Процесс урбанизации и его особенности
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
История урбанизации…………………………… …………………………...4
Процесс урбанизации и его особенности........................................................5
Проблема урбанизации……………………………………………………….9
Заключение…………………………………………………………………...15
Список литературы…………………………………………………………..16
Введение
Урбанизация (франц. – urbanisation, англ. – urbanization, от лат. urbanus – городской, urbs – город), процесс усиления роли городов и распространения специфически городской культуры и образа жизни в развитии человечества. Это многогранный и многоуровневый процесс, который охватывает географические, социально-экономические, демографические и культурные изменения. В более узком понимании, традиционно употребляющемся в статистической демографии, урбанизация — это рост городов, особенно больших (свыше 1 миллиона жителей), повышение удельного веса городского населения в стране, регионе, мире (урбанизация населения).
Доля городского населения (1990, %): в Европе 73, в Азии 31, Африке 32, Сев. Америке 75, Латинской Америке 72, в Австралии и Океании 71; в экономически развитых странах мира (1990, %): США 75, Германия 78,3, Великобритания 89. Термин «урбанизация» появился впервые в 1867 в Испании. Урбанизация в социально-философском значении представляет собой перехода от традиционного общества к качественно новому типу – индустриальному и постиндустриальному. Рост городского населения осуществляется за счет образования городов, миграции и преобразования сельских поселений в городские. В некоторых странах крупнейшие города действуют как «магниты», которые притягивают не только население сельской местности (традиционный источник), но и мигрантов из других городов и стран, в том числе нелегальных. Характерна также маятниковая миграция, когда население пригородов и окрестностей ежедневно ездит в крупные города на работу. Прирост населения в больших городах всегда ниже, чем в среднем в стране (некоторые демографы даже называют мегаполисы «черными дырами»). Образ жизни в больших городах сходен во всех странах мира, поэтому урбанизация является важным звеном глобализации.
История урбанизации.
Первые города возникли в III и II тыс. до н.э. в Месопотамии, Египте, Индии и Китае. В них концентрировалось административная и политическая власть. И в меньшей мере торговля и ремесла. Столиц крупных рабовладельческих деспотий насчитывали до 200тыс. жителей, в Древнем Риме до 700тыс. и в конце существования Римской империи 1млн. После падения Рима население его сократилось до 40тыс. Ранее средневековье из-за слабого развития ремесел и торговли и политической раздробленности не знало городов в полном смысле этого слова. Рост феодальных городов и населения начался с X-X1вв и был обязан развитию ремесел и торговли, достигших своего расцвета в XIV-XVвв.
Большинство современных городов мира - детище капитализма. К началу промышленной революции насчитывалось 750 городов с числом жителей более 5тыс. человек, 45 свыше 100 тыс. человек. В середине 70х годов ХХ в. крупных городов было >2000. У нас первые города возникли в Закавказье и Средней Азии в I тысячелетии как центры государств и греческие колонии. На Руси это были резиденции князей и центры торговли. Древняя Русь называлась Гардарик – страна тысячи городов. В XII веке несколько десятков тысяч человек проживало в Киеве, Новгороде. Многие русские города были уничтожены татаро-монголами. Возрождение городов началось с конца XV в. Укреплённые пункты переросли в города. В эпоху промышленного развития и промышленного переворота с конца XVIII-XIX происходил рост старых и возникновение новых городов, как в Европе, так и других регионах мира. Рост удельной численности горожан в общей численности населения земного шара иллюстрируют следующие показатели: 1800-3% ; 1904-13,6% ; 1950-29,8% ; 1978-39%. Этот период урбанизации вначале протекал медленно и охватил развитые страны. С 50х годов текущего столетия в результате распада колониальной системы, начавшейся научно - технической революции и вызванного ею коренного перелома в структуре производительных сил урбанизация достигла невероятных темпов, охватила все страны – феномен урбанизации.
Урбанизация сложна и противоречива. В разных странах и на континентах проявляется по-разному, чем выше уровень экономического развития и плотность населения, тем урбанизация страны выше. Наиболее распространенным показателем уровня урбанизации является доля городского населения. Развитые страны - ФРГ- 84,7% ; США - 72,9% ; Япония - 76,2% ; Нигерия - 20,4%. Значительна урбанизация в странах с развитой горнодобывающей промышленностью: Ирак-72%; Венесуэла-82%. Это - ложная урбанизация. Дополняется степенью концентрации населения в больших городах.
Большие города растут быстрее. Особенно города гиганты: 1850 - 4 города > 1млн. человек; 1900-12; 1950-65; 1980-225. В развитых странах сосредоточенно 2/3 городов – миллионеров, составляет примерно 40% всех горожан этих стран. В последнее время доля городского населения начала снижаться. Дальнейшая концентрация городского населения необратима. Плотность городского населения очень велика - 9тыс/кв. км - Нью-Йорк, а в Токио - 11тыс. чел/кв.км. Возникают проблемы, в том числе экологические «общество – природа», санитарно-гигиенические, транспортные и т. д. Происходит интенсивное развитие сферы обслуживания, инфраструктуры, транспорта. В большинстве стран урбанизация происходит хаотично, что ведёт к росту безработицы в развивающихся странах и гипертрофии сферы услуг. Рост трущоб – бидонвиллей, фавелл на окраинах – типичная картина для развивающихся стран. В развитых странах наблюдается рост пригородов органически связанных с центром. В результате слияния их с городом возникают агломерации или мегаполисы. Город вырождается в агломерацию, происходит их рост. В состав агломераций входят главный город (ядро агломерации) и окружающие его населенные пункты, промышленные, рекреационные и другие зоны. Главные взаимосвязи внутри агломерации производственные. Это также и промышленные узлы. Границей обычно является двухчасовая транспортная доступность, а средний радиус составляет примерно 40 – 50 км. Границы агломераций часто не совпадают с их административными границами, так как в последнем случае не учитывается зона их влияния. В мире несколько тысяч городских агломераций, в которых сосредоточена громадная индустриальная мощь и человеческие ресурсы. Агломерации бывают моноцентрические (Москва) и полицентрические в добывающих районах (Донбасс, Кузбасс, за счёт срастания поселков). Типичной чертой агломераций являются маятниковые миграции, например, в Москву ежедневно приезжает 0,6 млн. чел из пригородов. В некоторых странах ( США и др. ) сейчас идет активный отток населения и промышленных предприятий из ядер (центров) в пригороды. Такой процесс называется субурбанизация. Состоятельное население живет в пригородах, что приводит к расовым различиям. Рост негритянского и цветного населения в центрах агломераций. Бегство состоятельных налогоплательщиков приводит к ухудшению условий жизни в центральных районах. У нас население пригородов также росло быстрее, чем центров.
Процесс урбанизации и его особенности
Город не сразу стал доминирующей формой поселения. Долгие столетия городские формы жизни были скорее исключением, чем правилом вследствие господства таких форм производства, основу которых составляли натуральное хозяйство и индивидуальный труд. Так, в эпоху классическою рабовладения город был тесно связан с земельной собственностью, с сельскохозяйственным трудом. В феодальную эпоху городская жизнь носила еще в самой себе черты своего антипода — земледелия, поэтому городские поселения были рассеяны по обширной площади и слабо связаны между собой. Преобладание деревни как формы поселения в эту эпоху обусловливалось в конечном счете слабым уровнем развития производительных сил, что не позволяло человеку сколько ни будь далеко оторваться от земли в экономическом отношении. Отношения между городом и деревней начинают изменяться под воздействием развития производительных сил. Объективной основой этих процессов было преобразование городского производства на базе мануфактуры, а затем и фабрики. Благодаря расширяющемуся городскому производству довольно быстро увеличивалась относительная численность городского населения. Промышленная революция в Европе в конце XVIII-первой половине XIX в. в корне преобразовала облик городов. Наиболее типичной формой городского поселения становятся фабричные города. Именно тогда была открыта дорога к быстрому наращиванию «поселенческой» среды, искусственно создаваемой человеком в процессе его производственной жизни. Эти сдвиги в производстве вызвали в развитии расселения новую историческую фазу, характеризуемую торжеством урбанизации, которая означает рост доли населения страны, проживающего в городах и связанного главным образом с индустриализацией. Особенно высокие темпы урбанизации наблюдались в XIX в. за счет миграции населения из сельской местности. В современном мире продолжается интенсивный процесс формирования агломераций, конурбаций, мегаполисов, урбанизованных регионов.
Агломерация — скопление населенных пунктов, объединенных в одно целое интенсивными хозяйственными, трудовыми и социально-культурными связями. Формируется вокруг крупных городов, а также в густонаселенных промышленных районах. В России в начале XXI в. сложилось около 140 крупногородских агломераций. В них проживает 2/з населения страны, сосредоточено 2/з промышленного и 90 % научного потенциала России. Конурбация включает несколько срастающихся или тесно развивающихся агломераций (как правило, 3-5) с весьма развитыми крупнейшими городами. В Японии выделено 13 конурбаций, в том числе Токийская, состоящая из 7 агломераций (27, 6 млн человек), Нагойская — из 5 агломераций (7, 3 млн человек), Осакская и т.д. Сходным является введенный в США в 1963 г. термин «стандартный консолидированный ареал».
Мегалополис — иерархическая по сложности и масштабам система поселений, состоящая из большого числа конурбаций и агломераций. Мегалополисы появились в середине XX в. В терминологии ООН мегалополисом называют образование с населением не менее 5 млн жителей. При этом 2/з территории ме- галополиса могут быть не застроены. Так, мегалополис Токайдо состоит из Токийской, Нагойской и Осакской конурбаций протяженностью около 800 км вдоль побережья. В число мегалопо- лисов включены межгосударственные образования, например мегалополис Великих озер (США-Канада) или Донецко-Ростовская система агломераций (Россия-Украина). В России мегалополисом можно назвать Московско-Нижегородский район расселения; зарождается Уральский мегалополис. Урбанизированный регион, который образуется сеткой мегалополисов, считается более сложной, крупномасштабной и территориально обширной системой расселения. К числу зарождающихся урбанизированных регионов относят Лондон-Париж-Рур, атлантическое побережье Северной Америки и др. Основанием для выделения подобных систем являются города с населением свыше 100 тыс. человек и более. Особое место среди них занимают города-«миллионеры». В 1900 г. их было всего 10, а сейчас больше 400. Именно города с миллионным населением перерастают в агломерации и способствуют созданию более сложных расселенческих и градостроительных систем — конурбаций, мегалополисов и сверхкрупных образований — урбанизированных регионов. В настоящее время урбанизация обусловлена научно-технической революцией, изменениями в структуре производительных сил и характере труда, углублением связей между видами деятельности, а также информационных связей.
Общими чертами урбанизации в мире являются:
· сохранение межклассовых социальных структур и групп населения, разделение труда, закрепляющего население по месту проживания;
· интенсификация социально-пространственных связей, обусловливающих формирование сложных поселенческих систем и их структур;
· интеграция сельской местности (как поселенческой сферы деревни) с городской и сужение функций деревни как социально-экономической подсистемы;
· высокая концентрация таких видов деятельности, как наука, культура, информация, управление, и увеличение их роли в экономике страны;
· усиленная региональная поляризация экономического градостроительного и, как следствие, социального развития внутри стран.
Особенности урбанизации в развитых странах проявляются в следующем:
· замедление темпов роста и стабилизация доли городского населения в общем населении страны. Замедление наблюдается, когда доля городского населения превышает 75 %, а стабилизация — 80 %. Такой уровень урбанизации отмечается в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Дании и Германии;
· стабилизация и приток населения в отдельные регионы сельской местности;
· прекращение демографического роста столичных агломераций, концентрирующих население, капитал, социально-культурные и управленческие функции. Более того, в последние годы в столичных агломерациях США, Великобритании, Австралии, Франции, Германии и Японии наметился процесс деконцентрации производства и населения, проявляющийся в оттоке населения из ядер агломераций в их внешние зоны и даже за пределы агломераций;
· изменение этнического состава городов вследствие непрекращающейся ми фации из развивающихся стран. Высокая рождаемость в семьях мигрантов значительно влияет на уменьшение доли «титульного» населения городов;
· размещение новых рабочих мест во внешних зонах агломерации и даже за их пределами.
Современная урбанизация привела к углублению социально-территориальных различий. Своего рода платой за концентрацию и экономическую эффективность производства в условиях урбанизации стали постоянно воспроизводимая в наиболее развитых странах территориально-социальная поляризация между отсталыми и передовыми районами, между центральными районами городов и пригородами; возникновение неблагоприятных экологических условий и вследствие этого ухудшение состояния здоровья городского населения, прежде всего малоимущих слоев.
Субурбанизация – (бурный рост пригородной зоны вокруг больших городов), первые признаки которой появились еще перед Второй мировой войной, коснулась в первую очередь состоятельных слоев и явилась формой их бегства от социальных болезней большого города.
Проблема урбанизации
Урбанизация, несмотря на многие позитивные аспекты, не лишена отрицательных сторон. В частности, города, как правило, страдают от экологических проблем в результате дорожных пробок, высокой концентрации промышленных предприятий и отсутствия адекватных систем удаления отходов. Кроме того, города обычно нуждаются в непропорционально большом объеме земельных, водных и природных ресурсов, если принимать во внимание их площадь и численность населения, высокие средние доходы которого обусловливают значительный уровень потребления.
И хотя основополагающей причиной этих проблем является концентрация населения и экономической активности в городах, наличие устойчивого разрыва в показателях жизни разных слоев городского населения означает, что основную тяжесть урбанизации несет на себе малоимущее население. Из-за ужасающего различия в доходах жителей городов развивающихся стран соответствующие показатели являются весьма значительными и продолжают ухудшаться. В общемировом масштабе темпы увеличения численности городской бедноты (с доходами не более 1 долл. США в день) превышают темпы роста численности городского населения в целом. В силу высокой стоимости жилья малоимущие жители городов зачастую вынуждены жить в перенаселенных трущобах, в которых отсутствует достаточная инфраструктура водоснабжения и санитарии. По самым последним оценкам Программы ООН по населенным пунктам, в 2005 году в трущобах проживало 840 млн. человек. В 2004 году более 600 млн. городских жителей не имели доступа к современным средствам санитарии, а 180 млн. человек — к источникам водоснабжения такого же уровня.
Так же урбанизация оказывает влияние на демографические процессы. В значительной мере оно проявляется в зависимости от различий городов по величине и народнохозяйственному профилю (функциональному типу). По мере развития процесса урбанизации уровень рождаемости городского населения по сравнению с сельским падает, в дальнейшем происходит падение рождаемости и в сельской местности. В некоторых развивающихся странах более высок уровень рождаемости в городах, что объясняется целым рядом социально-экономических, демографических и религиозных факторов, в частности тем, что в городах более сбалансированное соотношение полов.
Что касается показателей здоровья и смертности, то, по имеющимся данным, продолжительность жизни, как правило, выше в городских районах, чем в сельских, хотя в большинстве развивающихся стран отсутствуют отдельные оценки рисков смертности на протяжении жизни по городскому и сельскому населению. Данные обзоров состояния здоровья жителей отдельных городов в развивающихся странах указывают на то, что эпидемиологический переход, когда главными причинами заболеваемости и смертности становятся не инфекционные болезни, а хронические и дегенеративные заболевания, более продвинут в городах, чем в сельских районах развивающегося мира. Эта тенденция выступает параллелью историческому опыту развитых стран, где эпидемиологический переход начался в городах, но сегодня характерен как городским, так и сельским районам. Вместе с тем во многих городах Африки распространение эпидемии ВИЧ/СПИДа затормозило эпидемиологический переход и снижение показателей смертности. В наименее урбанизированных странах высокие коэффициенты инфекционных заболеваний и материнской смертности по-прежнему характерны для сельских районов.
Распространенность хронических заболеваний (включая заболевания сердечнососудистой системы, раковые заболевания и диабет) и несчастных случаев растет во многих городах развивающегося мира. Дорожно-транспортные происшествия, например, выступают в качестве существенной причины травм или смертельных исходов при более высокой частотности в городских районах. Рост потребления подсластителей и жиров в более урбанизированных развивающихся странах ведет к обострению проблемы ожирения, которая, в свою очередь, обуславливает распространение диабета и сердечно-сосудистых заболеваний. В сельскохозяйственных районах питание более здоровое и полноценное, без пищевых добавок.
Ещё одним из последствий урбанизации является перемещение производства. Рост пригородов привел не просто к перемещению населения, но и к перемещению производства. Причины этого сложны и многообразны. Вполне понятно, почему многие предприятия розничной торговли и обслуживания (бакалейные, скобяные мебельные магазины, прачечные и химчистки, парикмахерские и косметические салоны) переместились в пригороды. Такие предприятия должны находиться рядом с потребителями, особенно с богатыми потребителями. Но город-центр покинули и многие производственные фирмы. Растущие цены на землю делают расширение производства в городе-центре очень дорогим. А высокие издержки делают размещение производственных предприятий в деловой части города менее привлекательным. Фирмы, имеющие свой грузовой транспорт, сталкиваются с дорогостоящими проблемами уличных пробок, разгрузки и погрузки и т.д. Быстрое развитие грузового транспорта избавило многие фирмы от необходимости размещаться вблизи центральных железнодорожных терминалов и гаваней. Но, возможно, наиболее важным фактором является современная технология производства, основанная на высокоинтегрированных, непрерывных процессах, для которых необходим просторный одноэтажный производственный комплекс. Такая технология подразумевает наличие большого пространства, недоступного в городе-центре или доступного по непомерно высокой цене.
Но это не означает, что все крупные предприятия переместились в пригороды. Некоторые виды производства остались в городах-центрах. Речь идет о высокоспециализированных службах в области финансовых и торговых услуг, центрального административного управления, ресурсами которых является мастерство, либо знания, либо информация, а продукцией не товары, а услуги, консультации и решения. Именно эти учреждения – банки и адвокатские конторы, рекламные агентства и центральные административные конторы, консультационные фирмы и правительственные учреждения – заполняют города-центры и большую часть городской территории и становятся основной функцией центральной деловой части города.
Миграция преуспевающих жителей, а также процветающих производственных предприятий в новые образования (пригороды) приводит к тому, что новые предприятия и новые жилые дома строятся в пригородном кольце, а не в городах-центрах. Вместе с тем центры становятся все более дорогими территориями. Высокая плотность населения, обветшание зданий требует больших затрат на реконструкцию, управление, уборку улиц, поддержание порядка и законности.
Существует прямая зависимость между удаленностью от города-центра и уровнем доходов. Как правило, дальше всех от «деловой» части города живут квалифицированные рабочие, технический персонал и «белые воротнички». Большая часть этих сравнительно высокооплачиваемых людей работает в деловой части города – в банковских и финансовых фирмах, адвокатских и консультационных конторах, рекламных агентствах. С другой стороны, многие виды производства, предприятия оптовой и розничной торговли и службы сервиса переместились в пригород. Результатом этого становится значительное географическое несовпадение между рабочими местами и рабочей силой в пригородах и городе-центре. Такое несовпадение требует эффективной транспортной системы для обеспечения необходимых перекрестных перевозок населения.
В крупнейших городах мира возрождается интерес к обновлению и развитию систем общественного транспорта – пригородных железных дорог, метро, автобусов, подвесных дорог и т.д. Учитывая прогнозы роста численности пригородного населения и возможность последующего удвоения объема городского автомобильного движения через 20 лет, многие проектировщики городов считают актуальным поиск эффективных альтернатив автотранспорту. Это тем более важно, поскольку увеличение вложений в строительство дорог и скоростных автострад чаще всего увеличивает объем движения, нежели уменьшает транспортные пробки. Средняя скорость движения по городским магистралям не только не повышается, а даже понижается. Кроме того, предполагается, что расширение и улучшение систем общественного транспорта сможет принести существенные социальные выгоды в следующих направлениях: создание жизнеспособного и обновленного города-центра; улучшение подъездных путей к рабочим местам в пригороде для малообеспеченных жителей города-центра; возможность избежать чрезвычайно острой проблемы загрязнения окружающей среды, к которой может привести увеличение автомобильного транспорта.
Загрязнение окружающей среды является, наверное, основной проблемой. Ведь из неё вытекают проблемы со здоровьем, а отсюда высокий уровень заболеваний и смертности. В наши дни города являются главным фактором негативного человеческого воздействия на окружающую среду, так как именно в них сосредоточены основные производственные мощности любой страны мира. Вследствие роста агломераций появляются целые области и даже регионы с неблагоприятной экологической обстановкой. Экологи уже ввели такие термины, как «урбосистема» (совокупность географических, биологических и технологических систем, когда флора и фауна живой природы вынуждена существовать в условиях плотной городской застройки в самом разнообразном климате и экологической ситуации), «городская экосистема» (смесь природной и антропогенной подсистем).
Серьезность загрязнения воды и воздуха, а также накопления твердых отходов получает достаточное отражение в различных официальных документах международных организаций и в прессе. Широко известен тот факт, что реки и озера превращаются в городские и промышленные сточные канавы. Большинство населения городов пьет воду сомнительного качества. Загрязнение воздуха способствует возникновению рака легких, эмфиземы, пневмонии и других заболеваний. Избавление от твердых отходов (мусора) становится острой проблемой для многих городов, так как доступные для использования мусорные свалки заполнены и горожане препятствуют размещению свалок и мусоросжигательных печей вблизи их жилья. А постоянный шум и гул в крупных городах так же негативно сказывается на окружающей среде и человеке, в первую очередь.
Много проблем связано и с влиянием на литосферу Земли: при строительстве модифицируется рельеф, осушаются небольшие водоёмы и речки, возникают оползни и овраги, нередко грунтовые воды подтапливают постройки (из-за изменения уровня подземных вод в черте города). Низкая экологическая культура человека ведёт к образованию незапланированных властями свалок бытовых отходов, промышленные предприятия также вносят посильный вклад в загрязнение земли токсичными отходами производства.
Возможные последствия загрязнения окружающей среды в отдаленной перспективе еще более тревожны. Некоторые ученые полагают, что концентрация промышленности, людей, сооружений, бетона (цемента) – а именно это и составляет основу города – может привести к воздушному и тепловому загрязнению, достаточному, чтобы вызвать необратимые и потенциально катастрофические изменения климата Земли вследствие так называемого парникового эффекта. Корни проблемы загрязнения окружающей среды лучше всего представляются с помощью метода сырьевых балансов, который основан на простой идее, что вес всех ресурсов (топлива, сырья, воды и т.д.), используемых в производственных процессах, в конечном счете, будет приблизительно равен весу промышленных отходов.
К счастью, экологическая система, или природа, обладает способностью к самовоспроизводству, благодаря которому она может, до определенной степени, поглощать и перерабатывать такие отходы. Однако объем промышленных отходов имеет тенденцию превосходить ее абсорбирующую способность. Одной из причин этого является рост населения, его плотности. Экологическая система, которая может вместить 50 или 100 млн. человек, возможно, не выдержит давления 200 или 300 млн. Таким образом, охрана и воспроизводство окружающей среды в связи с развитием процессов урбанизации представляют собой одну из сложнейших глобальных проблем, значение которой в единой системе управления современным социально-экономическим развитием постоянно возрастает.
Повышение темпов урбанизации в мире – явление неизбежное. Качественные аспекты этого процесса зависят, естественно, и от того, как будут приниматься, и выполняться соответствующие решения, но не только. При заведомой сложности всякого динамичного социального процесса, а тем более имеющего отношение к таким открытым системам, как большие города, представляется очевидным, что их рост и преобразования дадут наилучшие результаты, если в этом процессе примут участие все без исключения государства мира.
При этом учет экономических и экологических аспектов в анализе особенностей процесса урбанизации является общей чертой, характеризующей подходы к этим проблемам во всем мире.
Заключение
В последние годы отмечается резкий рост урбанизации населения. Урбанизация сопровождается ростом крупных городов-миллионеров, загрязнением окружающей среды около промышленных центров, ухудшением условий жизни в регионах. Атмосферный воздух в городах содержит значительно большие концентрации токсических примесей по сравнению с сельской местоностью. Из-за того что из сельской местности многие уезжали в города сельское хозяйство не могло удовлетворить возросшие потребности населения. В целях повышения урожайности почв начали использоваться искуственные удобрения. При использовании нетрадиционных удобрений почва перенасыщалась соединениями тяжелых металлов.Освоение ядерной технологии, создание ядерного оружения сделали человека способным оказывать разрушительное воздействие на экосистему (трагедия в Чернобыле). Двадцатое столетие ознаменовалось потерей устойчивости в процессах роста населения Земли и его урбанизации. Это вызвало крупномасштабное развитие энергетики, промышленности и сельского хозяйства, транспорта, обусловило значительный рост антропогенного и техногенного воздействий. В результате активной техногенной деятельности человека во многих регионах нашей планеты разрушена биосфера и создан новый тип среды обитания — техносфера.
Список литературы
1. Алисов Н.В. Экономическая и социальная география мира : учеб. для вузов М., 2005.
2. Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации: Учебник для вузов. - М.: МО, 2001.
3. Алексеев А.И. Социально-экономическая география. М. 2000.
4. Зайончковская Ж.А. Демографическая ситуация и расселение. М. 2003
5. Озерова Г.Н., Покшишевский В.В. География мирового процесса урбанизации. М.1999.
6. Прохоров Б.Б., Мартынов А.С. Артюхов В.В. Виноградов В.Г. Плотность на-селения и расселения мира М. 2006 (C)
7. Кузнецов А. П. Экономическая и социальная география мира 2001