График выполнения и сдачи заданий СРС по дисциплине
Данные о преподавателях
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Эксплуатация электрооборудования» Шукралиев Мурат Аяганович, ассистент Касьянова Татьяна Николаевна
Аудитория 2, 519, 414
Телефон: 31-75-26
Кредиты: 1
Код дисциплины IE 4115
Время пребывания на кафедре: 815 – 1615.
Данные о дисциплине
«Инженерная экология» изучается в течение одного семестра. Лекций 15 часов, практические занятия 15 часов, самостоятельная работа студента 15 часов, форма контроля экзамен.
Распределение учебного времени
Недели | Рубежный контроль 1 | Рубежный контроль 2 | Все го | |||||||||||||||
Лекции | ||||||||||||||||||
Практические Занятия | ||||||||||||||||||
СРС | ||||||||||||||||||
Итого |
Пререквизиты курса
Дисциплина «Инженерная экология» базируется на знаниях и умениях , приобретенных студентами при изучении курсов: «Физика», «Высшая математика», «Химия», «Электротехнические материалы», «Экология», «Техническая термодинамика», «Механика жидкости и газа», «Тепломассообмен» и других базовых и профильных дисциплин.
Постреквизиты курса
Дипломное проектирование, производственная деятельность.
Краткое описание курса
Цель дисциплины «Инженерная экология» -подготовить специалиста следующего в своей профессиональной деятельности в соответствии с концепциями экологической безопасности и устойчивого развития, реализующего природоохранную энерго- и ресурсосберегающую техническую политику при проектировании, монтаже и эксплуатации энергетических и теплоэнергетических и промышленных предприятий.
Задачи курса: показать необходимость использования методологии системного подхода при изучении экологических проблем;
- сформировать знания свойств и взаимодействия системы окружающей среды и системы энергетики;
- знания в области экологического нормирования;
- выработать умение выполнять расчет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сточных вод в водоемы;
- дать представление о взаимосвязи технологических, технических, энергетических, экономических и экологических аспектов теплотехнологии.
Студент должен знать:
-состояние и проблемы воздействия человеческой деятельности на окружающую среду;
- подходы и этапы системного- структурного анализа к решению проблемы взаимодействия энергетики и ОС;
- законодательную базу экологической политики Республики Казахстан;
- экологическую обстановку в регионах и государстве;
- рациональные методы использования воды и топлива.
Студент должен уметь:
-использовать средства измерения для производственного мониторинга ОС;
- определять размеры защитных зон;
- учитывать нормативы качества ОС при проектировании и эксплуатации объектов тепло-электроэнергетики и систем водоснабжения;
- выбирать наиболее эффективное в экологическом отношении построение технологического процесса;
- разрабатывать эффективные способы подавления образования вредных веществ и методы выбросов промышленных предприятий.
Студент должен владеть:
- основами экологического нормирования;
- методами расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и их снижения;
- методами очистки сточных вод ТЭС и промышленных предприятий;
-приемами проведения экологической экспертизы.
Содержание курса
№ | Наименование тем | Лекции | Практические занятия | СРС |
Лекционные занятия: Введение в курс «Инженерная экология». 1.Основные задачи курса. 2.Природная среда, состояние и проблемы влияния человеческой деятельности на окружающую среду. 3.Экология и комплексное энергоиспользование воды и топлива. Практические занятия: Расчет выбросов окислов серы при сжигании органического топлива. | ||||
Лекционные занятия: Проблема взаимодействия энергетики и окружающей среды (ОС). 1.Структура, свойства и функционирование системы «Энергетика». 2.Структура и свойства системы «Окружающая среда». 3.Структура, свойства и особенности системы «Энергетика и окружающая среда». Практические занятия:Расчет выбросов окислов углерода при сжигании органического топлива. | ||||
Лекционные занятия: 1.Анализ и оценка объектов энергетики на ОС. 2.Современное состояние энергетики Казахстана. Особенности взаимодействия ТЭС и промышленных котельных на ОС. 3. Экологическая обстановка в регионах и Республики Казахстан. Практические занятия: Расчет выбросов окислов азота при сжигании органического топлива. | ||||
Лекционные занятия: Законодательная база экологической политики Республики Казахстан. 1.Правовая охрана ОС. Основные законодательные акты в области ОС. 2. Концепция экологической безопасности Республики на 2004-2015 годы. 3.Программа устойчивого развития РК. Основные положения Закона РК об охране ОС. Практические занятия:Расчет высоты дымовой трубы. | ||||
Лекционные занятия: Основы экологического нормирования. 1.Регламентация качества ОС через ПДК, ПДВ, ВСВ, ПДС и ОБУВ. 2.Экологическая документация объектов. 3.Проекты нормативов ПДВ, ПДС Практические занятия:Расчет электрофильтра | ||||
Лекционные занятия: 1.Экологическая экспертиза. 2.Экологический мониторинг. 3.Стандартизация и сертификация качества ОС. Практические занятия:Расчет обеспылевающих и каплеулавливающих устройств мокрого, комбинированного и конденсационного действия. | ||||
Лекционные занятия: Рациональное использование топлива. 1.Характеристики вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу при сжигании топлива. 2.Снижение выбросов твердых и жидких частиц, содержащихся в газообразных отходах промышленных предприятий. Практические занятия:Выбор и расчет устройств очистки сточных вод. | ||||
Лекционные занятия: 1.Обеспыливающие и каплеулавливающие устройства мокрого, комбинированного и конденсационного действия. 2.Электрофильтры – принцип действия, конструкции, расчет. 3. Очистка топлива от серы. Практические занятия:Расчет ионитных выбросов. | ||||
Лекционные занятия: 1.Методы очистки выбросов промпредприятий от окислов серы. 2.Методы подавления выбросов окислов азота и углерода. 3.Газоочистка на АЭС. Практические занятия:Расчет рассеивания вредных примесей в атмосфере и определение санитарно-защитной зоны. | ||||
Лекционные занятия: 1.Рассеивание выбросов промпредприятий в атмосфере. 2.Методики расчета выбросов и выбор дымовых труб (ОНД - 90). Системы контроля вредных выбросов промпредприятия и энергоустановок. 3.Состояние и перспективы использования НВИЭ. Практические занятия:Расчет категории опасности производства. | ||||
Лекционные занятия: Рациональное использование воды. 1.Загрязнение водных бассейнов производственными водами. 2.Процессы, протекающие в водоемах и условии сброса сточных вод. 3..Методы утилизации сточных вод. Классификация методов очистки сточных вод. Практические занятия:Строение атмосферы и модели турбулентной диффузии для расчета рассеивания выбросов. | ||||
Лекционные занятия: 1.Очистка сточных вод от нефтепродуктов. Снижение теплового загрязнения водоемов. 2.Сточные воды системы ГЗУ ТЭС на твердом топливе и методы очистки. 3.Сточные воды ВПУ и методы их очистки. Практические занятия:Расчет класса опасности производства и сроков проведения мониторинга. | ||||
Лекционные занятия: 1.Отходы энергетического производства. 2.Влияние отходов ТЭС на почву, воздушный бассейн. Золоотвалы, расчет нормативов накопления, утилизация. 3.Безотходные энергокомплексы и технологии Практические занятия:Расчет предельно-допустимых выбросов вредных веществ предприятия. | ||||
Лекционные занятия: Мониторинг окружающей среды. 1.Виды мониторинга ОС. 2.Методы измерения концентрации. 3.Мониторинг загрязнения ОС полигонами отходов. Практические занятия:Расчет предельно-допустимых концентрации и ПДС. | ||||
Лекционные занятия: . Экологический риск и экономические аспекты природоохранной деятельности. 1.Экологически опасная ситуация и понятие «Экологический риск». Государственное разрешение на загрязнение ОС. 2.Допустимый риск и методы управления риском загрязнения ОС. 3. Оценка ущерба, наносимого хозяйству, из-за загрязнения ОС. Практические занятия: Расчет вредных выбросов золы в атмосферу | ||||
ИТОГО |
График выполнения и сдачи заданий СРС по дисциплине
№ | Тема занятия | Задания СРС | Цель и содержание задания | Рекомендуемая литература | Форма контроля | Срок сдачи | Оценоч ные баллы |
Организация и управление природопользованием. Ответственность за нарушение природоохранного законодательства. | Рассмотреть законодательную базу экологической политики Республики Казахстан. | Изучить основные статьи закона РК об «Охране окружающей среды». Экологический кодекс РК. | [1],[2],[4] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Разработать экологический паспорт предприятия | На основе выбранной темы дипломного проекта по своему объекту собрать необходимые данные. | Изучить рекомендации по разработке экологического паспорта. | [2],[5] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Борьба с выбросами продуктов неполного сгорания (углеводородов, альдегидов, канцерогенных веществ) | Привести примеры производств. | Изучить методики борьбы с выбросами неполного сгорания. Методы рационального использования топлива. | [1],[2], [6] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Разработка нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) вредных веществ предприятия. | На основе выбранной темы дипломного проекта для своего объекта разработать нормативы ПДВ. | Изучить исходные параметры для разработки нормативов ПДВ. | [2],[3] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
№ | Тема занятия | Задания СРС | Цель и содержание задания | Рекомендуемая литература | Форма контроля | Срок сдачи | Оценоч ные баллы |
Сточные воды от химических промывок и консервации основного оборудования и их очистка. Мембранные очистки сточных вод. | Привести примеры производств. Рассмотреть варианты основного оборудования и методы очистки. | Изучить методы рационального использования воды и их очистки. | [1],[2],[6] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Сточные воды АЭС и методы их очистки. | Рассмотреть способы захоронения жидких радиоактивных отходов, малосточные и бессточные технологии. | Изучить технологии очистки радиоактивных отходов. | [2],[4], [9] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Очистка сточных вод ТЭС и промышленных котельных. | Рассмотреть методы очистки и эффективность промышленных котельных. | Изучить методы очистки, меры технического решения. | [2],[5], [8] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Методика расчета платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и хранение отходов. | Разобраться в методах расчета платежей. | Изучить методику расчета платежей за нормативные и сверхнормативные выбросы и хранение отходов. | [1],[2], [3] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Очистка жидкого органического топлива от серы на нефтеперерабатывающих производствах. | Рассмотреть методы очистки жидкого органического топлива. Привести примеры. | Изучить методы очистки на примере НПЗ. | [1],[2], [4] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Преобразование вредных выбросов ТЭС в атмосферном воздухе | Рассмотреть процессы для взвешенных частиц и газообразных примесей, время нахождения («жизни») взвешенных частиц в атмосфере зависит их физико-химических свойства, метеорологические параметры | Изучить основные пути вывода аэрозолей из атмосферы (самоочищения),осаждение частиц под воздействием сил тяжести, осаждение их на растения и водоемы. | [2],[4], [6] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
№ | Тема занятия | Задания СРС | Цель и содержание задания | Рекомендуемая литература | Форма контроля | Срок сдачи | Оценоч ные баллы |
Влияние вредных выбросов электростанций на природу и человека | Рассмотреть существующие два основных вида воздействия выбросов: локальное и общее (глобальное), вопросы локального влияния вредных веществ, выбрасываемых ТЭС. | Изучить локальное воздействие выбросов ТЭС на окружающую среду и человека, распространение на прилегающий район диаметром до 20—50 км. Глобальное (общее воздействие) их распространение на биосферу с учетом выбросов других предприятий на любом расстоянии от данной ТЭС. | [2],[4], [7] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Типы и характеристики золоуловителей | Рассмотретьвыбор типа золоуловителей, использование золы. | Изучить основные требования, предъявляемым к системам золоулавливания, эффективность и эксплуатационную надежность. | [1],[2], [5] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Образование оксидов азота в топках котлов | Рассмотреть источники оксидов азота (NO*) на ТЭС и азотосодержащие компоненты топлива («топливные» NOX). | Изучить совокупность явлений, происходящих при окислении азота воздуха в топках котлов на основании теории Н. Н. Семенова — Я. Б. Зельдовича— Д. А. Франк-Каменецкого. | [2],[3], [8] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Оценка эффективности мероприятий по защите атмосферы от выбросов ТЭС | Рассмотреть стоимостный, экономический ущербы. Фактические или возможные потери, урон, отрицательные изменения природы, человека, зданий, сооружений и т. п. | Изучить методическое определение ущерба или эффективности мероприятий по защите атмосферы от вредных выбросов. | [2],[4], [9] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 | |
Загрязняющие примеси водных сбросов ТЭС | Рассмотреть природные воды открытых водоемов, широко используемые в технологических процессах на ТЭС. | Изучить классификацию примесей в воде, предложенная академиком Л.А. Кульским. | [2],[4], [7] | 1.Конспект лекции 2. Устная беседа по конспекту | неделя | 0,5-2 |
Список литературы
1. Карабасов Ю.С. Экология и управление: Термины и определение.- М.; МИСИС, 2001.-378с.
2. Повышение экологической безопасности ТЭС/Под ред. А.И. Абрамова.- М.; МЭИ,2002,-378с.
3. Еремкин А.И. Нормирование вопросов загрязняющих веществ в атмосферу. -М.; АСВ,2001.-176с.
4. Промышленная теплоэнергетика и теплотехника: Справочник / Под общ. ред. В.А.Григорьева и В.М. Зорина.- М.; Энергоатомиздат, 1991.-588с.
5. Маргулова Т.Х. Применение комплексонов в теплоэнергетике. – М.; Энергоатомиздат, 1986.-211с.
6. Фейзиев Г.К. Высокоэффективные методы умягчения, опреснения и обессоливание воды. – М.; Энергоатомиздат, 1988-192с.
7. Тищенко Н.Ф. Охрана атмосферного воздуха: Справочник. – М.: Химия, 1993.-т.1. – 191с., т.2. – 313с.
8. Байдельдинов Д.Л. Правовой механизм государственного управления в области экологии. – Алматы.:КазГу, 1998-98с.
9. Защита атмосферы от промышленных загрязнений: Справочник / Под. ред. С. Калверта. М.: Энергия. 1988.-т.1. – 758с., т.2.-563с.
10. методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий. ОНД-90 – Л.: Гидрометиздат, 1990.-95с.
11. Дюсебаев М.К. Охрана окружающей среды в энергетике: Учеб. Пособие. – Алма-Ата: КазПТИ. 1988.-89с.
12. Глухов В.В,, Лисичкина Г.В. Экономические основы экологии. – СПб: Спец. Литература, 1995.-280с.
13. Ереминкин А.И., Квашнин И.М., Юнкеров Ю.И. Нормирование выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: Учебное пособие. – М.: АСВ, 2000.-176с.
14. Орлов Д.С.. Садовникова Л.К., Лозановская И.Н. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. – М.: ВШ, 2002.-334с.
15. Хван Т.А. Промышленная экология. Ростов н/Д.: Феникс, 2003.-320с.
16. Сулеев Д.К., Сагитов С.И., Сагитов С.П. и др. Экология и природопользование: Учебник. – Аматы: Ғылым, 2004.-392с.
17. Техника и технология защиты воздушной среды. / Под. общ. ред. В.В.Юшина. – М.:ВШ,2005.- 391с.
18. Хенце М. Очистка сточных вод. – М.: Мир, 2004. – 480с.
19. А.С. Тринин. Математическое моделирование в экологии.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-269с.
Политика курса
1. Не опаздывать на занятия.
2. Не разговаривать во время занятий
3. Не читать газеты, отключить сотовый телефон.
4. Не пропускать занятия, в случае отсутствия по болезни предоставить справку.
5. Пропущенные занятия по уважительной причине отрабатывать в определенное преподавателем время.
6. В случае невыполнения заданий в установленные сроки, итоговая оценка снижается.
7. Активно участвовать в учебном процессе.
8. Быть терпимым, открытым, откровенным и доброжелательным к сокурсникам и преподавателям.