Расчет выбросов от автомобильного транспорта
Массовый выброс загрязняющих веществ автомобильным транспортом при движении по данной улице Мij рассчитывается по формуле:
(2.1)
где – приведенный пробеговый выброс г/км
(2.2)
– пробеговый выброс i-го загрязняющего вещества транспортным средством, г/км;
– коэффициент, учитывающий изменение выбросов загрязняющих веществ при движении по территории населенных пунктов;
– коэффициент, учитывающий влияние технического состояния автомобилей на массовый выброс i-го загрязняющего;
– суммарный годовой пробег автомобилей по данной улице, который является функцией времени, интенсивности и скорости движения АТС, км.
Суммарный сезонный пробег по улице рассчитывается по следующей схеме
(2.3)
где - скорость движения транспортных средств;
– число автомобилей, прошедших по данной улице за сезон;
– время движения автотранспортного средства по данной улице, которое рассчитывается по формуле
(2.4)
где – длина улицы, км.
Исходя из уравнений (2.3) и (2.4), суммарный годовой пробег автомобилей рассчитывается по формуле
(2.5)
Число автомобилей, прошедших по данной улице за сезон, определяется суммированием
(2.6)
– время, 6 часов;
– количество дней в сезоне.
Значения приведенного пробегового выброса i-го загрязняющего вещества данным типом транспортных средств приведен в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Приведенный пробеговый выброс для различных видов автотранспорта.
Тип автотранспорта | Примеси | Пробеговый выброс, г/км | Коэффициенты | Приведенный пробеговый выброс, г/км | |||
Kri | Kтi | Kni | |||||
Легковые | CO | 13,0 | 0,87 | 1,75 | - | 19,8 | |
NO2 | 1,5 | 0,94 | 1,0 | - | 1,4 | ||
CH | 2,6 | 0,92 | 1,48 | - | 3,5 | ||
SO2 | 0,076 | 1,15 | 1,15 | - | 0,1 | ||
Pb | 0,025 | 1,15 | 1,15 | - | 0,03 | ||
Грузовые бензиновые | CO | 52,6 | 0,89 | 2,0 | 0,68 | 63,7 | |
NO2 | 5,1 | 0,79 | 1,0 | 0,67 | 2,7 | ||
CH | 4,7 | 0,85 | 1,83 | 0,87 | 6,4 | ||
SO2 | 0,16 | 1,15 | 1,15 | 1,19 | 0,3 | ||
Pb | 0,023 | 1,15 | 1,15 | 1,19 | 0,04 | ||
Грузовые дизельные | CO | 2,8 | 0,95 | 1,6 | 0,68 | 2,9 | |
NO2 | 8,2 | 0,92 | 1,0 | 0,82 | 6,2 | ||
CH | 1,1 | 0,93 | 2,1 | 0,76 | 1,6 | ||
SO2 | 0,96 | 1,15 | 1,15 | 1,2 | 1,5 | ||
Сажа | 0,5 | 0,8 | 1,9 | 0,54 | 0,4 | ||
Автобусы бензиновые | CO | 67,1 | 0,89 | 1,4 | 0,9 | 75,2 | |
NO2 | 9,9 | 0,79 | 1,4 | 0,89 | 9,7 | ||
CH | 5,0 | 0,85 | 1,4 | 0,96 | 5,7 | ||
SO2 | 0,25 | 1,15 | 1,1 | 1,3 | 0,4 | ||
Pb | 0,037 | 1,15 | 1,1 | 1,3 | 0,1 | ||
Автобусы дизельные | CO | 4,5 | 0,95 | 1,4 | 0,89 | 5,3 | |
NO2 | 9,1 | 0,92 | 1,4 | 0,93 | 10,9 | ||
CH | 1,4 | 0,93 | 1,4 | 0,92 | 1,7 | ||
SO2 | 0,9 | 1,15 | 1,1 | 1,3 | 1,5 | ||
Сажа | 0,8 | 0,8 | 1,4 | 0,75 | 0,7 | ||
Пример расчета пробега легкового автотранспорта для улицы Салмышской (зима) приведен ниже
= 6 ч.´1,65км´399´91=359459 км
Количество выбросов угарного газа за сезон составляет
= 359459 км´19,8 г/км´10-6 = 7,1 т/сезон
Расчет категории опасности автомобильного транспорта
Категорию опасности автомобильного транспорта рассчитывают по аналогии с категорией опасности предприятия
(2.7)
Для расчета КОА при отсутствии ПДКсс используют значения ПДКмр, ОБУВ или уменьшенные в 10 раз значения предельно допустимой концентрации для рабочей зоны.