Атмосферный воздух как объект правовой охраны. Законодательство об охране атмосферного
воздуха.
Атмосферный воздух представляет собой элемент окружающей природной среды, жизненно важный для биологических организмов, включая людей, который служит защитой от космических излучений, поддерживает определенный тепловой баланс на планете, определяет климат и т. д. Наряду с экологическими функциями атмосферный воздух выполняет важнейшие экономические функции, так как выступает незаменимым элементом производственных процессов, энергетической, транспортной и другой деятельности человека.
Интенсивное развитие промышленности, рост городов, увеличение количества транспортных средств, активное освоение околоземного пространства приводят к изменению газового состава атмосферы, накоплению различных видов загрязнений (пылевого, химического, электромагнитного, радиационного, шумового и др.), разрушению озонового слоя атмосферы, нарушению ее естественного баланса.
Все это наносит ощутимый вред экономике, здоровью людей, природной среде и вызывает необходимость регулирования антропогенного воздействия на атмосферный воздух.
Правовое регулирование отношений в сфере охраны атмосферного воздуха осуществляется Федеральными Законами «Об охране атмосферного воздуха» 1999 г., «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 1999 г., «О радиационной безопасности населения» 1996 г., Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» 1991 г., а также рядом подзаконных актов - Положениями о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха, о государственном учете вредного воздействия на атмосферный воздух, о Межведомственной комиссии по охране озонового слоя и др. Российская Федерация является участником нескольких международных соглашений по вопросам охраны атмосферы, например, Международной Венской конвенции об охране озонового слоя, Конвенции ООН об изменении климата, Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой.
Важные положения об охране атмосферного воздуха содержатся в нормативных актах, регулирующих использование и охрану земель, лесов, вод, недр и других природных ресурсов, а также в уголовном, административном, гражданском и иных отраслях законодательства.
В силу своих естественных свойств атмосферный воздух в настоящее время не рассматривается в качестве объекта присвоения, поэтому отношения собственности по поводу атмосферного воздуха, а также процесс его экономического использования не регулируется законодательством. Экологическое право обеспечивает лишь его охрану от вредных воздействий.
Объектом правовой охраны является атмосферный воздух, то есть воздух во внешней, открытой среде. Охрана воздуха производственных, административных и иных помещений осуществляется нормами трудового и других отраслей законодательства.
Федеральный закон №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»
2 апреля 1999 г. Федеральный закон принят Государственной Думой Федерального собрания РФ. 22 апреля 1999 г. Федеральный закон одобрен Советом Федерации Федерального собрания РФ. 4 мая 1999 г. Федеральный закон подписан Президентом РФ. 13 мая 1999 г. Федеральный закон официально опубликован. 13 мая 1999 г. Федеральный закон вступил в силу. 27 декабря 2009г. в Федеральный закон были внесены последние изменения (Федеральным законом № 374-ФЗ).
Федеральный закон устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии. Принципами государственного управления в области охраны атмосферного воздуха в соответствии с Федеральным законом являются: - приоритет охраны жизни и здоровья человека, настоящего и будущего поколений; - обеспечение благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха человека; - недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды; - обязательность государственного регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него; - гласность, полнота и достоверность информации о состоянии атмосферного воздуха, его загрязнении; - научная обоснованность, системность и комплексность подхода к охране атмосферного воздуха и охране окружающей среды в целом; - обязательность соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, ответственность за нарушение данного законодательства. Федеральный закон устанавливает: - полномочия органов власти в области охраны атмосферного воздуха; - деятельность, которая должна осуществляться в целях охраны атмосферного воздуха; - виды контроля за охраной атмосферного воздуха; - плату за загрязнение окружающей природной среды выбросами вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и другие виды воздействия на него; - права граждан, юридических лиц и общественных объединений в области охраны атмосферного воздуха; - ответственность за нарушение законодательства в области охраны атмосферного воздуха.