Методы экологического образования и воспитания дошкольников, их классификация, взаимосвязь друг с другом (по Бабанскому и Николаевой);
Значение и задачи экологического образования и воспитания дошкольников. Роль воспитателя в этой работе, требования профессиограммы и Государственного стандарта к экологической подготовке воспитателя.
Экология – это наука, изучающая естественные взаимоотношения организмов между собой и окружающей их средой (изучает законы природы)
Экологическое образование – это усвоение системы знаний науки экологии для формирования осознано правильного отношения к природе.
Экологическое воспитание – это процесс воздействия на сознание людей с целью выработки у них ценностного отношения к природе.
Пути решения экологических проблем:
1. Государственная политика, законы
2. Технический прогресс
3. Экологическое воспитание и образование
4. Международное сотрудничество.
Для дошкольной педагогики экологическое воспитание – это новое направление, которое появилось на рубеже 80-х и 90-х годов и в настоящий момент проходит этап становления.
Экологическое воспитание – новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями.
Цель экологического воспитания дошкольников – формирование начал экологической культуры – базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем, в соответствии с Концепцией общего среднего экологического образования, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи экологического воспитания – это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, при которой достигается эффект – очевидные проявления начал экологической культуры у детей.
· Создание в педагогическом коллективе атмосферы значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
· Создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих педагогический процесс дошкольного воспитания;
· Систематическое повышение квалификации педперсонала: овладение методами экологического воспитания, совершенствование экологической пропаганды среди родителей;
· Осуществление систематической работы с детьми в рамках той или другой технологии, постоянное ее совершенствование;
· Выявление уровня экологической культуры – реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах детской личности при ее взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
Содержание экологического воспитания включает два аспекта: передачу экологических знаний и их трансформацию в отношение. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому осознанию. Отношение, построенное вне понимания закономерностей связей в природе, социоприродных связей человека с окружающей средой, не может быть стержнем экологической воспитанности, не может стать началом развивающегося экологического сознания, ибо оно игнорирует объективно существующие процессы и опирается на субъективный фактор.
Воспитатель – главная фигура педагогического процесса и решающий фактор в экологическом воспитании. Три аспекта его личности определяют результат его деятельности – продвижение детей по пути обретения начал экологической культуры:
· Понимание экологических проблем и причин, их порождающих. Ощущение гражданской ответственности за сложившуюся ситуацию, желание и действенная готовность изменить ее;
· Профессионализм и педагогическое мастерство: владение методикой экологического воспитания дошкольников, понимание целей и задач экологического воспитания, систематическая реализация конкретной технологии в практике работы с детьми, творческий поиск в ее совершенствовании;
· Общая ориентация и практикование новой гуманистической модели воспитания: создание благоприятной атмосферы проживания детей в детском саду, забота о физическом и психическом здоровье детей, использование личностно-ориентированных методов воспитания, индивидуализация в работе с детьми и семьей.
Воспитатель, обладающей экологической культурой, должен иметь развитую наблюдательность, которая с одной стороны, ему позволяет постоянно видеть в природе новые явления, их особенности и качества, а с другой – замечать и оценивать развивающиеся личностные качества в каждом воспитаннике. Хорошо развитая наблюдательность – одно из свойств педагогического мастерства – в случае экологического воспитания является особо значимой, т.к. постоянно обогащает профессионализм воспитателя в области контакта с природой и детьми.
2. Общая характеристика, принципы построения, структура и содержание «Программы воспитания и обучения в д\с» под редакцией Васильевой ( раздел по ознакомлению детей с природой);
Пояснительная записка.
Настоящее издание является усовершенствованным вариантом «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой. Подготовленные с учетом новейших достижений современной науки и практики отечественного дошкольного образования. Программа строится на принципе культурообразности. Реализация этого принципа обеспечит учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнит недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания ребенка. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (представление, знание, мораль, искусство, труд). Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых произведений культуры, возможность развития всесторонних способностей ребенка на каждом этапе дошкольного детства.
Содержание программы призвано обеспечить воспитание у ребенка с первых лет жизни гуманного отношения к окружающему миру, любви к родной семье, родному краю, городу.
Программа составлена по возрастным группам. Она охватывает четыре возрастных периода физического и психического развития детей: ранний возраст (от рождения до 2, первая и вторая младшая группа), младший дошкольный возраст (2-4, первая и вторая младшая группа, средний возраст (4-5, средняя группа), старший и дошкольный возраст (5-7, старшая и подготовительная группа).
В каждом разделе программы дается характеристика возрастных особенностей психического и физического развития детей, определены общие и реальные задачи воспитания и обучения, особенности организации жизни детей. Предусмотрены формирование необходимых представлений жизненно важных умений и навыков в процессе обучения и их развитие в повседневной жизни.
В программе разработано содержание детских праздников, развлечений и досугов. Определены примерные уровни развития, в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года пребывания в дошкольном учреждении.
Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр, рекомендованных к использованию в педагогическом процессе.
1-ая младшая | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
Неживая природа | Учить определять состояние погоды (холодно); знакомить с характеристиками времен года ( опадают листья) | Расширять представления детей о многообразии природных явлений | Наблюдать явления природы; устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями; дать понятие о том, что человек часть природы; учить правильно чести себя в природе, не губить ее. | Расширять представления о различных природных объектах ( воздух, вода) о жизни на земле, в воде, в воздухе; систематизировать и углубить представления о сезонных изменениях в природе; знакомить с планетами солнечной системы. | |
растения | Представления о растениях данной местности; называть названия растений; научить различать стебель, листья, цветок; различать по виду и вкусу овощи и фрукты. | Дать представление о приспособленности растений к среде обитания; различать ягоды и т.д.; упражняться узнавать разные породы деревьев по коре и листьям; приобщать детей к уходу за комнатными растениями. | Расширять и уточнять представления о растениях ( деревья, кустарники) ; познакомить с некоторыми видами комнатных растений, которые вегетативно размножаются; учит устанавливать связи между состоянием растений и условиями окр. Среды. | Углубить представления о комнатных растениях, леса, луга.; знакомить с растениями родного края из красной книги; закладывать основы экологической культуры личности. | |
животные | Первоначальное представление о диких животных; называть отличительные особенности внешнего вида животных; учить наблюдать, как взрослые ухаживают за уголками природы; воспитывать бережное отношение к природе. | Расширять представления о домашних животных и их детенышей; познакомить с трудом людей по уходу за домашними животными; расширять представления о жизни диких животных; воспитывать любовь к природе; дать представление о приспособлении животных к среде обитания. | Формировать представления о зимующих и перелетных птицах; закрепить умение находить и узнавать зимующих птиц (сороку); рассказывать о помощи человека диким животным; расширять представления о домашних животных, как ухаживать за ними. | Знакомить с деятельностью детей по охране диких животных; расширять представления о классификации животного мира; учит называть и различать особенности животных; Формировать представления о взаимосвязи обитателей леса. | |
Вывод: 1. Во всех возрастных группах детям даются знания об одних и тех же объектов природы: неживая природа (солнце), оно влияет на воздух, воду, почву. Это все влияет на растения, а они определяют жизнь человека и животных. Это принцип КОНЦИТРИЧНОСТИ
2.От группы к группе знания о природе углубляются ( изменяется их качество) расширяются ( изменяется их количество): в младшей группе представления элементарных знаний. В средней – это от внешнего к внутреннему. В старшей группе – это установление причинно-следственных связей, в подготовительной – это закрепление, обобщение знаний. Их систематизация.
3.Знания о природе даются:
· От простого к сложному
· От внешнего к внутреннему
· От общего к частому
· От ближайшего окружения к тем экосистемам и природным зонам, которые удалены на большие расстояния.
3. Новые Российские экологические программы для работы ДОУ: отражение в них современной концепции экологического образования и воспитания дошкольников;
Программа – это краткое изложение содержания какого-либо учебного предмета.
Программа для ДОУ – это краткое изложение содержания воспитательно-образовательной работы с детьми.
Парцианальная программа С. Николаевой «Юный эколог»
Программа под редакцией М А Васильевой является комплексной, т.е. содержит все направления воспитательно-образовательной работы в ДОУ.
Знание о природе в этой программе дают в подразделе «окружающий мир», входящий в раздел умственное воспитание.
Программа С. Николаевой содержит только экологические направления работы следовательно парциональная программа.
В 1 разделе знания о неживой природе взяты из : астрономии, географии, геологии, почвоведение, химии, физики.
Экологические знания в этом разделе показывают взаимосвязь неживой и живой природы.
Во 2 разделе знания взяты о растения из ботанике и экологии.
В 3 разделе знания о животных – из зоологии и экологии.
Программа А. Вересова «Мы земляне» имеет своей целью развитие в детях элементов экологического сознания, она демонстрирует всеобщую взаимосвязь природы, человека и его деятельности.
Программа Е. Рылеевой «Открой себя» создана на основе авторской концепции, предполагающей индивидуализацию личностного развития ребенка. Программа предусматривает развитие у детей естественнонаучных представлений и экологической культуры, начальные формы экологического сознания формируются через цикл занятий «Мир нерукотворный».
Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников «Жизнь вокруг нас», в центре которой личностное развитие ребенка. Дети получают информацию экологического содержания, на эмоционально-положительной основе у них развивается бережное и ответственное отношение к живой природе.
Программа «Паутинка» Ж. Л. Васякиной-Новиковой развивает в детях планетарное мышление: разумное отношение к миру и к себе как к жителю Земли. У детей формируется представление о мире по четырем параметрам: «где я живу» (окружающая среда), «как я живу» (поведение и ответственность), «с кем я живу» (соседи по планете, взаимосвязь с ними), «когда я живу» (взаимодействие во времени). Экологические представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных помогают развить в детях сопереживание, сочувствие, которые потом трансформируются в содействие.
Творческий поиск педагогов и психологов в целом ряде программ направлен на развитие в детях эстетического отношения к природе и окружающему миру.
Программа В. И.и С. Г. Ашиковых «Семицветик» нацелена на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой саморазвивающейся личности. Авторы считают от того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. Программа предполагает совместную творческую деятельность детей и взрослых в детском саду, детских студиях или в семье. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношении к окружающему миру. Основой программы является восприятие красоты в природе, в созданных человеком творениях и самом человеке его внутреннем мире и созидательных проступках. В программе имеются две базовые темы «Природа» и «Человек». Тема природы включает не только четыре ее царства на Земле (минералы, растения, животные и человек) , но и выходит за пределы планеты - в ближнее и дальнее космическое пространство. Вторая тема рассматривает человека-созидателя народных и национальных героев, подвижников мировой культуры, вошедших в летописи и оставивших добрый след на Земле.
Программа Т. А. Копцевой «Природа и художник» сочетает в себе формирование у детей 4-6 лет представлений о природе как живом организме и развитие их творческой деятельности. Средствами изобразительного искусства автор решает задачи экологического и эстетического воспитания детей, приобщает их к мировой художественной культуре. Блоки программы – «Мир-человека» «Мир искусства» – посредством системы творческих заданий развивают у дошкольников эмоционально-ценностное отношение к миру, а также их собственные творческие навыки и умения
К этой же группе можно отнести программу Н. А. Рюкбейль «Чувство природы», предназначенную для воспитания дошкольников 4-6 лет в учреждениях дополнительного образования. Цель программы развивать через эмоциональную сферу познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Дети обучаются три года, и на каждом этапе решаются новые задачи их воспитания, образования и развития. Общим итогом становится устойчивый интерес к природе, желание общаться с ней и творческое самовыражение детей в различных видах художественной деятельности. Особенность программы - в ее организации на каждом занятии, которое длится два академических часа, дети «погружаются» вместе педагогом в уютной атмосфере через разные виды деятельности (общение с живыми объектами уголка природы, просмотр слайдов, слушание музыки, творческая деятельность самих детей - рисование, сочинение сказок, театрализация литературных произведений и др.). На каждом занятии (два раза в неделю) педагог достигает «эмоционального неравнодушия» каждого ребенка- именно чувство природы должно стать основой дальнейшего экологического образования детей в школе. Познавательный план программы тесно связан с эстетическим: детей учат видеть красоту растений и животных как результат их замечательной приспособленности к среде обитания. В последний год обучения дети получают очень широкий круг представлений о Вселенной, планете Земля, о жизни первобытных и современных людей детям показывают красоту мира, учат любить его.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеют программы, направленные настановление начал экологической культуры через познание экологических закономерностей природы.
Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка 5-6 лет, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой детей получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. Программа предусматривает выработку у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту, навыков практического участия в природоохранной деятельности в своем крае.
Программа «Наш дом-природа» состоит из десяти блоков. Каждый включает обучающий и воспитывающий компоненты-знания о природе и развитие к детей разных аспектов отношения к ней (бережной заботы, умения видеть красоту и др.) Половина программы (пять блоков) рассматривает область неживой природы (вода, воздух, почва и др.), три блока посвящены живой природе – растениям , животным и экосистеме леса, два – взаимодействию человека с природой. Программа имеет методическое обеспечение – разработку по созданию развивающей среды в дошкольном учреждении, рекомендации по ознакомлению детей с водой, воздухом. Ценным аспектом программы является то, что автор обращает внимание на отходы, которые в большом количестве производит человечество и которые составляют реальную опасность для природы планеты. Методические рекомендации предусматривают эмоциональное воздействие на детей автором написаны экологические сказки, придуманы»письма животным», создан экологический проект «Мое дерево». Программа Н. А. Рыжовой имеет продолжение в начальной школе.
Методы экологического образования и воспитания дошкольников, их классификация, взаимосвязь друг с другом (по Бабанскому и Николаевой);
Методы экологического воспитания дошкольников:
1. Осознанно-правильное отношение к природе, являющееся стержнем экологической культуры, строится на понимании связи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания; на осознании специфики живого и его самоценности, зависимости жизни от воздействия факторов внешней среды, деятельности человека; на понимании изначальной красоты явлений природы, живых существ, если их развитие происходит в полноценных естественных или специально созданных условиях.
2. контакт ребенка с объектами природы,"живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
3. Экологическая среда в детском саду, прежде всего конкретные, отдельно взятые животные и растения, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
4. соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах, позволит детям увидеть:
а) неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
б) морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
в) появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
г) специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
д) многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой.
Роль наблюдения в экологическом образовании и воспитании дошкольников. Наблюдение: определение, виды, правила организации. Объекты для наблюдения с дошкольником, использование худ.слова.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отвести наблюдению. Его сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное и т.д. Правильная организация чувственного познания природы обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений и животных и растениях, о сезонных явлениях природы. Руководство наблюдения дает возможность научить дошкольников выделять самые различные признаки объектов природы и ориентироваться в наиболее значимых, обнаруживать через них взаимосвязь растений, животных с явлениями неживой природы.
Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с СОДЕРЖАНИЕМ. С одной стороны, наблюдение является источником знаний, с другой – оно само требует наличия определенных знаний как отправных моментов наблюдения.
Важным является вопрос о содержании наблюдения – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать.
Для проведения наблюдения важным являются три момента:
1. Наличие природных объектов
2. Определение содержания наблюдений
3. Поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.
Дети могут наблюдать за живыми объектами уголка природы и участка детского сада, которые постоянно находятся рядом с ребенком. Наблюдение помогает детям на его основе устанавливать связи между живыми объектами и условиями их обитания, явлениями неживой природы, т.е. обеспечивает накопление конкретных, чувственных, экологически значимых знаний, которые ведут к пониманию зависимостей, существующих в природе.
Во всех группах дети знакомятся с небольшим количеством растений в помещении и на участке. Рассматривая их, наблюдая за их ростом и развитием в разных условиях внешней среды, дети учатся их различать.
Большие возможности для наблюдения представляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и кустарников.
Общие требования к организации наблюдения:
1. Цель и задачи наблюдения должны быть поставлены четко и конкретно
2. Для каждого наблюдения отбирать свой круг знаний
3. В организации наблюдения предусматривать систематичность
4. Наблюдение должно способствовать развитию умственного и речевой активности детей
5. Наблюдение должно вызывать интерес детей к природе
6. Знания, полученные в результате наблюдения, должны быть закреплены
Виды наблюдений:
1. По числу участников: индивидуальные наблюдения
2. Групповое наблюдение (с подгруппой детей)
3. Фронтальное (всей группой)
По длительности:
1. Кратковременное (эпизодические) проводятся за объектом
2. Длительные (за явлением) лучше фиксировать в рисунках
По целям:
1. Распознающее ( за одним объектом)
2. Сравнительное ( за двумя и более объектами, один из которых знаком детям)
По задачам:
1. Первичное
2. Повторное
3. Итоговое