Особенности режима охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий

«

1) Государственные природные заповедники. Они учреждаются постановлением Правительства РФ с согласия субъекта РФ, в преде­лах которого они расположены. Территория их полностью изымает­ся из хозяйственного оборота. Имущество государственных природ­ных заповедников является федеральной собственностью. При этом запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные уча­стки и другие природные ресурсы, включенные в заповедник. Они полностью изымаются из гражданского оборота и не могут отчуж­даться и переходить от одного лица к другому иными способами. На прилегающих к территории заповедника участках земли и водно­го пространства создаются охранные зоны с ограниченным режи­мом природопользования.

Режим охраны заповедника предусматривает установление ряда запретов и ограничений. Так, на его территории запрещается: а) лю­бая деятельность, противоречащая его задачам и режиму; б) интро­дукция живых организмов в целях их акклиматизации; в) всякое вмешательство человека в природные процессы на специально выде­ленных (эталонных) участках. Ограничениями являются: а) специ­альный порядок доступа посторонних граждан на территорию запо­ведника, который возможен только с разрешения дирекции или ор­гана, в ведении которого находится заповедник; б) возможность частичного хозяйственного использования отдельных участков для обеспечения функционирования заповедника и жизнеобеспечения проживающих на его территории граждан; г) проведение мероприя­тий и деятельность только в целях сохранения в естественном со­стоянии природных комплексов, их восстановления и предотвраще­ния их изменений; поддержания условий, обеспечивающих санитар­ную и противопожарную безопасность, устранения угроз жизни 206

людей и населенным пунктам в результате стихийных бедствий, осу­ществления экологического мониторинга, научных исследований, эколого-просветительной работы, контроля и надзора.

2) Национальные парки. В отличие от заповедников природные ресурсы, находящиеся на территории национальных парков, предос­тавляются им в пользование (владение), а в их границах могут нахо­диться земельные участки, принадлежащие другим пользователям либо собственникам, хотя национальные парки имеют исключитель­ное право на приобретение таких участков за счет средств федераль­ного бюджета или иных. Положение о конкретном национальном парке утверждается органом, в ведении которого он находится, по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ. Как и в отношении заповедников, вокруг национального парка создается ох­ранная зона с ограниченным режимом природопользования. Задачи этих учреждений во многом сходны, но национальные парки более широко занимаются экологическим просвещением, а также создают условия для регулируемого туризма и отдыха. Поэтому на их терри­тории вводится дифференцированный режим охраны и выделяются различные функциональные зоны, в том числе: а) заповедная с за­претом любой хозяйственной и рекреационной деятельности; б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечивается сохранение природных объектов, но допускается строго регулируемое посеще­ние; в) познавательного туризма, предназначенная для экологиче­ского просвещения и ознакомления с достопримечательностями; г) рекреационная; д) охраны историко-культурных объектов; е) об­служивания посетителей, включающая места ночлега, палаточные лагеря, иные объекты обслуживания; ж) хозяйственного назначения для обеспечения функционирования национального парка.

При этом российское законодательство устанавливает ряд запре­тов на деятельность, которая может нанести ущерб охраняемым объектам либо противоречит целям и задачам национального парка, а именно: на разведку и разработку полезных ископаемых; на дея­тельность, влекущую нарушение почвенного покрова и геологиче­ских обнажений, изменения гидрологического режима; на предос­тавление садоводческих и дачных участков, строительство коммуни­каций, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка; на рубки главного поль­зования, проходные рубки, заготовку живицы, промысловые охоту и рыболовство, промышленную заготовку дикорастущих растений, сбор биологических коллекций, интродукцию живых организмов, любую деятельность, нарушающую среду обитания; на движение и стоянку механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка, прогон скота вне специ-





альных мест, сплав леса, организацию массовых спортивных, зре­лищных мероприятий, туристских стоянок, разведение костров вне отведенных для них мест; вывоз предметов, имеющих культурно-ис­торическую ценность.

Кроме того, земельные участки, здания и сооружения, располо­женные на территории парка, не подлежат приватизации, а на зем­лях, расположенных в пределах территории национального парка, но находящихся в пользовании (собственности) иных лиц, запреща­ется расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Законодатель предусматривает единственное исключение - на тер­ритории национальных парков все же возможно выделение зон экс­тенсивного хозяйственного использования, но только для обеспече­ния нужд граждан, относящихся к коренным малочисленным на­родностям, ведущих традиционный образ жизни.

• 3) Природные парки. В отличие от других категорий особо охра­няемых природных объектов природные парки являются природо­охранными рекреационными учреждениями и находятся в ведении субъектов РФ, которые и принимают решения об их образовании. Природные парки располагаются на землях, отданных им в бес­срочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохра­нению окружающей среды они занимаются созданием условий для отдыха, в том числе массового, и сохранением рекреационных ре­сурсов. Этим в первую очередь и объясняются различия в их пра­вовых режимах. Здесь создаются природоохранные, рекреацион­ные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны. Законода­тельством в более общем, чем для других ООПТ, виде устанавливаются запреты и ограничения на деятельность, которая может повлечь снижение экологической, эстетической или рекреа­ционной ценности природного парка.

4) Государственные природные заказники. Они учреждаются дву­мя способами — с изъятием земель или без такового, могут наделять­ся федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т. е. быть: а) комплексными (ландшафтными), предназна­ченными для сохранения и восстановления ландшафтов; б) биологи­ческими (ботаническими и зоологическими) для охраны и восста­новления редких и исчезающих видов растений и животных или ви­дов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении; в) палеонтологическими — для охраны ископаемых объектов; г) гидро­логическими (болотными, озерными, речными, морскими); д) геоло­гическими—для сохранения неживой природы. Запреты и ограни­чения, установленные федеральным законодательством, носят об­щий характер; речь идет о деятельности, противоречащей целям 208

заказников или наносящей вред охраняемым объектам. Закон пре­дусматривает возможность пользования природными ресурсами в особых формах на территории заказников только для представите­лей этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.

5) Памятники природы. Это уникальные, невосполнимые, цен­ные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отноше­нии природные комплексы и объекты естественногр и искусствен­ного происхождения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Объявление их может осуществляться с изъяти­ем территории, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свиде­тельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нару­шению их сохранности.

6) Дендрологические парки и ботанические сады. По своим зада­чам и статусу они отличаются от иных особо охраняемых природ­ных территорий. Они предназначены в первую очередь для созда­ния ботанических коллекций и осуществления научной, учебной, просветительской деятельности. Поэтому территория их предназна­чена лишь для выполнения этих задач, а земельные участки переда­ются в бессрочное пользование. Дендрологические парки и ботани­ческие сады могут иметь федеральное или региональное значение. Территория этих садов и парков может быть разделена на функцио­нальные зоны: экспозиционную, посещение которой разрешено; на­учно-экспериментальную, доступ в которую имеют только сотрудни­ки научно-исследовательских учреждений, и административную. За­коном запрещена деятельность, не связанная с выполнением задач этих объектов или ведущая к нарушению сохранности произрастаю-

!

щей там флоры. 7) Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Это террито­рии и акватории, которые пригодны для организации лечения и профилактики заболеваний, отдыха населения, поскольку они об­ладают природными лечебными ресурсами (минеральные воды, ле­чебные грязи, лечебный климат, пляжи и т. п.). Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Те из них, кото­рые освоены в достаточной степени и обладают соответствующей инфраструктурой, являются курортами. Законодательством сфор­мулированы общие запреты и ограничения деятельности, которая может ухудшить состояние этих объектов. Кроме того, для усиле­ния защиты устанавливаются округа санитарной и горно-санитар­ной охраны, внешний контур которых является границей охраняе­мого объекта.

К правовым актам, регулирующим вопросы, связанные с особо охраняемыми природными территориями, относятся: Федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. (СЗ РФ, 1995, № 12, ст. 1024), «О лечебных местностях и ку­рортах» от 23 февраля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, № 9, ст. 713), «Об охра­не озера Байкал» от 1 мая 1999 г. (СЗ РФ, 1999, № 18, ст. 2220); ут­вержденные постановлениями Правительства РФ Положение о госу­дарственных природных заповедниках в Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. (СП РСФСР, 1992, № 4, ст. 25), Положение о на­циональных природных парках Российской Федерации от 10 авгу­ста 1993 г. (САПП РФ, 1993, № 34, ст. 3180), Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения от 7 декабря 1996 г. (СЗ РФ, 1996, № 51, ст. 5798), Положение о признании территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального зна­чения от 7 декабря 1996 г. (СЗ РФ, 1996, №51, ст. 5799); утвер­жденные приказами Минприроды Примерное положение о государ­ственных природных заказниках в Российской Федерации от 10 ян­варя 1996 г. и Примерное положение о памятниках природы в Российской Федерации от 10 января 1996 г., а также Общее положе­ние о государственных природных заказниках общереспубликанско­го (федерального) значения в Российской Федерации от 25 января 1993 г.

Как уже говорилось, наиболее подробные правовые предписа­ния содержатся в положениях о конкретных (отдельных) особо ох­раняемых природных территориях.

Кроме того, большое значение приобретает реализация государ­ственной экологической политики в области охраны озера Байкал, ряд направлений которой закрепляется в Постановлении Правитель­ства РФ «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещен­ных в центральной экологической зоне Байкальской природной тер­ритории» от 30 августа 20001 г. (СЗ РФ, 2001, №37, ст. 3687). Рекомендуемая литература: Круглое В. В., Гармидер Н. П. Правовое регулирование организации и функционирования национальных и природных парков. Учеб посо­бие. Екатеринбург, 1996, 147 с.; Малешин Н.А. Современные социально-экономиче­ские проблемы российских заповедников (На примере Центрально-Черноземского го­сударственного биосферного заповедника им. В. В. Алехина).- Государство и право. 1995, №7, с. 82-88.; Панкратов И. Ф. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях - За­конодательство и экономика, 1998, № 11, с. 35—41.; Транин А. А. Вопросы правовой охраны природного комплекса столицы России.—Государство и право, 2001, № 1, с. 40—46; Транин А. А. Национальные парки России: новое законодательство - старые проблемы,—Государство и право, 1995, №5, с. 67-74.

Глава XV

Наши рекомендации