Единая государственная система экологического мониторинга

В государственной системе управления природоохранной деятельностью важная роль отводится формированию Единой государственной системы экологического мониторинга (ЕГСЭМ) как источнику объективной комплексной информации о со­стоянии окружающей природной среды.

ЕГСЭМ включает в себя следующие основные компоненты:

• мониторинг источников антропогенного воздействия на окружающую среду;

• мониторинг загрязнения абиотической компоненты окружающей природной среды;

• мониторинг биотической компоненты окружающей природной среды;

• обеспечение создания и функционирования экологических информационных систем.

Организация работ по созданию ЕГСЭМ осуществляется во исполнение Постановления Совета Министров — Правительст­ва Российской Федерации от 24 ноября 1993 г. № 1229, соот­ветствующих приказов и распоряжений Госкомэкологии Рос­сии, МГС. России, Минобороны России, Минтопэнерго России, Роскомзема, Госгортехнадзора России и т.д. Соответствующи­ми приказами и постановлениями предусматриваются разра­ботка и создание территориальных подсистем ЕГСЭМ.

По созданию подсистем ЕГСЭМ ведутся работы на террито­риях Амурской, Калужской, Курганской и Челябинской облас­тей, Ямало-Ненецкого и Ханты-Мансийского автономных ок­ругов, республик Мордовия, Карелия и Чувашия, эколого-курортного региона Кавказские Минеральные Воды и др. Кро­ме того, организуются региональные единые системы экологи­ческого мониторинга. Например, на территории Уральского региона в такую систему должны войти Курганская, Оренбург­ская, Пермская, Свердловская и Тюменская области, а также межрегиональные комплексные программы экологического мо­ниторинга Северо-Западного и Северного регионов. Минпри­роды Чувашии, Минэкологии Республики Мордовии и Перм­ский облкомприроды решили создать межрегиональную комплексную программу экологического мониторинга бас­сейна р. Суры.

Важнейшей составной частью по организации ЕГСЭМ яв­ляется организация мониторинга источников антропоген­ного воздействия на окружающую природную среду. Наблю­дения за источниками выбросов и сбросов проводятся пред­приятиями, организациями и учреждениями, загрязняющими окружающую среду. Ответственность за создание и эксплуата­цию средств наблюдения и контроля состояния источников антропогенного воздействия возлагается на природопользователей.

Каждое министерство и ведомство в соответствии со своей спецификой и имеющимися нормативными документами орга­низует службы ведомственного контроля на своих предприяти­ях и отчитывается перед контролирующими органами Госком­экологии России по принятым формам статистической отчет­ности и другим разработанным и утвержденным документам.

Организационное и производственное обеспечение контроля промышленных выбросов и сбросов не отвечает требованиям, предъявляемым к автоматизированным измерительно-информа­ционным системам, основной объем данных о количественном составе выбросов в атмосферу получают, используя главным образом инструментально-лабораторные методы контроля.

Территориальными подразделениями Госкомэкологии Рос­сии осуществляется мониторинг источников антропогенного воздействия на атмосферный воздух. Задачей наблюдений это­го вида является определение состава и количества загрязняю­щих веществ, поступающих в атмосферу от источников выбро­сов. Объекты наблюдения — предприятия (промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и др.), имеющие источ­ники загрязнения атмосферы, а также сами источники. Указанным мониторингом охвачено 18 380 предприятий в 459 городах России. Эти наблюдения включают:

• ведомственный контроль, который производится силами ведомственных лабораторий контроля промышленных выбросов, прошедших метрологическую аттестацию, либо с привлечением лицензированных (аккредитованных) лабораторий;

• государственный контроль, осуществляемый лабораториями контроля промышленных выбросов при территориальных органах Госкомэкологии России.

Специализированные инспекции аналитического контроля (СИАК) осуществляют надзор за деятельностью ведомственных служб и лабораторий, определяющих содержание загрязняю­щих веществ в выбросах и сбросах предприятий.

Мониторинг загрязнения абиотической составляющей окружающей природной среды в рамках ЕГСЭМ ведет Госу­дарственная служба наблюдения (ГСН) за загрязнением окру­жающей природной среды.

Основными задачами ГСН являются:

• обеспечение ЕГСЭМ данными о состоянии и уровнях загрязнения атмосферного воздуха, вод суши и морей, почв, геологической среды и происходящих в них изменениях;

• обеспечение органов и организаций, входящих в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативной прогностической и фактической информацией в целях безопасности населения, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, снижения ущерба экономике от стихийных бедствий, аварий и катастроф природного и техногенного характера;

• обеспечение отраслей экономики (сельского, лесного, водного и коммунального хозяйств, энергетики, строительства, транспорта и т.д.) информацией о фактических и ожидаемых неблагоприятных для их деятельности изменениях в состоянии окружающей природной среды.

Таким образом, в части решения чисто экологических задач ГСН оказывает информационную поддержку ЕГСЭМ данными о состоянии и изменении абиотических параметров природной среды.

В рамках ГСН наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха проводятся в 284 городах на 664 стационарных постах, в том числе в 234 городах — непосредственно подразделения­ми Росгидромета. Режимные наблюдения за загрязнением по­верхностных вод Российской Федерации осуществляются в 1928 пунктах, 2617 створах, 2958 вертикалях и 3407 горизон­тах, расположенных на 1363 водных объектах, из них на 1204 водотоках и 159 водоемах.

Подсистема мониторинга загрязнения состоит из централь­ной и 10 региональных лабораторий, а также экспедиционных обследований. Мониторинг загрязнения морских вод (по хими­ческим и гидробиологическим показателям) базируется на дан­ных более чем 500 станций, расположенных на всех морях Рос­сии. В состав сети наблюдений за радиоактивным загрязнением природной среды входят 1456 гидрометстанций и постов, осу­ществляющих измерения мощности экспозиционной дозы гам­ма-излучения (1394 пункта), наблюдения за радиоактивными атмосферными выпадениями (487 пунктов) и аэрозолями (51 пункт). На 30 пунктах проводятся наблюдения за содержанием трития в атмосферных осадках, на 82 — за содержанием строн-ция-90 и других долгоживущих радионуклидов в водах суши и морей. Созданные в сетевых подразделениях оперативные группы осуществляют маршрутные и экспедиционные обследо­вания радиационной обстановки в районах, прилегающих к ра­диационно-опасным объектам.

Минатом России в рамках системы ЕГАСКРО является от­ветственным исполнителем разработки подсистемы автомати­зированной системы контроля радиационной обстановки (АСКРО)*. В рамках этой подсистемы Сибирским химическим комбинатом создается и внедряется автоматизированная систе­ма промышленного мониторинга (АСПРОМ), которая должна обеспечивать выработку управленческих решений на основе автоматизации информационных процессов в различных сфе­рах деятельности комбината (производство, экология, радиаци­онная и химическая безопасность персонала и населения, управление технологическими процессами и контроль за ними).

Государственный мониторинг геологической среды (ГМГС) представляет собой федеральную систему наблюдений, оценки, контроля и прогноза состояния геологической среды. Система ГМГС действующая практически на всей территории Россий­ской Федерации, включает:

• государственную опорную наблюдательную сеть, состоящую из 15 тыс. пунктов наблюдений за подземными водами, 700 участков наблюдений за опасными экзогенными процессами, пяти полигонов и 30 наблюдательных скважин для изучения предвестников землетрясений и слежения за ними, одного гео­
химического полигона и пяти геокриологических стационаров;

• локальные наблюдательные сети на объектах недропользования;

• 57 территориальных центров ГМГС в составе территориальных геологических комитетов и унитарных геологических предприятий;

• три региональных центра ГМГС в составе Центрального, Северо-Западного и Северо-Кавказского региональных геологических центров.

Среди всех блоков экологического мониторинга в рамках ЕГСЭМ мониторинг биоты является наиболее сложным и наименее разработанным не только в России, но и во всем мире.

Многочисленные публикации по мониторингу отдельных видов биоты или проблемам биоиндикации не позволяют при­менять большинство из них в ЕГСЭМ, поскольку нет единой методологии использования объектов живой природы в системе экологического мониторинга с целью не только оценки, но и регулирования качества окружающей среды.

В настоящее время в системе Госкомэкологии России идет разработка системы мониторинга живой природы в рамках ЕГСЭМ. Она включает три основных блока мониторинга: рас­тительный мир, животный мир, живую природу на охраняемых природных территориях.

Первоочередная задача — определение приоритетных пока­зателей для каждого из блоков мониторинга на федеральном и территориальном уровнях (дифференцированно для наземных, водных и почвенных экосистем).

Методы мониторинга биоты проходят апробацию в рамках разработанной подпрограммы мониторинга особо охраняемых территорий. В ряде заповедников (Центрально-Лесной, Приок-ско-Террасный) ведется мониторинг биоты эталонных назем­ных экосистем.

На территории некоторых областей (Амурская, Калужская, Кировская и Курганская) мониторинг биоты выделен в отдель­ную программу. Цели мониторинга биоты:

• наблюдение, оценка и прогноз состояния редких и исчезающих видов природной флоры (кроме лесов) и фауны; редких, исчезающих и типичных растительных сообществ, нуждающихся в особой охране; ботанических памятников природы;

• информационное обеспечение органов власти, тематических федеральных подсистем мониторинга животного и растительного мира, других юридических и физических лиц в части природопользования и охраны окружающей природной среды.

Согласно разработанным положениям, на некоторых терри­ториях (Амурская, Калужская, Курганская области) осуществ­ляется следующая деятельность:

• инвентаризация (кадастр) мест обитания и распространения редких и исчезающих растений, в первую очередь находящихся под угрозой исчезновения (категория 1);

• оценка, контроль и прогноз состояния исчезающих видов;

• инвентаризация (кадастр) и оценка состояния редких, исчезающих и типичных фитоценозов (составление «Зеленой книги» Амурской области);

• инвентаризация флоры с целью выявления изменений видового состава; оценка экологических причин, вызывающих эти изменения;

• выявление видов, не вошедших в «Красную Книгу», но подпадающих под статус исчезающих в силу негативных изменений их состояния;

• создание долговременной наблюдательной сети для ведения фонового (в ненарушенных ценозах) и импактного (в районах хозяйственной деятельности) мониторингов.

Наши рекомендации