Экологическое нормирование охраны, воспроизводства и рационального использования объектов животного мира
Животный мир - совокупность диких животных всех видов, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к биологическим ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны. Охрана и использование объектов животного мира нормируются законами «О животном мире» и «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов». Эколог. нормирование охраны и рационального исп-я ресурсов животного мира ориентировано на обеспечение биологического разнообразия, сохранение генетического фонда, а также на сохранение и восстановление среды обитания животного мира, создание условий для его устойчивого существования и воспроизводства. в системе экологического нормирования охраны и рационального исп-я биолог. ресурсов основными механизмами выступают паспортизация, лицензирование и лимитирование.
Все виды деятельности, связанные с использованием объектов животного мира, возможны только при наличии соответствующих лицензий. Права пользования предоставляются на основе долгосрочных и разовых лицензий. Для права использования водных биологических ресурсов необходимы разрешение на добычу водных биоресурсов и договор пользования рыбопромысловым участком.
Механизмом паспортизации выступает государственный кадастр объектов животного мира, который является информационной основной охраны биологических ресурсов. Государственный кадастр содержит совокупность сведений о географическом распространении объектов животного мира, их численности, характеристику среды обитания, информацию об их хозяйственном использовании и другие необходимые данные.
В качестве основных лимитирующих нормативов выступают лимиты использования объектов животного мира и нормативы добычи охотничьих животных. Они ограничивают использование животных по количеству, видам и срокам. Нормативы назначаются исходя из возможности изъятия определенного процента животных от осенней и весенней численности конкретного вида, позволяющего сохранить нормальные условия воспроизводства. Кроме того, в практике оценки состояния экосистем используется показатель биоразнообразия. Отклонение от исходного состояния на 5% считается нормой, уменьшение более чем на 50% — экологическим бедствием. В целом такой подход принят в экосистемном нормировании, однако в ресурсном направлении отклонение 5% может рассматриваться в качестве предельно допустимой нормы изъятия объектов животного мира при их эксплуатации.
Использование водных биоресурсов на внутренних водоемах, во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации осуществляется в установленных пределах на основе общих допустимых уловов. В исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе России, а также в Азовском и Каспийском морях лимитирующими в изъятии морских биоресурсов являются нормы, содержащиеся в международных договорах. Общие допустимые уловы водных ресурсов ежегодно распределяются федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В целях сохранения водных биоресурсов и их рационального использования устанавливается ряд ограничений, связанных с запретом рыболовства в определенных районах по отношению к отдельным видам ресурсов, минимальным размерам и массе добываемых представителей биологических видов, разрешенных орудий лова, периодам промысла и т. д. Сохранение водных биоресурсов и среды их обитания включает комплекс защитных мероприятий: рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов, искусственное воспроизводство водных биоресурсов, их акклиматизацию, а также нормативы качества воды водных объектов рыбохозяй-ственного значения и требования к водному режиму этих объектов (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод). Устанавливаются рыбоохранные зоны на территориях, прилегающих к акваториям водного объекта рыбохозяйственного использования. На них распространяется особый режим осуществления хозяйственной и иной деятельности. На водном объекте или его части с прилегающей к нему территорией могут организовываться рыбохозяйственные заповедные зоны. В пределах этих зон также устанавливается особый режим хозяйственной и иной деятельности в целях сохранения водных биоресурсов и создаются условия для развития рыбоводства и рыболовства.
Государственный контроль и надзор в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания (кроме объектов охоты и рыболовства), а также за рациональным использованием живых ресурсов континентального шельфа осуществляет Росприроднадзор. Охрана, воспроизводство и использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и рыболовства, находятся в ведении Федеральной службы по ветеринарному и фитоса-нитарному надзору.
Государственный контроль и надзор базируются на мониторинге объектов животного мира и государственной экологической экспертизе. Мониторинг объектов животного мира, включая водные биоресурсы, представляет собой систему регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием, структурой, качеством и площадью среды обитания животных.
Государственная экологическая экспертиза распространяется на хозяйственные решения, способные повлиять на объекты животного мира и среду их обитания. Обязательной экологической экспертизе подлежат удобрения, пестициды и биостимуляторы роста растений, а также материалы, обосновывающие лимиты изъятия объектов животного мира и проведения работ по акклиматизации и гибридизации этих объектов
34. Механизм лимитирования в области охраны и рационального использования водных ресурсов.
Лимитирование как механизм эконормирования охраны и рационального использования водных ресурсов представлено тремя основными нормативами: 1. лимитами потребления и отведения воды, 2. нормами истощения воды, 3. нормами водоохранных зон.
Для определения количества производственных сточных вод в разных отраслях промышленности устанавливаются укрупненные нормы водопотребления и водоотведения. Нормой водопотребления считается целесообразное количество воды, необходимое для производственного процесса и рекомендуемое с учетом специфики данного предприятия. Нормой водоотведения называется установленное среднее количество сточных вод, отводимых от производства в водоем при целесообразном водопотреблении.
На основании норм и водохозяйственных балансов назначаются лимиты водопользования, под которыми понимаются предельно допустимые объемы изъятия водных ресурсов и сброса сточных вод нормативного качества. Лимиты водопользователю устанавливают на определенный срок.
В целях поддержания состояния водного объекта в соответствии с экологическими требованиями осуществляется нормирование объемов предельно допустимого безвозвратного изъятия воды и установление требований к экологическим попускам – сбросам воды из водохранилищ. В водных объектах должно оставаться такое количество воды, которое обеспечивало бы не только экологич. Благополучие водного объекта, но и необходимые условия водопользования. Количество воды, которое следует оставлять в водотоке, называется минимально допустимым стоком, а в водоемах – минимально допустимым уровнем.
В отношении эксплуатации подземных вод существует целый ряд запретов, направленных на их защиту от загрязнения. Так, не допускается:
1) захоронения отходов, размещения свалок, кладбищ, скотомогильников и других объектов, относящихся к источникам химического, биологического или радиационного загрязнения, в области питания и разгрузки подземных вод, используемых или перспективных для использования в питьевых, хоз-бытовых и лечебных целях;
2) необоснованного использования подземных вод питьевого качества для иных нужд;
3)использования различного рода неэкранироанных земляных амбаров, продуктов-накопителей, а также карстовых воронок и других углублений для сброса сточных вод и шламов, образовавшихся в процессе бурения;
4) загрязнения подземных вод при добыче полезных ископаемых, при строительстве и эксплуатации дренажных систем на мелиорируемых землях;
5) отвода без очистки дренажных вод с полей и ливневых сточных вод с террирорий населенных мест в овраги и балки;
6)применения и хранения ядохимикатов и удобрений в пределах водосборов грунтовых вод, используемых при нецентрализованном водоснабжении;
7) орошения с/х земель сточными водами, если это отрицательно влияет на состояние подземных вод.
Закачка жидких промышленных отходов в глубокие горизонты подземных вод может быть разрешена в исключительных случаях при соответствующем экологическом обосновании.
Первоочередной мерой по охране и восстановлению поверхностных водных объектов, улучшению их гидрологического режима является назначение водоохранных зон и прибрежных водоохранных защитных полос с обеспечением на их территории специального режима хозяйственной и иных видов деятельности. Водоохраной зоной называется территория, примыкающая к акваториям рек, озер и других поверхностей водных объектов, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иных видов деятельности с целью предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания животных и растений. В пределах водоохранных зон запрещается: 1) всякая деятельность с применением агрохимикатов; 2) размещение складов для хранения ядовитых веществ, складирование отходов, накопителей сточных вод и тд; 3) заправка топливом автомашин; 4) размещение дачных и садово-огородных участков при ширине водоохраной зоны менее 100м и крутизне склонов более 3 град; 5) проведение рубок главного пользования; 6) проведение ремонта, строительства зданий и сооружений, добыча полезных ископаемых, землеройные работы без согласования.
Нормативы допустимого воздействия на водные объекты разрабатываются на основании ПДК химических веществ, радиоактивных веществ, микроорганизмов и других показателей качества воды.
Также существует ряд документов, которые запрещают или ограничивают сброс загрязняющих веществ, предупреждая химическое загрязнение внутренних морских вод, территориального моря и исключительной экономической зоны России.