Мониторинг

Экологический мониторинг — это совокупность организацион­ных структур, методов, способов и приемов наблюдения за состоя­нием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, их последствиями, а также за потенциально опасными для окружаю­щей среды, здоровья людей и контролируемой территории видами деятельности, производственными и иными объектами.

Существуют различные виды мониторинга, выделяемые в зави­симости от масштабов системы мониторинга, — глобальный, нацио­нальный, региональный, локальный, от уровня измененности челове­ком окружающей среды — фоновый и импактный, от объекта мони­торинга — собственно экологический, воздуха, вод, земли (почв), животного мира, опасных отходов, радиационный, социально-гигие­нический.

Глобальный мониторинг осуществляется в соответствии с меж­дународными соглашениями системой станций наблюдения, распо­ложенных в различных точках Земли, путем обмена полученных раз­личными государствами данных в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, происходящими в ней изменениями, в том чис­ле изменениями климата, создания системы данных, их распростра­нения, прогноза развития свойств окружающей среды и их влияния на человека.

Национальный экологический мониторинг осуществляется от­дельными государствами в пределах своей территории. В России Единая государственная система экологического мониторинга соз­дана в 1993 г. Ее задачами являются: наблюдение за состоянием ок­ружающей среды, ее загрязнением, в том числе атмосферы, поверх­ностных вод, морской среды, почв, околоземного космического про­странства, радиационной обстановки на поверхности Земли и в околоземном космическом пространстве, оценка и прогноз измене­ний климата, водных ресурсов, трансграничного переноса загряз­няющих веществ и т. д. В системе национального экологического мониторинга выделяются радиационный, комплексный фоновый, космический, а также государственный мониторинг континенталь­ного шельфа и исключительной экономической зоны.

Региональный экологический мониторинг — система наблюде­ний за состоянием окружающей среды в пределах административ­но-территориальной обособленной единицы (субъекта РФ) или час­ти такой единицы либо частей нескольких субъектов РФ, характери­зующихся общностью природных процессов либо подвергающихся антропогенному воздействию из одних и тех же источников.

Локальный экологический мониторинг осуществляется на обо­собленном производственном объекте (или его части), объекте пра­вомерного природопользования, отдельном участке территории, по­стоянно или временно обладающем особым правовым статусом (на­пример, в государственном заповеднике, в зоне экологического

бедствия).

Фоновый мониторинг означает наблюдение за явлениями и про­цессами, происходящими в окружающей среде, минимально затро­нутой вмешательством человека, и осуществляется станциями, рас­положенными в биосферных заповедниках. Из 99 существующих в РФ государственных природных заповедников 22 имеют междуна­родный статус биосферных (по соответствующим сертификатам

ЮНЕСКО).

Импактный мониторинг (от английского 1тра1и — воздействие, влияние) — разновидность системы наблюдений за источниками ан­тропогенного воздействия на окружающую среду в специально вы­деленных зонах, где осуществляется деятельность, связанная с повы­шенными экологическими рисками.

Социально-гигиенический мониторинг — государственная систе­ма наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья на­селения и среды обитания человека (естественной и искусствен­ной), а также определения причинно-следственных связей между со­стоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания. Он проводится на уровнях: федеральном, субъектов РФ, муниципальных образований для формирования федерального ин­формационного фонда данных на основе многолетних наблюдений за состоянием здоровья населения, физическими, химическими, биологическими и социальными факторами среды обитания, при­родно-климатическими факторами, за структурой и качеством пита­ния, безопасностью пищевых продуктов учреждениями санитар­но-эпидемиологической службы РФ.

Мониторинг животного мира - государственная система регу­лярных наблюдений за распространенностью, численностью, видо­вым составом объектов животного мира, состоянием среды их оби­тания, в том числе за миграционными путями, иными факторами в целях сохранения биоразнообразия, научно обоснованного исполь­зования и охраны животного мира, предотвращения распростране-



ия эпизоотии и иных негативных последствий. Его разновидно­стью является отраслевой мониторинг водных биологических ресур­сов, проводимый во внутренних морских водах, территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономиче­ской зоне РФ, в Каспийском и Азовском морях и т. п.

Мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдения за ка­чеством атмосферного воздуха, количеством и составом содержа­щихся в нем вредных веществ и оказываемым на него антропоген­ным воздействием путем выбросов со стационарных и передвижных источников. Осуществляется путем забора проб воздуха и дождевой воды постоянными и мобильными станциями Росгидромета, сан-эпиднадзора, других субъектов.

Мониторинг водных ресурсов - наблюдение за качеством по­верхностных вод, составом находящихся в них загрязняющих ве­ществ, составом и количеством сбрасываемых в водные объекты сточных вод, осуществляемое химическими и биологическими (по водной флоре и фауне) методами с помощью проб, отбираемых пе­риодически (ежемесячно) или сезонно.

Мониторинг земель — система базовых, периодических и опера­тивных наблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоя­нием всех земель в РФ с целью выявления изменений, их оценки, прогноза и выработки рекомендаций по предупреждению и устране­нию последствий негативных процессов, информационного обеспе­чения органов управления земельными ресурсами, а также владель­цев земельных участков. Он осуществляется на федеральном, регио­нальном и локальном уровнях Министерством природных ресурсов РФ и его территориальными органами.

Радиационный мониторинг осуществляется ЕГАСКРО (Единой государственной автоматизированной системой контроля радиаци­онной обстановки на территории РФ) для определения уровней ра­диоактивности средообразующих элементов (вод, воздуха, почв, рас­тительности), ионизирующего излучения, количества и состава ра­диоактивных осадков.

Субъекты экологического мониторинга — органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, спе­циализированные организации, уполномоченные на осуществление функций экологического мониторинга, субъекты экономической деятельности, общественные объединения.

Экологический мониторинг проводится специальной наблюда­тельной сетью. Это система стационарных и подвижных пунктов на­блюдений, в том числе постов, станций, лабораторий, центров, бюро, обсерваторий. Значительная часть наблюдательной сети функ­ционирует в рамках Федеральной службы России по гидрометеороло-

• гии и мониторингу окружающей среды, Государственной службы по санитарно-эпидемиологическому надзору Министерства здравоохра­нения РФ, а также Министерства сельского хозяйства РФ, Государст­венной инспекции по торговле, Государственной службы наблюдения , за состоянием окружающей природной среды Министерства природ­ных ресурсов, других федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов. Кроме того, субъектами РФ, органами местного самоуправления создаются соответствующие посты, стан­ции и иные элементы наблюдательной сети для ведения регионально­го или локального мониторинга.

Объекты экологического мониторинга — это окружающая среда в целом и отдельные ее элементы; негативные изменения качества ок-• ружающей среды, способные оказать отрицательное влияние на здо­ровье и имущество людей, безопасность территорий; виды деятель­ности, оцениваемые законодательством как представляющие потен­циальную угрозу для окружающей среды, здоровья людей и экологической безопасности территорий; оборудование, технологии, производственные и иные технические объекты, существование, ис­пользование, преобразование и уничтожение которых представляет опасность для окружающей среды и здоровья людей; чрезвычайные и иные внезапно возникшие физические, химические, биологиче­ские и иные обстоятельства (аварии, инциденты, иные нештатные ситуации), способные оказать негативное воздействие на окружаю­щую среду и здоровье людей; обладающие особым правовым стату­сом территории и объекты (например заповедные).

Законодательством могут быть установлены порядок регистра­ции объектов экологического мониторинга, ведение единого Реест­ра таковых, ограничения на доступ к экологической информации и другие правила, регулирующие организацию и осуществление мони­торинга.

Источники права. Общие положения об экологическом монито­ринге содержатся в Законах об охране окружающей природной сре­ды от 19 декабря 1991 г. (ст. 69), об охране атмосферного воздуха от 4 мая 1999 г. (ст. 23), о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения от 30 марта 1999 г. (ст. 1 и 45), о гидрометеорологической слежбе то 19 июля 1998 г., а также в утвержденных постановлениями Правительства РФ Положении о социально-гигиеническом монито­ринге от 1 июня 2000 г., Положении о Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды от 20 мая 1999 г., Положении о государственной службе наблюдения за состоя­нием окружающей природной среды от 23 августа 2000 г., Положе­нии об информационных услугах в области гидрометеорологии и мо­ниторинга загрязнения окружающей среды от 15 ноября 1997 г., По-


 
 

ложении о ведении государственного мониторинга водных объектов от 14 марта 1997 г., Положении о мониторинге земель в РФ от 15 июля 1992 г. о создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов от 26 февраля 1999 г. На уровне субъектов РФ пока действует лишь Закон Свердловской области от 9 января 1998 г. «Об экологическом мониторинге», но Правительством Москвы одоб­рен 5 июня 2001 г. проект закона «Об экологическом мониторинге в г. Москве».

Рекомендуемаялитература: Балашенко С. А., Демичев Д. М. Экологическое право. Минск, 2000, с. 247-255; Экология. Юридический энциклопедический словарь / Под ред. С. А. Боголюбова. М., 2000, с. 211-213.

Наши рекомендации