 Ки/кв. км, или плутонием-239 — свыше 0,1 Ки/кв. км. Зона проживания с правом на отселение — часть территории РБ за пределами зоны отчуждения и зоны отселения с плотностью загрязнения почв цезием-137 от 5 до 15 Ки/кв. км. Зона проживания с льготным социально-экономическим статусом — часть территории РБ, находящаяся за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение, с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием137 от 1 до 5 Ки/кв. км. Зонами чрезвычайной экологической ситуации объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных. Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РБ, где в результате хозяйственной либо иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
62 Админ. Ответ-ть за нарушение экол. Зак-тва. Админ. Ответ-тьозначает применение компет. органами и долж. лицами в установленном порядке админ. взысканий к нарушителям в сфере использования природных ресурсов и охраны окруж. среды. Админ. Ответ-ть ЮЛ не сводится только к штрафу. К данным субъектам вполне применимы такие меры административного взыскания, как предупреждение, лишение специального права (природопользования) юридического лица, принудительное прекращение деятельности предприятия (части). К административным взысканиям можно отнести и меры, однородные с лишением определенных прав – лишение разрешений (лицензий) на занятие определенной деятельностью. Админ. Ответ-сть отличается от других видов юр. ответ-ти не только по органам, ее применяющим, но и по характеру санкций, особому процессуальному порядку ее применения. Такая ответ-ть так же, как и уголовная, может применяться в совокупности с гражданско-правовой. При выявлении нарушений админ.о закон-тва должностные лица, на которых возложено осуществление госуд. контроля за использованием и охраной земель, составляют протокол об админ. правонарушении – нарушении зем. При составлении протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, о чем делается отметка в протоколе. Статья 52. Неиспользование земель, несоблюдение требований природоохранного режима их использования. Статья 53. Порча земель. Статья 56-2. Искажение сведений государственной регистрации, учета и оценки земель. Статья 57. Нарушение правил охраны недр. Статья 60. Нарушение правил водопользования. Статья 62. Незаконное использование земель государственного лесного фонда. Статья 65. Уничтожение или повреждение подроста в лесах. Статья 70. Сбор растений, занесенных в Красную книгу. Статья 73. Загрязнение леса. Статья 77. Нарушение требований пожарной безопасности в лесах. Статья 78. Загрязнение атмосферы. Статья 85. Невыполнение предписаний органов, осуществляющих контроль за охраной окружающей среды. Статья 87-1. Незаконная охота.
–
63 Состав экологического правонарушения и его особенности. Юрид.ответ. за эколог. правонарушение является составной частью гос-правового принуждения, призванного обеспечить подчинение воли субъектов правонарушения гос. воле. Ф.X. Адиханов указывает, что экол. правонарушение и экол. Ответ-ть имеют ряд особенностей, обусловленных спецификой посягательства. Во-первых, вред, причиненный экол. правонарушениями, в отличие от вреда, причиненного другими правонарушениями, рассм. в двух аспектах: экон. (материальном) и экол.(нематериальном). Во-вторых, есть особенности в порядке исчисления размера причиненного ущерба. Поскольку пр. ресурсы не имеют стоимости, то используется так называемый таксовый метод подсчета ущерба, когда размер причиненного ущерба определяется условно по заранее установленным расценкам. В-третьих, в случае незаконного завладения природными объектами ответственность наступает не за хищение, как в случаях незаконного присвоения других объектов, а по специальным статьям админ. и угол.кодексов. Кроме того, имеются особенности в составе экологического правонарушения. Сущность экологического, как и всякого иного правонарушения, раскрывается через его состав: субъект, объект, субъективную и объективную стороны. Объектэкологических правонарушений понимается природная среда, охраняемая законом, а через нее и здоровье человека, нормы лесного, водного, земельного и горного законодательства и урегулированные ими общ. отношения, нормальные отношения между людьми по поводу окружающей среды как основы существования и жизнедеятельности человеческого сообщества, сложный целостный комплекс фактических общественных отношений экологического характера, природоохранный интерес. В качестве объекта экол. правонарушения могут выступать: право собственности на природные объекты; порядок природопользования и охраны природных объектов; права и законные интересы юридических и физических лиц, являющихся природопользователями. Субъектамиэкол.правонарушения могут быть ФЛ ЮЛ, а также долж. лица. Объективная сторонаэкол. правонарушения выражается в действиях, нарушающих экологические предписания, причиняющих вред природной среде, либо в бездействии, которое заключается в невыполнении обязательных предписаний. Субъективная сторонаэкологического правонарушения характеризуется наличием вины правонарушителя.
64. Правовое регулирование охоты и рыболовства. Существуют ПРАВИЛА ОХОТЫ В РБ разработаны в соответствии с Законом "Об охране и использ. Жив. мира" 1996 г, Положением об охоте и ведении охотничьего хозяйства на территории РБ, утвержденным постановлением Совета Министров 1997 года. Правила направлены на создание условий для занятия охотой, а также рационального использования, воспроизводства и охраны диких животных. Граждане, осуществляющие охоту в охотничьих угодьях должны руководствоваться настоящими Правилами и иным закон-ом. Перечень диких животных, являющихся объектами охоты на территории РБ а также перечень диких животных, добыча которых допускается только по разовым разрешениям, утверждаются Министерством прир.ресурсов. Незаконной признается охота:-без государственного удостоверения на право охоты, - в запрещенные сроки или в запрещенных для охоты местах, - с применением общеопасных или запрещенных орудий и способов охоты. Предусм, что Право на охоту с охотничьим оружием, другими разрешенными орудиями охоты, а также с охотничьими собаками и ловчими птицами имеют все дееспособные граждане, достигшие 18-л. возраста, сдавшие спец. охотничий экзамен, уплатившие гос. пошлину в установленном размере и имеющие гос. удостоверение на право охоты, выданное органами Министерства лесного хозяйства а также разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение охотничьего оружия. Лица, виновные в нарушении настоящих Правил, несут административную, уголовную и иную ответственность. ПОЛОЖЕНИЕ О РЫБОЛОВСТВЕ - устанавливает порядок и условия добычи рыбы и водных беспозвоночных обитающих в состоянии естественной свободы, в рыболовных угодьях РБ. Рыболовством признается промысловый лов рыбы, любительский лов рыбы, включая подводную охоту, а также промысловая добыча водных беспозвоночных и добыча водных беспозвоночных для личного потребления. К рыболовным угодьям относятся все рыболовные угодья, которые используются либо могут быть использованы для добычи рыбных ресурсов или имеют значение для воспроизводства их запасов. Действие настоящего Положения не распространяется на рыболовные угодья, используемые для интенсивного выращивания рыбы. Рыболовные угодья передаются в аренду юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям для промыслового лова рыбы, добычи водных беспозвоночных и организации платного любительского рыболовства на срок не менее пяти лет в порядке, установленном законодательством. ФЛ и ЮЛ, нарушившие настоящее Положение, а также правила рыболовства и охраны ресурсов рыбы и водных беспозвоночных, несут ответственность в соответствии с законодательством .
65Природные территории, подлежащие специальной охране. В целях сохранения полезных качеств окруж. среды выделяются территории, подлежащие спец. охране. Специальной охране подлежат курортные зоны, зоны отдыха, водоохранные зоны, прибрежные полосы рек и водоемов, зоны санитарной охраны месторождений лечебных минеральных вод и лечебных сапропелей, зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для хозяйственно-питьевого водоснабжения, зоны санитарной охраны в местах водозабора, водоохранные леса (запретные полосы лесов и леса в границах водоохранных зон по берегам рек, озер, водохранилищ и иных водных объектов), защитные леса (противоэрозионные леса, защитные полосы лесов вдоль железных дорог и автомобильных дорог общего пользования), санитарно-гигиенические и оздоровительные леса (городские леса, леса зеленых зон вокруг городов, иных населенных пунктов и производственных объектов, в том числе леса лесопарковых частей зеленых зон, леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и леса округов санитарной охраны курортов (курортные леса)), городские парки, охраняемые типичные и редкие природные ландшафты и иные территории, для которых установлен специальный режим охраны и использования. Правовой режим специальной охраны территорий, указанных в части второй настоящей статьи, устанавливается законодательством Республики Беларусь.
66Классификация экологических правонарушений.
В зависимости от вида применяемых санкций экологические правонарушения могут быть: уголовными, административными, гражданско-правовыми, дисциплинарными. Указанные виды экологических правонарушений определяются в уголовном, административном, гражданском, трудовом, а также в экологическом законодательстве.
67Функции нормирования, стандартизации и сертификации в области природопользования и охраны окружающей среды Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, лимитов на природопользование, а также иных нормативов в области охраны окружающей среды. Государственными стандартами и иными техническими нормативными правовыми актами в области охраны окружающей среды устанавливаются требования (нормы и правила) в области охраны окружающей среды к товарам (работам, услугам), технологическим процессам и соответствующим методам контроля. Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории.
68 Правовой режим охраны памятников природы. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов РБ по согласованию с Правительством РБ. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, которая влечет или может влечь нарушение сохранности памятников природы. На собственников, владельцев и пользователей земельных участков, на которых находятся памятники природы, законом возложена обязанность по обеспечению режима их особой охраны. В соответствии с законом на территориях дендрологических парков и ботанических садов запрещается всякая деятельность, не связанная с выполнением их задач и влекущая за собой нарушение сохранности флористических объектов. Для обеспечения режима особой охраны территорий дендрологических парков и ботанических садов их территории могут быть разделены на различные функциональные зоны, в том числе: • экспозиционную, посещение которой разрешается в порядке, определенном дирекциями дендрологических парков или ботанических садов; • научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только научные сотрудники дендрологических парков или ботаническую.
69 Принципы охраны окружающей среды по закону Республики Беларусь “Об охране окружающей среды”.
Хозяйственная и иная деятельность юридических лиц и граждан, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение вреда, причиненного нарушением этого права; обеспечения благоприятных условий для жизни и здоровья граждан; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов граждан, общества и государства в целях обеспечения благоприятной окружающей среды; охраны, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; предупредительного характера мер по охране окружающей среды и предотвращению вреда окружающей среде; государственного регулирования охраны окружающей среды и природопользования; платности специального природопользования и возмещения вреда, причиненного в результате вредного воздействия на окружающую среду; запрещения хозяйственной и иной деятельности, которая может привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда объектов растительного и животного мира, истощению природных ресурсов и иным отрицательным изменениям окружающей среды; гласности в работе государственных органов, общественных объединений по вопросам охраны окружающей среды и обеспечения граждан полной, достоверной и своевременной информацией о состоянии окружающей среды; недопущения совмещения функций государственного регулирования, управления и контроля в области охраны окружающей среды и функций природопользования; ответственности за нарушение законодательства Республики Беларусь об охране окружающей среды; организации и развития системы образования, воспитания в области охраны окружающей среды и формирования экологической культуры; международного сотрудничества Республики Беларусь в области охраны окружающей среды.
70 Международные экологические организации. БАЛТИКА 21 - Программа на 21 век для региона Балтийского моря - BALTIC 21 (+Группа старших должностных лиц SOG). Международный совет по местным инициативам в области окружающей среды – International Council for Local Environmental Initiatives (ICLEI). Международный союз организаций по лесоведению - Intentional Union of Forestry Research Organizations (IUFRO). Федерация природных и национальных парков Европы - Federation of Nature and National Parks of Europe. Международная организация "Зеленый крест" (МЗК) - Green Cross International. Год создания: 1993г. Участники: национальные организации и подготовительные комитеты в 50 странах мира, частные лица. Цели: осуществление мер по борьбе с антропогенными экологическими бедствиями, содействие обмену экологическими знаниями и технологиями, поддержка в развитии экологического законодательства. Основная деятельность: реализация проектов по различным аспектам ООС, в том числе по уничтожению токсичных веществ, созданию системы оповещения о катастрофах, экологическому просвещению, разработке международного экологического кодекса. Трест no охране Земли - Earthtrust. Год создания: 1976г. Участники: деловые круги, правительственные и неправительственные организации стран мира. Цели: охрана диких животных и среды обитания. Основная деятельность: проведение правоохранных кампаний и инициатив, в том числе по запрещению использования дрифтерных сетей; по запрещению незаконного китобойного промысла; по охране исчезающих видов птиц, черепах, дельфинов, тюленей и их мест обитания; по охране популяций тигра и других видов азиатского континента. ВВФ - Всемирный фонд дикой природы -World Wide Fund for Nature (WWF) – Всемирный фонд защиты природы - Мировой фонд живой природы - Фонд дикой природы. Год создания: 1961 г. Участники: 5,3 млн. постоянных спонсоров и национальных ассоциаций пяти континентов. Цели: предотвращение деградации природной среды; помощь в построении будущего с гармоничным сосуществованием человека и природы; привлечение финансовых средств для охраны природы и спасения от исчезновения отдельных видов флоры и фауны. Основная деятельность: сохранение разнообразия (генетического, видового и экосистемного); обеспечение устойчивой модели использования возобновляемых природных ресурсов; содействие снижению загрязнения, рациональному потреблению ресурсов и энергии; разработка стратегических подходов к проблеме сохранения природы.
71Гарантии экологических прав граждан. В соответствии с конст. президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Однако ни в Конституции, ни в других законодательных актах не определяются формы, в которых глава государства реализует соответствующие полномочия. Таким образом, в действующем государственно-правовом механизме пока отсутствует механизм последовательной реализации полномочий Президента РБкак гаранта экологических прав человека. В Конституции предусмотрена система юридических гарантий экологических прав граждан. В частности, определяются юридические процедуры, в рамках которых может осуществляться охрана таких прав: • судебная защита прав и свобод; • право обжалования в суд решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц; • право на получение квалифицированной юридической помощи; • правона возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов • право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Гарантируя судебную защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция устанавливает, что каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. При этом важно, что могут быть обжалованы в суд не только неконституционные, противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, но и бездействие этих органов и лиц.
72Законодательство об охране и защите растительного мира. Охране подлежат объекты раст. мира, расположенные в границах любых земельных участков и (или) водных объектов, за исключением тех, в границах которых разрешено удаление объектов раст. мира. Охране также подлежат все объекты раст. мира, в отношении которых установлены ограничения и запреты в соответствии с настоящим Законом и иными актами зак-ва. Охрана объектов раст.мира осущ-ся специально уполномоч. Республ. органами гос. управления и их территориальными органами, исполн. местными и распоряд. органами, пользователями объектов растительного мира, пользователями земельных участков или водных объектов, а также Юл и гражданами, осущ. Деят-ть, которая оказывает или может оказать вредное воздействие на объекты раст. мира. Охрана объектов растительного мира обеспечивается путем: установления нормативов на обращение с объектами растительного мира; установления ограничений и запретов в обращении с объектами растительного мира; предупреждения и пресечения самовольного пользования и других нарушений установленного порядка пользования объектами растительного мира; поддержания в благоприятном состоянии и охраны среды произрастания объектов растительного мира; предупреждения и пресечения повреждения или уничтожения объектов растительного мира, в том числе вследствие пожаров; резервирования территорий, которые планируется объявить особо охр.и природными территориями, и объявления особо охраняемых природных территорий; установления особенностей обращения с дикорастущими растениями редких и находящихся под угрозой исчезновения видов; создания системы мониторинга растительного мира, ведения гос. учета и гос. кадастра растительного мира, осуществления гос. контроля в области обращения с объектами растительного мира; пропаганды охраны объектов растительного мира и среды их произрастания, воспитания граждан в духе бережного отношения к ним и формирования экол. культуры; установления ответ-ти юл и граждан за нарушение зак-ва о раст. мире; принятия других мер по охране объектов растительного мира и среды их произрастания в соответствии с зак-ом.