Принцип предупреждения негативного воздействия на окружающую природную среду
Принятие превентивных мер в случае, когда имеется основание полагать, что действия или бездействия государств могут способствовать внесению прямо или косвенно в окружающую природную среду вещества или энергии, которые могут создать опасность для здоровья человека, нанести вред живым ресурсам и экосистемам. Кроме того, превентивные меры должны касаться и трансграничных загрязнений. Государства, осуществляющие какую-либо деятельность, которая может служить потенциальным источником загрязнения и нанесения экологического ущерба на территории третьих государств, обязаны проводить мероприятия, направленные на недопущение таких инцидентов. В Конвенции по защите природной морской среды района Балтийского моря 1992 года, закрепляется, что необходимо делать все возможное для предотвращения трансграничного загрязнения районов, расположенных за пределами района Балтийского моря, а применяемые ими меры «не должны приводить к неприемлемым экологически напряженным ситуациям в отношении качества воздуха и атмосферы, воды, почвы и подземных вод, неприемлемому удалению вредных и возросших объемов отходов или увеличению опасности для здоровья человека» (ст.3).
Предусмотрительный подход в деятельности человека представляет собой наиболее желательный и верный подход при ведении деятельности в результате которой может быть нанесен ущерб окружающей среде. Не имеет значение, какой объем негативных последствий предотвращен, так как даже небольшой дисбаланс в природе может привести к очень серьезным экологическим проблемам. Уже не раз подтверждался тот факт, что предпочтительнее избежать и постараться предотвратить определенные последствия, чем впоследствии исправлять сложившуюся ситуацию. Безусловно, необходим контроль со стороны государств за любой деятельностью, способной причинить ущерб или оказать вредное воздействие на окружающую среду. Во Всемирной хартии природы 1982г. конкретизируется, что деятельность, способная оказывать вредное воздействие на природу, должна контролироваться, и следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы опасности или других вредных последствий для природы; в частности:
a) необходимо воздерживаться от деятельности, способной нанести непоправимый ущерб природе;
b) деятельности, таящей в себе повышенную опасность для природы, должен предшествовать глубокий анализ, и лица, осуществляющие такую деятельность, должны доказать, что предполагаемая польза от нее значительно больше, чем ущерб, который может быть нанесен природе, а в случаях, когда возможное пагубное воздействие такой деятельности четко не установлено, она не должна предприниматься;
c) деятельности, способной нанести ущерб природе, должна предшествовать оценка ее возможных последствий, и исследования о воздействии проектов в целях развития на природу следует проводить достаточно заблаговременно, и если принято решение о проведении такой деятельности, она должна осуществляться на плановой основе и вестись таким образом, чтобы до минимума сократить ее возможные вредные последствия;
d) деятельность в области сельского хозяйства, скотоводства, лесного хозяйства и рыболовства следует вести с учетом особенностей и запасов природных ресурсов данных районов;
e) районы, пришедшие в результате деятельности человека в упадок, подлежат восстановлению в соответствии со своим природным потенциалом и требованиями благосостояния проживающего в этих районах населения.
Данный принцип очень сложен для его реализации. Он предполагает принятие мер, необходимых для обеспечения эффективной защиты окружающей среды от вредных для нее последствий, которые могут возникнуть в результате действий или бездействий человека. Данный принцип отражен в Конвенции о защите природной морской среды района Балтийского моря 1992г. и предполагает, что государства будут принимать превентивные меры в случае, когда имеется основание полагать, что вещества или энергия, внесенные прямо или косвенно в морскую среду, могут создать опасность для здоровья человека, нанести вред живым ресурсам и морским экосистемам и ущерб использованию моря для отдыха, или препятствовать другим законным видам использования моря, даже если отсутствует убедительное доказательство причинной связи между таким внесением и его воздействием.
Во Всемирной хартии природы подтверждается, что государства должны контролировать любую деятельность, которая способна оказывать вредное воздействие на природу, и следует использовать наиболее подходящую технологию, которая может уменьшить масштабы опасности или других вредных последствий для природы (п.11 ст.II)Эффективность вышеуказанного принципа повысится, если стороны предпочтут применение «наилучшей имеющейся технологии», будут использовать «наилучшие практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении», а также будут стремиться «согласовывать свою политику в этом отношении».
Ряд международных соглашений не только обращают внимание на необходимость предупреждения и сохранения под контролем загрязнение окружающей среды, но и стремятся обозначить те виды деятельности, которые могут стать причиной вредных последствий. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года к таким видам деятельности относит бурение, драгирование, выемку грунта, удаление отходов, строительство и эксплуатацию или техническое обслуживание установок, трубопроводов и других устройств, связанных с такой деятельностью (ст.145). Конвенция 1982г. предлагает в зависимости от обстоятельств, совместно принимать все меры, которые необходимы для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды из любого источника, используя для этой цели наилучшие практически применимые средства, имеющиеся в их распоряжении, и стремясь согласовывать свою политику в этом отношении (ст.194).
В соответствии с принципом 15 Декларации Рио-де-Жанейро в целях «защиты окружающей среды государствами согласно их возможностям широко применяется осторожный подход. В таких случаях, когда существует угроза нанесения серьезного или невосполнимого ущерба, нехватка полных научных данных не должна служить причиной отсрочки принятия дорогостоящих мер по прекращению деградации окружающей среды». Этот принцип был принят многими Конвенциями и они подтвердили необходимость принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму ухудшения состояния окружающей среды и смягчения их отрицательных последствий.
Несмотря на использование понятия «осторожного подхода» во многих международных источниках наиболее разработанные нормы об осторожном подходе содержатся в международном морском праве. Это подтверждается тем фактом, что в Соглашении об осуществлении положений Конвенции ООН по морскому праву от 10 декабря 1982 года, которые касаются сохранения трансграничных рыбных запасов и запасов далеко мигрирующих рыб и управления ими 1995г., не только подтверждается закрепление осторожного подхода в качестве общего принципа (ст.5), но также конкретизированы обязательства государств для его реализации.