Концепция государственной региональной политики Республики Беларусь.

Региональная политика государства – это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в территориальном региональном аспекте, т.е. связанная со взаимоотношениями государства и районов, а также районов между собой.

Цели региональной политики:

1.Создание и упрочение единого экономического пространства и обеспечение экономических, социальных, правовых и организационных основ государственности.

2.Относительное выравнивание уровней социально – экономического развития региона.

3.Приорететное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение для государства.

4.Максимально эффективное использование ресурсного потенциала страны.

5.Решение экологических проблем регионов.

Задачи региональной политики:

1.Сокращение региональных различий, в благосостоянии населения.

2.Обеспечение самостоятельно поддерживаемого в регионах роста переменного уровня доходов и занятости.

3.Сглаживание пространственных различий.

4.Поддержка слабых регионов.

5.Перераспределение ресурсов между богатыми и бедными территориями страны.

6.Повышение конкурентоспособности регионов.

7. «Смягчение» противоречий между городом и деревней; решение проблемы урбанизации.

8. Установление оптимального уровня соотношений общегосударственного и регионального уровней управления.

9. Решение национальных проблем.

10.Рациональной размещение новых промышленных объектов.

Принципы государственной региональной политики:

1.Децентрализация – делегирование прав и обязанностей в области регулирования развития местными органами госуправления и самоуправления.

2.Приоритетность – концентрация усилий на решение наиболее важных проблем региона.

3.Субсидиарность - вмешательство правительства в решение только важных и сложных региональных проблем.

4. Гибкость - связана с регулярным анализом последствий и корректировкой региональной политики.

5. Партнерство. Предполагает тесное взаимодействие и сотрудничество высших органов государственного управления, местного управления и самоуправления, а также всех заинтересованных сторон по выработке и реализации региональной политики.

6.Превентивность. Обусловлена своевременным вмешательством государства в региональное развитие.

7.Перманентность Постоянное, непрерывное всестороннее отслеживание процессов в регионах и соответствующее воздействие на них.

8.Прозрачность. Открытость государств региональной экономики.

62. Проблемы перехода от планируемой централизованно к рыночной экономике.

Переходный период включает три этапа:

• первый — деформация старого экономического порядка, основная цель которого состоит в ликвидации устаревших экономических структур и механизмов функционирования предшествующей экономической системы, что связано нередко с возникновением кризисной ситуации в национальной экономике;

• второй — становление нового экономического порядка. В этой фазе получает развитие новая институциональная среда, обеспечивающая экономическую деятельность в условиях рынка;

• третий — структурная перестройка, целью которой являются регулирующие воздействия государства и рыночных механизмов на национальную экономику.

Характер переходных процессов определяет два типа переходной экономики. Первый тип экономики базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем. Примером могут служить экономические преобразования в Беларуси. Другой тип основывается на радикальной перестройке экономики, так называемой «шоковой терапии», когда новое создается по принципу «разрушения всего старого» (экономика Польши, России).

потребуется создать необходимые условия и решить ряд сложных проблем:

• ликвидировать негативные последствия экономического кризиса на первом этапе переходного периода, сохранить и развить научно-технический, инновационный и кадровый потенциалы страны;

• обосновать перспективную модель национальной экономики страны;

• создать законодательно-нормативную базу, правовые институты, обеспечивающие развитие рыночных отношений;

• либерализировать все виды экономической деятельности, не запрещенные законом, создать благоприятные условия для становления экономической свободы и конкуренции, развивать предпринимательство, малый и средний бизнес;

• обеспечить равноправие всех форм собственности;

• сформировать развитую систему рыночной инфраструктуры — валютной, фондовой и товарных бирж, многообразия финансовых учреждений;

• использовать преимущества глобализации для развития национальной экономики, увеличения прямых иностранных инвестиций и кредитов;

• изменить структуру и совершенствовать всю систему образования, подготовки и переподготовки рабочих и руководящих кадров, менеджеров и экономистов, способных работать в условиях рыночных отношений;

• значительно повысить роль заработной платы как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;

• разработать и реализовать эффективную систему социальной защиты населения;

• повысить эффективность методов государственного регулирования экономической деятельности.

Решение этих проблем будет способствовать интеграции национальной экономики Беларуси в мировую экономическую систему.

63. Особенности перехода от планируемой централизованно к рыночной экономике в Республике Беларусь.

Весь период трансформации экономики Беларуси можно разделить на следующие этапы:

1991 —1995 гг. — период глубокого затяжного экономического кризиса;

1996—2000 гг. — этап выхода экономики из кризисного состояния и углубления рыночных отношений;

2001 — 2005 гг. и следующие пятилетия — переход на инновационный путь устойчивого экономического развития.

Экономический кризис проявился в постоянном снижении объемов производства, падении уровня жизни населения и усилении дифференциации его доходов, росте инфляции и безработицы.

первые попытки осуществить макроэкономическую стабилизацию лишь на основе монетарных методов — либерализации хозяйственной жизни, приватизации, жесткой денежно-кредитной политики — не привели к ожидаемому результату. Структурная природа экономического кризиса требовала и соответствующих методов выхода из него. Ведущая роль в осуществлении новых направлений принадлежит не денежно-кредитной, а инвестиционной составляющей и реализации комплексных мер по реформированию экономики, что обусловило необходимость разработки специальных программ. Так, с целью вывода страны из кризисного состояния были разработаны Программа перехода Республики Беларусь к рыночной экономике, Программа неотложных мер по выходу экономики из кризисного состояния, реализация которых позволила в 1996 г. заметно снизить уровень инфляции и дефицит государственного бюджета, затормозить падение уровня жизни народа, приостановить обвальный спад производства.

Характерная особенность первого пятилетия (1991— 1995 гг.) — ярко выраженные спад производства и макроэкономическая нестабильность. На это повлияло резкое сокращение традиционных рынков сбыта белорусской продукции, рост цен на ввозимое сырье и энергоресурсы, уменьшение внутреннего спроса и изменение его структуры. Высокая инфляция вызвала обесценение денежных средств всех секторов экономики. Второй (1996—2000 гг.) и начавшийся с 2001 г. третий этапы отражают результаты структурных преобразований в экономике, которые будут продолжаться несколько пятилетий. Они характеризуются целенаправленной деятельностью органов государственного управления по созданию необходимых условий для обеспечения роста экономики и повышения уровня жизни населения. Были разработаны и утверждены Основные направления социально-экономического развития страны на 1996— 2000 годы, Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001—2005 годы, где в качестве приоритетов определены «экспорт—жилье—продовольствие» как базовые точки роста, основные звенья структурных преобразований, обеспечивающие развитие всех взаимосвязанных отраслей, производств и экономики в целом; предусмотрены переход к проведению реформ по мере появления объективных предпосылок и не в ущерб уровню жизни населения, усиление контроля со стороны государства и трудовых коллективов за разгосударствлением и приватизацией.

Наши рекомендации