Мониторинг гидросферы
Государственный мониторинг водных объектов является частью государственного мониторинга окружающей среды. Его проведение регламентируется Водным кодексом РФ.
ГМВО осуществляется в целях: 1) своевременного выявления и прогнозирования развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработки и реализации мер по предотвращению негативных последствий этих процессов; 2) оценки эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий; 3) информационного обеспечения управления в области использования и охраны водных объектов, в том числе для государственного контроля и надзора за их использованием и охраной.
ГМВО включает: 1) регулярные наблюдения за состоянием ВО, количественными и качественными показателями, за режимом использования водоохранных зон; 2) сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдений; 3) внесение сведений, полученных в результате наблюдений, в государственный водный реестр; 4) оценку и прогнозирование изменений состояния водных объектов, количественных и качественных показателей состояния водных ресурсов.
ГМВО состоит из: 1) мониторинга поверхностных ВО; 2) мониторинга состояния дна и берегов ВО, а также состояния водоохранных зон; 3) мониторинга подземных вод; 4) наблюдений за водохозяйственными системами, в том числе за гидротехническими сооружениями, а также за объемом вод при водопотреблении и водоотведении.
ГМВО осуществляется в границах бассейновых округов с учетом особенностей режима ВО, их физико-географических, морфометрических и других особенностей.
В настоящее время госслужба наблюдений за состоянием ОС (ГСН) базируется в основном на сети пунктов наблюдений Росгидромета. Деятельность системы наблюдений регламентируется пакетом нормативных документов. В зависимости от целей, наблюдения подразделяются на режимные, оперативные, фоновые и специальные. Цель фоновых наблюдений – изучение медленных изменений состояния поверхностных вод суши. Получаемые данные фоновых наблюдений являются фоном для режимных наблюдений, определяющих сезонные, годовые и межгодовые изменения среды. Цели специальных наблюдений индивидуальны для каждого подвида этих наблюдений и определяют состав выполняемых работ. Локальные изменения, вызываемые, как правило, сбросами загрязняющих веществ антропогенного происхождения, происходят на фоне режимных изменений, в рамках которых в настоящее время получают основную информацию о качестве ПВС. Фоновые наблюдения, кроме наблюдений в отдельных биосферных заповедниках, производятся по программе режимных наблюдений, этот вид наблюдений можно охарактеризовать как специальные, проводящиеся на базе режимных. Оперативные наблюдения в настоящее время развиты слабо. Они также базируются на режимных наблюдениях с дополнительным оперативным проведением комплекса работ в случае выявления чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами наблюдений за загрязнением ПВС являются: 1) проведение наблюдений за состоянием ПВС, их загрязнением; оценка происходящих в воде изменений; прогнозирование опасных явлений; 2) обеспечение органов государственной власти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, заинтересованных организаций и населения текущей, экстренной или прогностической информацией о состоянии ПВС; 3) организация согласованного функционирования наблюдательных сетей различных ведомств и с аналогичными международными и национальными системами; 4) представление необходимой информации в Единый государственный фонд данных о состоянии ОС, ее загрязнении, иные фонды и банки данных.