Государственный учет негативного воздействия на атмосферный воздух
В ст. 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха»
указывается, что государственному учету подлежат юридические лица,
имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в
атмосферный воздух и источники вредных физических воздействий на
него, а также количество и состав выбросов вредных (загрязняющих)
веществ в атмосферный воздух, виды и размеры вредных физических
воздействий на него.Согласно ст. 69 Федерального закона «Об охране окружающей
среды» государственный учет объектов, оказывающих негативное
воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях
государственного регулирования природоохранной деятельности, а также
текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению
негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на
окружающую среду. Обращает на себя внимание то, что в соответствии с
последним Законом учету подлежат объекты, оказывающие негативное
воздействие на окружающую среду, а в соответствии с Законом «Об
охране атмосферного воздуха» еще и юридические лица, имеющие
источники выбросов вредных загрязняющих веществ и вредных
физических воздействий на атмосферный воздух.
Функции государственного учета в настоящее время
осуществляют Федеральная служба по надзору в сфере экологии и
природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития, Федеральная служба
государственной статистики и их территориальные органы.
Федеральная служба государственной статистики осуществляет
государственный статистический учет объектов, оказывающих
негативное воздействие на окружающую среду и данных об их
воздействии. Перечень организаций, осуществляющих такие
статистические наблюдения в области охраны атмосферного воздуха на
соответствующих территориях, определяется территориальными
органами Федеральной службы по надзору в сфере экологии и
природопользования по согласованию с территориальными органами
государственной статистики. Юридические лица обязаны проводить инвентаризацию выбросов
и их источников, порядок проведения которой определяется МПР России.
Инвентаризация является одной из основных форм учета. В
соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 января 2001 г. №
31 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной
атмосферного воздуха» ранее контроль за проведением инвентаризации
выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и
разработкой предельно допустимых нормативов вредных физических
воздействий на атмосферный воздух осуществляло МПР России, сейчас
данные функции переданы Федеральной службе по надзору в сфере
экологии и природопользования.
На основании данных о результатах инвентаризации
устанавливаются источники выбросов и вредных физических воздействий
на атмосферный воздух.
Текущий государственный экологический контроль является
неотъемлемым и постоянным видом деятельности соответствующих
органов. Как бы ни были эффективны формы предупредительного
контроля, на практике неизбежны нарушения в области охраны
атмосферного воздуха. Осуществление форм текущего контроля –
повседневная задача органов государственной власти, обладающих
контрольными полномочиями в области охраны атмосферного воздуха.
Текущий контроль осуществляется в таких формах, как наблюдение за
состоянием атмосферного воздуха и источниками его загрязнения;
проведения проверок соблюдения законодательства, выполнения планов,
мероприятий в области охраны и использования атмосферного воздуха,
проведение проверок соблюдения условий индивидуальных
разрешительных документов (лицензий, сертификатов и т.п.).
Необходимость получения объективной и достоверной информации
о загрязнении атмосферного воздуха для принятия верного решения в
процессе контрольной деятельности, привела к внедрению системы
наблюдения (мониторинга) состояния атмосферного воздуха и
источников его загрязнения.
Мониторинг атмосферного воздуха является составной частью
общего мониторинга за состоянием окружающей среды.