Атмосферный воздух как объект экологических отношений
Воздух — важнейшая составная часть среды обитания людей, основа жизни на Земле. Он служит надежной защитой от вредных космических излучений, определяет климат конкретной местности и планеты в целом, оказывает решающее воздействие на здоровье людей и их трудоспособность, на жизнедеятельность растительного и животного мира. Атмосферный воздух выполняет также геологические, экологические, терморегулирующие, защитные, энергоресурсовые, хозяйственные и другие функции; он прямо или косвенно служит необходимым условием производства.
Загрязнение воздуха, т.е. изменение его природного состава из-за пыли, выхлопных газов или пахучих веществ, может в зависимости от вида загрязнения, концентрации примесей и срока их воздействия вредно влиять на условия труда и быта людей, отражаться на их жизни и здоровье, наносить вред окружающей среде и народному хозяйству. Основными источниками антропогенного загрязнения атмосферы химическими веществами, поступающими в воздух в газообразном, жидком или твердом состоянии, являются промышленность и транспорт. Кроме того, в атмосферу постоянно поступают загрязняющие вещества природного происхождения, состоящие главным образом из таких компонентов, как морская соль, дым и газ лесных или степных пожаров и извержений вулканов, пыль, возникающая из-за эрозии почв, а также растительного, животного и космического происхождения.
Российское законодательство в области охраны атмосферного воздуха основывается на Конституции России и состоит из Закона об атмосферном воздухе и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также из законов и иных нормативных правовых актов субъектов Федерации. Законодательство субъектов Федерации в области охраны атмосферного воздуха вправе предусматривать введение дополнительных экологических требований охраны атмосферного воздуха.
Имущественные отношения, возникающие при осуществлении деятельности по охране атмосферного воздуха, регулируются гражданским законодательством.
Закон об атмосферном воздухе устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха и направлен на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
В Законе об атмосферном воздухе используются следующие основные понятия:
атмосферный воздух — жизненно важный компонент окружающей природной среды, представляющий собой естественную смесь газов атмосферы, находящуюся за пределами жилых, производственных и иных помещений;
вредное (загрязняющее) вещество — химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
загрязнение атмосферного воздуха — поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха;
вредное физическое воздействие на атмосферный воздух — вредное воздействие шума, вибрации, ионизирующего излучения, температурного и других физических факторов, изменяющих температурные, энергетические, волновые, радиационные и другие физические свойства атмосферного воздуха, на здоровье человека и окружающую природную среду;
трансграничное загрязнение атмосферного воздуха — загрязнение атмосферного воздуха в результате переноса вредных (загрязняющих) веществ, источник которых расположен на территории иностранного государства;
неблагоприятные метеорологические условия — метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха;
предельно допустимый уровень физического воздействия на атмосферный воздух — норматив физического воздействия на атмосферный воздух, который отражает предельно допустимый максимальный уровень физического воздействия на атмосферный воздух, при котором отсутствует вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду;
предельно допустимый норматив вредного физического воздействия на атмосферный воздух — норматив, который устанавливается для каждого источника шумового, вибрационного, электромагнитного и других физических воздействий на атмосферный воздух и при котором вредное физическое воздействие от данного и от всех других источников не приведет к превышению предельно допустимых уровней физических воздействий на атмосферный воздух;
технический норматив выброса — норматив выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для передвижных и стационарных источников выбросов, технологических процессов, оборудования и отражает максимально допустимую массу выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух в расчете на единицу продукции, мощности, пробега транспортных или иных передвижных средств и другие показатели;
предельно допустимая (критическая) нагрузка — показатель воздействия одного или нескольких вредных (загрязняющих) веществ на окружающую природную среду;
предельно допустимый выброс — норматив предельно допустимого выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха с учетом технических нормативов выбросов и фонового загрязнения атмосферного воздуха при условии непревышения данным источником гигиенических и экологических нормативов качества атмосферного воздуха, предельно допустимых (критических) нагрузок на экологические системы других экологических нормативов;
временно согласованный выброс — временный лимит выброса вредного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, который устанавливается для действующих стационарных источников выбросов с учетом качества атмосферного воздуха и социально-экономических условий развития соответствующей территории в целях поэтапного достижения установленного предельно допустимого выброса;
мониторинг атмосферного воздуха — система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнения и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения;
охрана атмосферного воздуха — система мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами в целях улучшения качества атмосферного воздуха и предотвращения его вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду;
гигиенический норматив качества атмосферного воздуха — критерий качества атмосферного воздуха, который отражает предельно допустимое максимальное содержание вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и при котором отсутствует вредное воздействие на окружающую природную среду;
качество атмосферного воздуха — совокупность физических, химических и биологических свойств атмосферного воздуха, отражающих степень его соответствия гигиеническим нормативам качества атмосферного воздуха и экологическим нормативам качества атмосферного воздуха.
Понятие правового режима использования и охраны атмосферного воздуха раскрывается в Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г., Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 31 декабря 2005 г.) и в других нормативных актах.
Атмосферный воздух находится под охраной государства, которая осуществляется в различных направлениях:
— обеспечение оптимального для жизни человека качества атмосферного бассейна путем защиты его от различных видов загрязнения (естественного и искусственного происхождения);
— сохранение оптимального для жизни газового состава атмосферы, прежде всего ее кислородных ресурсов;
— поддержание оптимального естественного состояния воздушной среды посредством предупреждения и ограничения физических воздействий;
— предотвращение разрушения озонового слоя атмосферы и атмосферных явлений, неблагоприятно воздействующих на погоду и климат, здоровье людей, растительный и животный мир. Охрана окружающей природной среды от экологически опасных изменений озонового слоя Земли обеспечивается:
— организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;
— установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата озонового слоя;
— регулированием производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;
— применением мер ответственности за нарушение указанных требований.
В соответствии с международными соглашениями предприятия, учреждения и организации обязаны сократить и в последующем полностью прекратить производство и использование химических веществ, вредно воздействующих на озоновый слой. Контроль за соблюдением указанных требований осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Нарушение установленного порядка производства или использования химических веществ, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, влечет за собой приостановление либо прекращение деятельности предприятий, учреждений, организаций или отдельных цехов, агрегатов, технологических процессов, оборудования по предписанию федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Запрещается разработка и реализация народно-хозяйственных проектов, связанных с нарушением или разрушением высокопродуктивных естественных экологических систем и природного равновесия, с неблагоприятными изменениями климата и озонового слоя Земли, уничтожением генетических фондов растений и животных, наступлением других неблагоприятных последствий для здоровья человека, окружающей среды.
Предприятия и организации, воздействующие на окружающую среду, обязаны получить разрешение от компетентных органов на выброс или сброс загрязняющих веществ в атмосферу. Для этого они должны провести инвентаризацию источников выброса или сброса, определить объем загрязнений и осуществить ряд других мероприятий.
Лимиты на природопользование являются системой экологических ограничений по территориям и представляют собой установленные предприятиям-природопользователям на определенный срок объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещения отходов производства. Они устанавливаются для предприятий-природопользователей федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды или другим уполномоченным Правительством федеральным органом по согласованию с федеральным органом в области охраны окружающей среды.
За выброс в окружающую среду загрязняющих веществ сверх установленных нормативов предприятия и организации должны платить из своих прибылей.
Правовым регулированием обеспечиваются использование и охрана атмосферного воздуха над воздушным бассейном нашей страны, включая ее исключительную экономическую зону, от загрязнения его химическими веществами и твердыми частицами (пылью, дымом, сажей и т.д.), а также от вредных физических воздействий (шума, радиоактивных излучений, вибраций и т.п.).
Следует отметить, что в экологическом законодательстве отсутствует раздел, специально посвященный использованию атмосферного воздуха. Однако его анализ дает основание выделить следующие виды пользования атмосферным воздухом:
— пользование воздухом для обеспечения жизнедеятельности человека и других организмов;
— пользование атмосферой для выброса загрязняющих веществ и поглощения вредных физических воздействий;
— пользование воздухом для производственных нужд: в качестве производственного сырья и для получения кислорода, азота и т.п. в различных промышленных процессах (горение топлива), выплавки металлов и руд (доменные и мартеновские процессы); для автомобильного и воздушного транспорта и т.д.;
— искусственное изменение состояния атмосферы и атмосферных явлений в народно-хозяйственных целях.