Методика расчета цены туристского продукта
В туризме работают свободные цены, устанавливаемые производителями по согласованию с потребителями продукции (товаров, услуг) и применяемые при расчетах с ними.
Свободные цены на продукцию (товары, услуги) формируются с учетом себестоимости их производства, прибыли, всех видов налогов, уплачиваемых из себестоимости, выручки и прибыли, обязательных неналоговых платежей, установленных законодательством, а также исходя из качества потребительских свойств товара (услуги) и конъюнктуры рынка.
В зависимости от типов туризма цена может формироваться на туристский продукт (турпакет), услугу, потребляемые как внутри страны (внутренний туризм), так и за ее пределами (международный туризм). Порядок и принципы расчета, а также структура цены в обоих случаях одинаковы. Разница состоит лишь в наличии или отсутствии некоторых элементов и уровне прибыли, закладываемой в калькуляцию.
Процесс формирования цены происходит в два этапа:
внесение в приказ об учетной политике туристского предприятия вопросов, касающихся нормативно-правовой базы, особенностей состава затрат, метода распределения общехозяйственных расходов, уровня рентабельности, системы применяемых скидок и др.;
расчет нормы накладных расходов, включаемых в себестоимость; определение стоимости 1 часа услуг специалистов (организатор, экскурсовод, руководитель группы); расчет нормы времени на организацию и оказание туристской услуги. Все нормы времени определяются комиссией, созданной на предприятии.
Турфирмы, как правило, стараются заключить контракт с крупными туроператорами, имеющими солидный имидж и широкий выбор предложения к сотрудничеству, туры которых хорошо отработаны, а комиссионные, предлагаемые ими, достигают 10—12 % от стоимости каждого проданного тура.
В контракте оговариваются общие принципы формирования цены, т.е. что именно входит в цену обслуживания, скидки и надбавки на сезон/несезон, будние и праздничные дни, на детей, школьников, студентов, количество бесплатных мест на группу и др.
Цена обычно указывается за туродень (по количеству ночевок) из расчета на одного человека. Конкретные цены на туры и обслуживание указываются в приложении и согласовываются в текущей переписке.
Общая тенденция в туризме — формировать минимальную стоимость стандартного пакета, а все возможное вносить в дополнительно оплачиваемые услуги. Практика показывает, что турист, экономящий деньги при покупке стандартного тура, на отдыхе тратит значительно большие суммы.
Структура цены турпродукта выглядит следующим образом:
материальные затраты;
расходы на оплату труда;
налоги;
амортизационные отчисления;
прочие расходы, в том числе аренда офиса, административно-управленческие расходы;
прибыль;
обязательные налоговые платежи;
цена турпакета партнера.
Итого: отпускная цена.
Рассмотрим структуру цены по элементам.
1. Материальные затраты турфирмы зависят от конкретной программы тура. В нее могут входить: стоимость переезда, трансфер, затраты, связанные с оформлением документов для выезда туристов за границу (госпошлина, страховка, ваучер, экологический сбор и др.), экскурсионное обслуживание, питание.
2. Расходы на оплату труда. Поданной статье отражается часть суммы
заработной платы работников производственного персонала.
3. Налоги включают суммы обязательных отчислений, производимых от
суммы затрат по статье "Расходы на оплату труда".
4. Амортизационные отчисления. Амортизация основных средств и
нематериальных активов начисляется по нормам амортизационных отчислений на их полное восстановление, утвержденным правительством и предприятием.
5. Прочие затраты состоят из сумм, предоставленных на оплату счетами,
утвержденных ставок и норм расходов по видам операций; административно-управленческих расходов; арендных платежей, оговоренных договором.
6. Прибыль, закладываемая в цену туристского продукта. Эта статья —
основной источник дохода турфирмы. Здесь должны учитываться и инфляционные процессы, чреватые потерями, и комиссионные турагенту или турпосреднику.
7. Налоги, сборы и отчисления в бюджет, внебюджетные фонды. Туристские фирмы в обязательном порядке производят отчисления налогов по
перечню и ставкам, утверждаемым законодательством (НДС и др.).
После получения итоговой цены предприятия в калькуляцию могут включаться услуги сторонних организаций (питание, проживание, транспортное обслуживание и др.) в том случае, если предприятие использует их услуги в соответствии с договором.
8. Цена турпакета партнера. Это конкретная цена, оговоренная контрактом и уточненная протоколом согласования, перепиской.
Часть затрат в перечисленных статьях имеет валютное выражение, другая часть представлена в рублевом выражении. Все эти расходы сводятся по действующему валютному курсу к общей цене тура в иностранной валюте (доллар США, евро). Она же объявляется в рекламных или других информационно-справочных материалах с оговоркой, что оплата производится туристами в рублях по курсу, установленному на день платежа.