Особенности режима охраны отдельных категорий особо охраняемых природных территорий
«
1) Государственные природные заповедники. Они учреждаются постановлением Правительства РФ с согласия субъекта РФ, в пределах которого они расположены. Территория их полностью изымается из хозяйственного оборота. Имущество государственных природных заповедников является федеральной собственностью. При этом запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, включенные в заповедник. Они полностью изымаются из гражданского оборота и не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами. На прилегающих к территории заповедника участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
Режим охраны заповедника предусматривает установление ряда запретов и ограничений. Так, на его территории запрещается: а) любая деятельность, противоречащая его задачам и режиму; б) интродукция живых организмов в целях их акклиматизации; в) всякое вмешательство человека в природные процессы на специально выделенных (эталонных) участках. Ограничениями являются: а) специальный порядок доступа посторонних граждан на территорию заповедника, который возможен только с разрешения дирекции или органа, в ведении которого находится заповедник; б) возможность частичного хозяйственного использования отдельных участков для обеспечения функционирования заповедника и жизнеобеспечения проживающих на его территории граждан; г) проведение мероприятий и деятельность только в целях сохранения в естественном состоянии природных комплексов, их восстановления и предотвращения их изменений; поддержания условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность, устранения угроз жизни 206
людей и населенным пунктам в результате стихийных бедствий, осуществления экологического мониторинга, научных исследований, эколого-просветительной работы, контроля и надзора.
2) Национальные парки. В отличие от заповедников природные ресурсы, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются им в пользование (владение), а в их границах могут находиться земельные участки, принадлежащие другим пользователям либо собственникам, хотя национальные парки имеют исключительное право на приобретение таких участков за счет средств федерального бюджета или иных. Положение о конкретном национальном парке утверждается органом, в ведении которого он находится, по согласованию с Министерством природных ресурсов РФ. Как и в отношении заповедников, вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. Задачи этих учреждений во многом сходны, но национальные парки более широко занимаются экологическим просвещением, а также создают условия для регулируемого туризма и отдыха. Поэтому на их территории вводится дифференцированный режим охраны и выделяются различные функциональные зоны, в том числе: а) заповедная с запретом любой хозяйственной и рекреационной деятельности; б) особо охраняемая, в пределах которой обеспечивается сохранение природных объектов, но допускается строго регулируемое посещение; в) познавательного туризма, предназначенная для экологического просвещения и ознакомления с достопримечательностями; г) рекреационная; д) охраны историко-культурных объектов; е) обслуживания посетителей, включающая места ночлега, палаточные лагеря, иные объекты обслуживания; ж) хозяйственного назначения для обеспечения функционирования национального парка.
При этом российское законодательство устанавливает ряд запретов на деятельность, которая может нанести ущерб охраняемым объектам либо противоречит целям и задачам национального парка, а именно: на разведку и разработку полезных ископаемых; на деятельность, влекущую нарушение почвенного покрова и геологических обнажений, изменения гидрологического режима; на предоставление садоводческих и дачных участков, строительство коммуникаций, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с функционированием национального парка; на рубки главного пользования, проходные рубки, заготовку живицы, промысловые охоту и рыболовство, промышленную заготовку дикорастущих растений, сбор биологических коллекций, интродукцию живых организмов, любую деятельность, нарушающую среду обитания; на движение и стоянку механизированных транспортных средств, не связанных с функционированием национального парка, прогон скота вне специ-
альных мест, сплав леса, организацию массовых спортивных, зрелищных мероприятий, туристских стоянок, разведение костров вне отведенных для них мест; вывоз предметов, имеющих культурно-историческую ценность.
Кроме того, земельные участки, здания и сооружения, расположенные на территории парка, не подлежат приватизации, а на землях, расположенных в пределах территории национального парка, но находящихся в пользовании (собственности) иных лиц, запрещается расширение и строительство новых хозяйственных объектов. Законодатель предусматривает единственное исключение - на территории национальных парков все же возможно выделение зон экстенсивного хозяйственного использования, но только для обеспечения нужд граждан, относящихся к коренным малочисленным народностям, ведущих традиционный образ жизни.
• 3) Природные парки. В отличие от других категорий особо охраняемых природных объектов природные парки являются природоохранными рекреационными учреждениями и находятся в ведении субъектов РФ, которые и принимают решения об их образовании. Природные парки располагаются на землях, отданных им в бессрочное пользование, но могут включать и земли, принадлежащие иным пользователям, собственникам. Наряду с задачами по сохранению окружающей среды они занимаются созданием условий для отдыха, в том числе массового, и сохранением рекреационных ресурсов. Этим в первую очередь и объясняются различия в их правовых режимах. Здесь создаются природоохранные, рекреационные, агрохозяйственные и иные функциональные зоны. Законодательством в более общем, чем для других ООПТ, виде устанавливаются запреты и ограничения на деятельность, которая может повлечь снижение экологической, эстетической или рекреационной ценности природного парка.
4) Государственные природные заказники. Они учреждаются двумя способами — с изъятием земель или без такового, могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т. е. быть: а) комплексными (ландшафтными), предназначенными для сохранения и восстановления ландшафтов; б) биологическими (ботаническими и зоологическими) для охраны и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных или видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении; в) палеонтологическими — для охраны ископаемых объектов; г) гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими); д) геологическими—для сохранения неживой природы. Запреты и ограничения, установленные федеральным законодательством, носят общий характер; речь идет о деятельности, противоречащей целям 208
заказников или наносящей вред охраняемым объектам. Закон предусматривает возможность пользования природными ресурсами в особых формах на территории заказников только для представителей этнических общностей, ведущих традиционный образ жизни.
5) Памятники природы. Это уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношении природные комплексы и объекты естественногр и искусственного происхождения. Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Объявление их может осуществляться с изъятием территории, на которой они расположены, или без такового. Правовой статус памятника природы закрепляется охранным свидетельством и паспортом, в натуре устанавливаются охранные зоны. Запрещается всякая деятельность, которая может привести к нарушению их сохранности.
6) Дендрологические парки и ботанические сады. По своим задачам и статусу они отличаются от иных особо охраняемых природных территорий. Они предназначены в первую очередь для создания ботанических коллекций и осуществления научной, учебной, просветительской деятельности. Поэтому территория их предназначена лишь для выполнения этих задач, а земельные участки передаются в бессрочное пользование. Дендрологические парки и ботанические сады могут иметь федеральное или региональное значение. Территория этих садов и парков может быть разделена на функциональные зоны: экспозиционную, посещение которой разрешено; научно-экспериментальную, доступ в которую имеют только сотрудники научно-исследовательских учреждений, и административную. Законом запрещена деятельность, не связанная с выполнением задач этих объектов или ведущая к нарушению сохранности произрастаю-
! |
щей там флоры. 7) Лечебно-оздоровительные местности и курорты. Это территории и акватории, которые пригодны для организации лечения и профилактики заболеваний, отдыха населения, поскольку они обладают природными лечебными ресурсами (минеральные воды, лечебные грязи, лечебный климат, пляжи и т. п.). Они могут иметь федеральное, региональное и местное значение. Те из них, которые освоены в достаточной степени и обладают соответствующей инфраструктурой, являются курортами. Законодательством сформулированы общие запреты и ограничения деятельности, которая может ухудшить состояние этих объектов. Кроме того, для усиления защиты устанавливаются округа санитарной и горно-санитарной охраны, внешний контур которых является границей охраняемого объекта.
К правовым актам, регулирующим вопросы, связанные с особо охраняемыми природными территориями, относятся: Федеральные законы «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. (СЗ РФ, 1995, № 12, ст. 1024), «О лечебных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. (СЗ РФ, 1995, № 9, ст. 713), «Об охране озера Байкал» от 1 мая 1999 г. (СЗ РФ, 1999, № 18, ст. 2220); утвержденные постановлениями Правительства РФ Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. (СП РСФСР, 1992, № 4, ст. 25), Положение о национальных природных парках Российской Федерации от 10 августа 1993 г. (САПП РФ, 1993, № 34, ст. 3180), Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения от 7 декабря 1996 г. (СЗ РФ, 1996, № 51, ст. 5798), Положение о признании территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения от 7 декабря 1996 г. (СЗ РФ, 1996, №51, ст. 5799); утвержденные приказами Минприроды Примерное положение о государственных природных заказниках в Российской Федерации от 10 января 1996 г. и Примерное положение о памятниках природы в Российской Федерации от 10 января 1996 г., а также Общее положение о государственных природных заказниках общереспубликанского (федерального) значения в Российской Федерации от 25 января 1993 г.
Как уже говорилось, наиболее подробные правовые предписания содержатся в положениях о конкретных (отдельных) особо охраняемых природных территориях.
Кроме того, большое значение приобретает реализация государственной экологической политики в области охраны озера Байкал, ряд направлений которой закрепляется в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории» от 30 августа 20001 г. (СЗ РФ, 2001, №37, ст. 3687). Рекомендуемая литература: Круглое В. В., Гармидер Н. П. Правовое регулирование организации и функционирования национальных и природных парков. Учеб пособие. Екатеринбург, 1996, 147 с.; Малешин Н.А. Современные социально-экономические проблемы российских заповедников (На примере Центрально-Черноземского государственного биосферного заповедника им. В. В. Алехина).- Государство и право. 1995, №7, с. 82-88.; Панкратов И. Ф. Законодательство Российской Федерации и субъектов Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях - Законодательство и экономика, 1998, № 11, с. 35—41.; Транин А. А. Вопросы правовой охраны природного комплекса столицы России.—Государство и право, 2001, № 1, с. 40—46; Транин А. А. Национальные парки России: новое законодательство - старые проблемы,—Государство и право, 1995, №5, с. 67-74.
Глава XV