Стандартизация в области охраны окружающей среды
Рыночные отношения, расширение международной торговли, проблемы экологической безопасности и более жесткая экономия всех видов ресурсов неизбежно привели к возрастанию роли стандартизации и повышению качества продукции и услуг, эффективности производства и потребления.
Наука и практика в области стандартизации, аккумулируя передовой опыт стран с развитой рыночной экономикой, выработала оптимальные методы, приемы, направления развития в этих областях деятельности, оформленные в виде нормативных документов (стандартов). Использование стандартов является неотъемлемым фактором развития производства, взаимопонимания людей, обеспечения коллективной и индивидуальной безопасности на производстве и в быту, рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, эффективным способом решения крупных социальных проблем.
Стандартизация превращается, прежде всего, в эффективный способ решения крупных социальных проблем: обеспечение безопасности человека, оптимальных условий его обитания, удовлетворения его потребности в продукции и услугах высокого качества. Одними из важнейших проблем современности является рациональное использование ресурсов полезных ископаемых и мирового океана, охрана окружающей среды, освоение космоса, радио, телевизионной и транспортной связи. Организационно-технической основой решения этих проблем все чаще выступает стандартизация. Именно стандартизация, аккумулируя последние достижения науки и техники, позволяет находить наиболее прогрессивные и оптимальные решения. Вместе с тем органически объясняя фундаментальные и прикладные науки, она способствует внедрению научно-технических достижений в практическую деятельность, тем самым служит человеку и всему человечеству.
38.Экологическая сертификация: сущность, цели и объекты.
Экол сертификацией явл деят-ть по подтверждению соответствия, осуществляемая органом по сертификации, аккредитованным в Системе аккредитации РБ, объектов оценки соответствия требованиям нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в области охраны окр среды. Экологическая сертификация проводится в целях обеспечения экологически безопасного осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Республики Беларусь.
Объектами экологической сертификации явл: система управления окр средой; продукция; компетентность персонала в выполнении работ, услуг в области охраны окружающей среды;
оказание услуг в области охраны окр среды; иные объекты, в отношении кот в соответствии с законодательными актами РБ об охране окр среды принято решение об оценке соответствия. Гос регулирование в области экол сертификации осущ-ся Президентом РБ, Советом Министров РБ, Гос комитетом по стандартизации РБ и Министерством природных ресурсов и охраны окр среды РБ. Научно-методическое руководство по экологической сертификации в Республике Беларусь осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь.
39.Сущность и содержание экономической оценки природных ресурсов.Содержание эконом оценки прир ресурсов —денежное выражение народнохоз-ной ценности естественных благ, определяемой путем измерения эффективности их воспроизв-ва (охраны и восстановления экологических систем, эксплуатации и переработки природного вещества). Применение оценки ресурсов обусловлено необх-стью учета влияния природного фактора по повышению эффективности общ-ного произв-ва, совершенствования его отраслевой и тер-риальной стр-р, стимулирования восстановления, рационального исп-ния и охраны природных ресурсов, ограниченных как во времени, так и в пространстве. Трудности эконом оценки связаны с тем, что естественные ресурсы, пока в них не вложен труд, представляют собой “дар природы” и поэтому, согласно трудовой теории стоимости, не могут иметь стоимости. Эконом оценка лежит и в основе платности природопользования, что создает материальную заинтересованность предприятий в рациональном исп-нии ресурсов природы, совершенствовании технологических процессов по пути сокращения выбрасываемых в окружающую среду отходов. Постепенно сложились след осн-ные направления исп-ния оценок прир-х ресурсов: 1) в массовых планово-проектных расчетах по обоснованию изменений хар-ра исп-ния данного ресурса; 2) в учетно-аналитических разработках; 3) при перспективном планировании и прогнозировании; 4) для целей совершенствования системы экономического стимулирования.
Наиболее важным на практике считалось первое направление, меньше экономические оценки природных ресурсов использовались для второго и третьего. Понимая значимость четвертого направления, специалисты-«оценочники» делали акцент на его применении в перспективе, поскольку оно было связано с кардинальными изменениями структуры цен в народном хозяйстве, что требовало проведения серьезной экономической реформы, невозможной в условиях командно-бюрократической системы.