Понятие, цели, задачи, принципы экологической экспертизы. Развитие
экологической экспертизы и ОВОС в России. Стадии и этапы проведения ОВОС. Состав материалов, планирование проведения ОВОС.
Понятие, цели, задачи экологической экспертизы
Основу российской системы экологической оценки призванной решать многие проблемы управления охраной природы, сочетания отраслевого и территориального принципов, является экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС). Ей должны подвергаться все проекты хозяйственной и иной деятельности, могущей оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды. Они должны содержать материалы по оценке воздействия на окружающую природную среду (ОВОС), которая проводится заказчиком проекта и включает анализ, обобщение и распространение информации о таком воздействии и необходимые меры охраны. Оценка производится с учетом экологической емкости, состояния окружающей среды в месте планируемого размещения объекта, перспектив социально-экономического развития регионов, мощности и видов воздействия объекта на окружающую природу, требований природоохранного законодательства
Системы экологической экспертизы намечаемой деятельности сегодня используются практически всеми странами мира и многими международными организациями. Экологическая экспертиза (ЭЭ) основана на простом принципе: легче выявить и предотвратить негативные для окружающей среды последствия деятельности на стадии ее планирования, чем обнаружить и исправлять их на стадии осуществления этой деятельности.
Непосредственными предшественниками российской системы ЭО явились правила проектирования, территориальные комплексные схемы охраны природы и разрешения на отдельные виды природопользования, а также ведомственные и межведомственные экспертизы, не обеспечивавшие подлинную комплексность анализа экологических воздействий.
Экологическая экспертиза (Environmental Review, Environmental Expert Review, Environmental Examination) — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям, определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий.
Задачами государственной экологической экспертизы являются:
1) определение уровня экологической опасности намечаемой или осуществляемой хозяйственной и иной деятельности, которая может в настоящем или будущем прямо или косвенно оказать воздействие на состояние окружающей среды и здоровье населения;
2) проверка соответствия проектируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям природоохранительного законодательства;
3) определение достаточности и обоснованности предусматриваемых проектом мер по охране природы.
Государственная экологическая экспертиза проводится органами Госкомэкологии на основе принципов законности, научной обоснованности, комплексности, гласности и с участием общественности. В ней не должны участвовать лица, заинтересованные каким-либо образом в ее исходе. Для оценки процедуры и законности составления проекта полезно участие квалифицированных юристов. Перечень объектов государственной экологической экспертизы постоянно расширяется. Это проекты государственных планов, программ, концепций, основных направлений и схем размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства, другая предплановая, предпроектная документация по развитию хозяйственной и иной деятельности, реализация которой может оказать воздействие на состояние окружающей среды. Это могут быть проекты инструктивно-методических и нормативно-технических документов, регламентирующих хозяйственную деятельность, документация по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ, в том числе закупаемых за рубежом, ввозимая в Россию и вывозимая из России продукция. В последнее время экспертизе подвергаются экологическая ситуация в регионе, действующие предприятия и другие объекты, оказывающие влияние на состояние окружающей среды.
Принципы ЭЭ
Реализация проекта, подлежащего экологической экспертизе, без положительного заключения государственной экологической экспертизы запрещается и не подлежит финансированию. Последнее очень важно: иначе благие пожелания и призывы могут повиснуть в воздухе. Так произошло с сотнями объектов, где началось строительство до окончательного утверждения проекта и получения комплексного заключения экспертизы. Отказ в открытии финансирования без заключения экспертизы будет надежным барьером на пути любителей ставить общественность перед фактом — перед начатыми и проведенными работами. Не исключена возможность постановки вопроса о взыскании затраченных средств с виновных в незаконном строительстве в случае признания его экологически вредным и небезопасным.
Государственная экологическая экспертиза призвана «умиротворять» функциональные и территориальные интересы. Так как выносимый на экспертную оценку проект отражает, как правило, задачи природопользования — эксплуатацию природных ресурсов в интересах предпринимателя, народного хозяйства. Экспертная же комиссия, включающая в основном экологов, учитывающая мнение лиц, проживающих на данной территории, или находящихся, по крайней мере, под их активным воздействием, представляет собой фактор территориальный, стремящийся к экологическому благополучию. Здесь проявляются противоречия между производственной функцией и регионом, разгораются экологические страсти, решение которых во многом зависит от объективности и научности подходов.
Обобщение первой экспертной работы приводит к выводам: экологическую экспертизу должны проходить все без исключения проекты и программы, а по инициативе органов местного самоуправления - и ранее принятые программы.
Отбор экспертов надо производить из компетентных специалистов, не связанных с заказчиками и исполнителями проектов. Следует обязательно включать в их состав экономистов, юристов, программистов.
При этом принципиальное значение имеют права граждан и общественных объединений в области государственной экологической экспертизы.