Назовите основные факторы-ограничители беспредельного роста численности
A. Для растений.
Б. Для микроорганизмов.
B. Для животных.
99. Из предложенного списка составьте пары организмов, между которыми в природе могут образовываться трофические (пищевые) связи (названия организмов можно использовать только один раз).
Цапля, ива, тля, амеба, заяц-русак, муравей, водные бактерии, кабан, лягушка, смородина, росянка, муравьиный лев, комар, тигр.
100. Какой ученый обосновал учение о биоценозах? Выберите правильный ответ:
а) В. Иогансен; в) Ч. Эльтон;
б) К. Мебиус; г) К. Тимирязев.
101. Расположите предлагаемые виды животных в порядке увеличения их плодовитости:
шимпанзе, свинья, собака, обыкновенная щука, озерная лягушка.
Объясните, почему самки одних видов приносят за один раз 1—2 детенышей, а других - несколько сотен тысяч.
102. В каждом из предложенных примеров выберите тот фактор, который можно считать ограничивающим, т. е. не позволяющим организмам существовать в предлагаемых условиях:
А. Для растений в океане на глубине 6000 м:
вода; температура; углекислый газ; соленость воды; свет.
Б. Для растений в пустыне летом:
температура; свет; вода.
В. Для скворца зимой в подмосковном лесу:
температура; пища; кислород; влажность воздуха; свет.
Г. Для речной обыкновенной щуки в Черном море:
температура; свет; пища; соленость воды; кислород.
Д. Для кабана зимой в северной тайге:
температура; свет; кислород; влажность воздуха; высота
снежного покрова.
103. Почему еще в августе, когда достаточно и тепла, и влаги, у многих листопадных деревьев появляются желтые листья?
104. Выберите правильное определение закона ограничивающего фактора:
а) оптимальное значение фактора наиболее важно для организма;
б) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого больше всего отклоняется от оптимального;
в) из всех факторов, действующих на организм, наиболее важен тот, значение которого меньше всего отклоняется от оптимального.
105. Три основных способа приспособления (адаптации) организмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, сопротивление и избегание этих условий. Заполните таблицу, описав преимущества и недостатки каждого из этих способов.
Способ адаптации | Преимущества | Недостатки |
Подчинение | ||
Сопротивление | ||
Избегание |
106. Известно, что на соснах кормится множество насекомых —пилильщиков, долгоносиков, короедов, усачей и др. Почему вредители в основном обитают на больных деревьях и обходят стороной здоровые, молодые сосны?
107. Уровень содержания кислорода в воде является одним из важнейших факторов в жизни рыб. Назовите дополнительные приспособления, которые имеют некоторые виды рыб, позволяющие им обитать в воде при недостатке кислорода.
108. Из приведенного списка факторов выберите те, которыеспособствуют росту численности популяций: обилие пищи, болезни, обилие паразитов, отсутствие хищников, обилие конкурентов, низкая плотность населения, высокая плотность населения, нехватка территории, неблагоприятные климатические условия, избыток территории, благоприятные условия жизни.
109. Выберите четыре необходимых компонента экосистемы: бактерии, животные, консументы, грибы, климат, редуценты, растения, биогенные вещества, продуценты, вода.
110. Какой абиотический фактор определяет вертикальную структуру биоценозов?Поясните свой ответ.
111. Назовите способ выживания (избегание, подчинение или сопротивление) при взаимодействии организмов с окружающей средой в следующих примерах:
а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные регионы зимовок;
б) зимняя спячка бурых медведей;
в) активная жизнь полярных сов зимой при температуре -40 °С;
г) переход в состояние спор бактерий при понижении температуры;
д) нагревание тела верблюда днем на жаре с 37 до 41 °С и остывание его ночью до 37 °С;
е) нахождение человека в бане при температуре 100 °С, при этом его внутренняя температура остается прежней — 36,6 °С;
ж) переживание кактусами в пустыне жары 80 °С;
з) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега.
112. Укажите термин, которым называется территория, занимаемая видом:
а) участок;
б) пространство;
в) площадь;
г) круг;
д)ареал;
е) зона.
113. Объясните, почему млекопитающие — обитатели холодных ре гионов и вод имеют значительный запас подкожного жира.
114. Закончите определение. Биоценоз — это совокупность организмов:
а) одного вида, обитающих на определенной территории;
б) разных видов, совместно живущих и связанных друг с другом;
в) одного вида, обитающих на разнородных участках ареала;
г) обитающих в одной биогеографической области.
115. Если смешать воду, песок, неорганические и органические удобрения, будет ли эта смесь почвой? Объясните ответ.
116. Прошел дождь. Из-за тучи вышло яркое жаркое солнце. Ответьте, на какой территории через пять часов содержание почвенной влаги будет больше (тип почвы одинаков):
а) на свежевспаханном поле;
б) на спелом пшеничном поле
в) на невыпасном лугу;
г) на выпасном лугу.
117. Для каждой пары конкурирующих организмов подберите ресурс, за который они могут с наибольшей вероятностью конкурировать.
Пары организмов: ландыш - сосна, полевая мышь - обыкновенная полевка, волк- лисица,
окунь- щука, канюк- сова-неясыть, барсук - лисица, рожь - василек синий, саксаул - верблюжья колючка, шмель — пчела.
Ресурс: нора, нектар, семена пшеницы, вода, зайцы, свет, мелкая
плотва, ионы калия, мелкие грызуны.
118. Объясните, почему овраги чаще формируются в нелесных природных зонах: степях, полупустынях, пустынях. Какая человеческая деятельность приводит к формированию оврагов?
Закончите определение.
Экосистема — это:
а) совокупность организмов и неорганических компонентов на определенной территории, в которой поддерживается круговорот веществ;
б) совокупность организмов разных видов, взаимосвязанных между собой, обитающих на определенной территории;
в) совокупность популяций разных видов, обитающих на определенной территории;
г) совокупность организмов, обитающих на определенной территории, и неорганических компонентов.