Изучить прошлое, настоящее и будущее Москвы-реки и примыкающей к ней территории.
ИСТОРИЯ КОЖУХОВСКОГО ЗАТОНА
Работу выполнили: Веревкина Анна, Таратута Юлия
Класс
Научный руководитель учитель географии Лада Галина Николаевна
Научный консультант: к. с-х. н, педагог-организатор, руководитель школьного эколого-биологического музея «Окно в природу» Повзикова Лидия Николаевна
На формирование городской среды влияют климат, почвы, чистота и движение воздуха, разнообразие флоры и фауны, отношение людей с живой природой и влияние природы на здоровье городских жителей, социальных отношений и образа жизни [2, 15]. Особое место в факторах формирования городской среды занимают водоемы и реки.
Наша школа расположена в Южнопортовом муниципальном районе на берегу кожуховского затона. Занимаясь краеведением, мы задумались, как возник кожуховский затон. Стали изучать историю Москвы – реки. На старинных картах мы обнаружили, что до ХХ века село Кожухово стояло на берегу реки. А история территории на левом берегу Москвы-реки, что напротив царского села Коломенское берет свое начало в Х1У веке, когда впервые в грамотах московских князей встречается упоминание о селе, владение Крутицкого подворья Симонова монастыря.
Цель проекта
Изучить прошлое, настоящее и будущее Москвы-реки и примыкающей к ней территории.
Задачи:
1. Изучить историю развития Москвы-реки и территории микрорайона школы.
2. Выяснить и наблюдать изменения акватории у образовательных учреждений и улиц микрорайона.
3. Изучить перспективы развития кожуховского затона и микрорайона учебного комплекса.
Методы работы
1. Изучение историко-географической литературы и материалов по истории района [1, 5, 18, 19].
2. Изучение результатов мониторинга кожуховского затона [3, 6, 12, 13, 20].
3. Знакомство с перспективами развития микрорайона [14, 15, 17].
4. Обобщение и анализ результатов [6, 16].
История территории на левом берегу Москвы-реки, берет свое начало в Х1У веке, когда впервые в грамотах московских князей встречается упоминание о владение Крутицкого подворья Симонова монастыря. Монастырь был основан в 1370 г. учеником и племянником Сергия Радонежского - Федором - на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. Его монашеское имя - инок Симон - и дало название монастырю [19]. Вокруг монастыря распoлагалось несколько сел и деревень, относящихся сначала к Капотненскому стану, а затем к монастырю. Неподалеку от планируемого монастыря находилась Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая стала первым храмом Симонова монастыря. Более 26 лет храм был главным. После Куликовской битвы, Великий Князь Дмитрий Иоаннович приказал привезти в Москву, и похоронить именно здесь тела иноков-воинов Пересвета и Ослябы. Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро [5]. По окончании постройки Успенского храма (1405г), церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий немногих старцев. В 1509 году деревянная церковь Рождества Богородицы была сломана, а на ее месте построена и освящена каменная церковь «в Старом Симонове», церковь стала приходской.
Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». В XVI-XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Он не раз принимал на себя натиск врагов, подвергался татарским набегам. Каменные стены монастыря были построены в XVI веке. Считается, что их возводил «государев мастер» Федор Савельевич Конь, строитель Смоленского Кремля [18]. Дорога вдоль стен монастыря была «хожена и езжена». На высоком холме стояло сельцо, что у переправы на южной дороге. По дороге везли различные товары и продукты. В конце ХУ1 века в селе были торговые ряды, лабазы для хранения провиантом, здесь заключались торговые сделки и договоры. На старинных гравюрах оба берега сплошь заставлены торговыми судами разной вместимости. В 1612 году со своими драгоценностями и всеми вкладами князей и царей Симонов монастырь стал добычей литовцев и поляков. Более ста лет потребовалось на восстановление. Монастырь стал одним из самых богатых в Москве. В 1771 г. Симонов монастырь, был упразднен Екатериной II, и превращен в чумной изолятор. В низине, у излучены реки, было устроено «чумное кладбище. Лишь в 1795 г. обитель была восстановлена по ходатайству графа Алексея Мусина-Пушкина.
В 1812 году монастырь был разграблен и разрушен французами. В 1832 г. было решено построить новую колокольню Симонова монастыря на средства купца Ивана Игнатьева. Строительство величественной пятиярусной колокольни высотой 90 м в «русско-византийском стиле» по проекту Константина Андреевича Тона завершилось в 1839 г. Самый большой колокол весил 1000 пудов, а на четвертом ярусе были установлены часы. Колокольня Симонова монастыря была одной из архитектурных доминант Москвы, возвышаясь над полями и рощицами высокого берега [5, 18].
В средине Х1Х века около монастыря, через его слободы, была проложена железная дорога [3]. Эта дорога изменила жизнь в слободах. Многие перевозки железная дорога взяла на себя. Были заброшены огороды, жители пошли работать на стройки. Началось строительство заводов (будущих ЗИЛ, «Динамо», велозавод). Увеличилось число жителей, выросли новые бараки и дома с дешевым жильем. Кожухово в средине Х1Х века занимало территорию более 5 квадратных километров и имело 6 улиц, на которых было более 300 домов и более 1000 жителей. В 1920 г. монастырь был вновь закрыт.
С 1923 года село вошло в черту Москвы [11]. (Приложение № 1, 2).Улицы замостили и в Кожухово пришел трамвай [19]. С 1923 г по 1927 годы на территории монастыря работал музей. Ночью 21 января 1929 года прогремел взрыв, уничтоживший 5 из 6 церквей, в том числе Успенский собор, колокольню, надвратные церкви, Сторожевую и Тайницкую башни с прилегавшими к ним постройками. Один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья, (ныне ул. Восточная д.4 в Южном административном округе Москвы) был разрушен и подавляющее большинство построек были снесены к 1930-е году. На месте развалин Симонова монастыря в 1932-1937 годах построен Дворец культуры ЗИЛа.
Между берегом Москвы-реки и селом Кожухово, была построена первая московская станция очистки канализационных и сточных вод [18]. Станция проработала с 1929 по 1970 годы. В этот же период изменилась жизнь Москвы-реки и ее берегов. В 1932 году началось строительство канала «Москва-Волга» по всему руслу в городе были построены гидросооружения. На юге Москвы строились ЗИЛ, 1-й ГПЗ, АЗЛКа, шинный завод, расширялись велозавод и завод «Динамо». Строительство индустриальных гигантов требовало огромного количества строительных материалов. Самым дешевым способом доставки считался речной транспорт [8, 9]. В 1932-36 годах было принято решение спрямить русло реки по Новинскому рукаву. При углублении русла расстояние сокращалось на 5 км, а еще давало до 1 млн. тонн грунта для засыпки нагатинской поймы. Таким образом, к 1937 году главное русло мимо села Кожухово стало второстепенным и постепенно использовалось как вспомогательное. В это же время изменил расположение Южный грузовой порт. На южной окраине, где сходятся оба рукава, были построены причалы общей протяженностью 2.2 км, Построены подъездные железнодорожные и автомобильные дороги, открытые и закрытые склады. Юго-западнее от порта, по левому берегу 1950-1970 годы находился дебаркадер Детского речного пароходства [8, 9, 19].
Большие изменения произошли в период строительства линии метро от ст.Автозаводская до ст. Коломенская (1967-69 г.). Были сооружены водопропускные гидросооружения и старое русло Москвы-реки было засыпано на ширину более 50 метров [9]. По насыпи прошла наземная часть линии метро и проезжая часть (б. Пролетарского) проспекта Андропова. В эти годы отходы строительства сваливали в реку в тех местах, где было мелко т.е.у правого берега. Напротив Кожухова образовался остров. Таким образом русло реки в ХХ веке сначала стало «рукавом», а затем затоном. Затон использовали для стоянки различных судов в периоды между навигациями. Менялась жизнь на берегах: строились жилые дома, появился и стал расширяться авторынок, появились новые предприятия, про затон как будто забыли.
Особое место в развитии территории заняли пустыри между стадионом, Южным портом и берегом Москвы-реки. Территория, где сейчас находится школа и микрорайон МЖК «Судостроитель» (Приложение № 3). Это низкое место, поросшее редким кустарником, пользовалось дурной славой и звалось «сучье болото». В 1950-60-х годах площадка была освобождена от плодородной почвы, которая образовалась в результате водоочистки. Здесь планировали расширять территорию Южного речного грузового порта. Но потом территория превратилась в пустырь и свалку строительных отходов, которая входила в промзону Южного порта[19]. У пересечения улицы Трофимова и Южнопортовой улицы был построен первый корпус авторынка т.к. Южный порт стал центром отправки «Москвичей» по всей стране.
В 1988 году было принято решение о строительстве молодежного жилищного комплекса. В структуру МЖК должны были входить десять домов 17-22-х этажа, школа и 2 детских сада. Ближе к порту были построены фабрика бумажных изделий «Восход» и новые терминалы. Так пустыри превратились в промзону, а микрорайон оказался внутри промзоны [6]. Одновременно со строительством МЖК, расширялся авторынок. Пока работали близь лежащие заводы, транспорт обслуживал их, но к 90-м годам авторынок и увеличился в несколько раз и стал основным местом работы жителей микрорайона. Сложная экологическая обстановка создала почву для развития экологического движения на базе нашей школы (Центра образования) [2, 19].
С 2003 года школьники 7-8 классов начали наблюдать за состоянием окружающей среды микрорайона школы [6]. И пытаться решить одну из экологических проблем: берег кожуховского затона.
Цель работы
Детская дума ЦО № 1804
------------------------------------------------------------------------------------------
Чтобы листовка привлекла внимание, ее написали и разрисовали ученики 5-6-х классов. Эти листовки развесили на все подъезды. После этого к депутатам стали обращаться жители, с просьбами разобраться с этим проектом, так как из-за засыпки затона измениться качество жизни и резко снизится стоимость жилья, что позволит превратить микрорайон в маргинальное поселение.
Мы обратились в экологическую комиссию МГД. На приеме наши школьники рассказали о своих исследованиях. Экологи добавили для нас сведения о том, что в зону застройки попадает остров, возникший в 30-х годах при строительстве ЗИЛа. Еще в 2000 – 2001 годах разрабатывался проект для трассы «Формула –1», на острове, образовавшемся из строительного мусора, планировали строительство, но проведя исследования, обнаружили, что при вибрации остров может уйти под воду, что не допустимо, по технике безопасности. В 2003 году японцы на острове хотели построить развлекательный центр, но исследования показали, что там высокая радиация и от проекта отказались. Обратили внимание на то, что за островом расположен заповедник «Коломенское». Изменение микроклимата вдоль берегов Москвы-реки скажется неблагоприятно на состояние природы в муниципалитетах: Печатники, Коломенское, Нагатино, всего Центрального округа, Это произойдет потому, что не станет большой водной территории, которая способствует очистки воздуха за счет отрицательных ионов воды, изменится направление и сила движения воздушных масс вдоль русла Москвы-реки [10]. Русло Москвы-реки – естественный очиститель воздушного бассейна центра города и юго-востока. Именно водоем выносит за пределы города воздух загрязненный автотранспортом и промышленностью.
Общественные слушания состоялись в ноябре 2005 года, в актовом зале школы. Зал не мог вместить всех желающих, поэтому трансляцию вывели на пришкольную территорию. В слушаниях приняли участия: Глава администрации и депутаты района, ученики-экологи школы, родители, которые принимали участия как представители общественности, всего более 500 человек. На слушание пригласили специалистов поликлиники, Управы и ДЭЗов, представителей промышленных предприятий, расположенных в микрорайоне. Открыл слушания Глава Управы. За ним выступили врачи, экологи, родители, учителя. Были доложены сведения, полученные в результате исследований. Депутаты сообщили о том, что жители очень недовольны предполагаемой стройкой, так как микрорайон будет испытывать еще большую транспортную и людскую нагрузку.
Заслушав представителей «Авторынка», «Южного грузового порта», «ЗАО «Восход», торговых предприятий и центров питания установили, что только авторынок имеет интерес в расширении территории, а торговые предприятия наоборот получают еще большую конкуренцию. Население считает, что торговых предприятий в микрорайоне достаточно, но не хватает продовольственных магазинов «шаговой доступности».
Специалисты по культуре сообщили, что учреждений культуры в муниципалитете хватает. Социальный портрет жителей говорит о том, что население муниципалитета по возрастному составу, скорее старое, по социальному состоянию наемные рабочие и служащие. Практически нет предпринимателей. Людей с достатком и молодежи немного, поэтому некому тратить деньги на развлечение. Уже есть киноконцертный зал «Свобода», работают три Центра детского творчества и 2 спортивные школы, стадион для детей и взрослых. А вот игровых заведений даже излишек (более 20 игровых залов), поэтому развлекательно-торговый центр здесь не нужен.
Инвесторам были заданы многочисленные вопросы:
v Чем планируют засыпать затон (где будут брать грунт)?
v Сколько рабочих и из каких регионов они планируют привлекать для огромной стройки?
v Где и как рабочих будут размещать?
v Разработаны ли маршруты движения транспорта к стройке?
v Как будет обеспечиваться безопасность на строительстве и в развлекательном центре?
v Проведено ли маркетинговое исследование по проекту центра?
Итог обсуждения подвел Глава района: обсуждение показало, что проект, предложенный нам сегодня, в таком варианте не приемлем, т. к. ведет к ухудшению жизни населения. Но мы готовы вернуться к обсуждению проекта по части озеленения берегов и очистки острова. Депутаты предложили провести работу с населением по привлечению жителей к озеленению берегов кожуховского затона. Кроме того, решили обратиться в префектуру с предложением построить пешеходный мост от Южнопортового проезда до острова и создать там зону отдыха [10].
Наша работа помогла просветить население, а активное участие общественности в слушаниях помогло отклонить проект засыпки затона. После общественных слушаний экологическая работа еще более активизировалась, потому что мы увидели, реальный результат нашей работы, т.е. она помогает жизни в нашем микрорайоне.
Социальное и образовательное значение проекта.Ежегодные опросы населения и школьников показывают увеличение внимания к качеству среды обитания. Растет внимание к берегу затона, как возможной зоны отдыха. В таблице № 5 представлены результаты опросов [15]. Результаты опросов показывают, что в микрорайоне растет интерес к экологической ситуации, особенно среди школьников. Большинство взрослых мало интересуются берегом затона, поэтому им все равно какая там обстановка и будет ли там зона отдыха. Еще меньше они хотели бы что-то для этого сделать.
Таблица № 5
Источники информации
1. 2. Атлас карт Москвы. Юбилейное издание. М., Политиздат. 1948 год
2.2.Большая иллюстрированная энциклопедия «АиФ» - М., ИД АиФ, 2010.
3.2. Гуров В.А. и др. Экологический мониторинг. Методическое пособие для учителей средних учебных учреждений. – М., РЭФИА, 1996.
4.3. Интернет, http://www.uvao.ru.
5. 4. Канцельсон Р. Ансамбль Симонова монастыря в сб. Архитектурное наследие вып. 6. М.,1956.
6. 5. Материалы проектной работы “Мониторинг микрорайона «Кожухово» 2003-2012». ЦО № 1804 «Кожухово», 2012г.
7. Методические рекомендации по созданию сети общественного экологического мониторинга с участием образовательных учреждений. М., Клуб гражданских инициатив, 2003.
8. 6. Мячин И.К. По Москве – реке. Московский рабочий. 1977 г.
9.7. Нестерук Ф.Я. Водное строительство Москвы. Московский рабочий, 1950 г.
10. 8. 3. Официальный отчет. Наш район Южнопортовый.№ 46-47 ноябрь 2005.
11. 8. Постановление Моссовета «О пригородах Москвы».
12.9. Рыжов И.Н., Ягодин Г.А. «Школьный экологический мониторинг городской среды» - Учебное пособие – МИОО – 2006.
13.10. Скалон Н., Бойко Г. «Город – понятие интегральное» Лицейское и гимназическое образование 2001. Специальный выпуск.
14. 11 Транспортная развязка у метро. Газета «Наш район Южнопортовый» ноябрь 2012 г.
15.12. Учебное пособие «Экополис» М., Русский углерод 2016 г.
16. 13. Харитонов Н.П. «Как оформить результаты исследования» - в сб. «Методы экологических исследований» - МИОО – 2006.
17.14. Шейкина Г Мы с тобой два берега. – АиФ № 48 2016
18.15. Энциклопедия «Москва» - М., «Советская энциклопедия», 1980.
19. 1. Экологическая обстановка в Москве. Материалы экологической комиссии МГД 2004-2007г.
20.17. Юго-восточный округ: вчера, сегодня, завтра. М., 2004.
21.18. Ягодин Г.А., Аргунова М.В. и др. Экология Москвы и устойчивое развитие. МИОО, «Московский учебник», 2008.
Приложение № 1
Микрорайон школы - МЖК
ИСТОРИЯ КОЖУХОВСКОГО ЗАТОНА
Работу выполнили: Веревкина Анна, Таратута Юлия
Класс
Научный руководитель учитель географии Лада Галина Николаевна
Научный консультант: к. с-х. н, педагог-организатор, руководитель школьного эколого-биологического музея «Окно в природу» Повзикова Лидия Николаевна
На формирование городской среды влияют климат, почвы, чистота и движение воздуха, разнообразие флоры и фауны, отношение людей с живой природой и влияние природы на здоровье городских жителей, социальных отношений и образа жизни [2, 15]. Особое место в факторах формирования городской среды занимают водоемы и реки.
Наша школа расположена в Южнопортовом муниципальном районе на берегу кожуховского затона. Занимаясь краеведением, мы задумались, как возник кожуховский затон. Стали изучать историю Москвы – реки. На старинных картах мы обнаружили, что до ХХ века село Кожухово стояло на берегу реки. А история территории на левом берегу Москвы-реки, что напротив царского села Коломенское берет свое начало в Х1У веке, когда впервые в грамотах московских князей встречается упоминание о селе, владение Крутицкого подворья Симонова монастыря.
Цель проекта
Изучить прошлое, настоящее и будущее Москвы-реки и примыкающей к ней территории.
Задачи:
1. Изучить историю развития Москвы-реки и территории микрорайона школы.
2. Выяснить и наблюдать изменения акватории у образовательных учреждений и улиц микрорайона.
3. Изучить перспективы развития кожуховского затона и микрорайона учебного комплекса.
Методы работы
1. Изучение историко-географической литературы и материалов по истории района [1, 5, 18, 19].
2. Изучение результатов мониторинга кожуховского затона [3, 6, 12, 13, 20].
3. Знакомство с перспективами развития микрорайона [14, 15, 17].
4. Обобщение и анализ результатов [6, 16].
История территории на левом берегу Москвы-реки, берет свое начало в Х1У веке, когда впервые в грамотах московских князей встречается упоминание о владение Крутицкого подворья Симонова монастыря. Монастырь был основан в 1370 г. учеником и племянником Сергия Радонежского - Федором - на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин. Его монашеское имя - инок Симон - и дало название монастырю [19]. Вокруг монастыря распoлагалось несколько сел и деревень, относящихся сначала к Капотненскому стану, а затем к монастырю. Неподалеку от планируемого монастыря находилась Церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая стала первым храмом Симонова монастыря. Более 26 лет храм был главным. После Куликовской битвы, Великий Князь Дмитрий Иоаннович приказал привезти в Москву, и похоронить именно здесь тела иноков-воинов Пересвета и Ослябы. Задуманный и заложенный храм Успения Богородицы в Ново-Симоновском монастыре по тяжелым обстоятельствам того времени не мог быть сооружен скоро [5]. По окончании постройки Успенского храма (1405г), церковь Рождества Богородицы сделалась скитскою, около нее ютились монастырские службы, да несколько небольших келий немногих старцев. В 1509 году деревянная церковь Рождества Богородицы была сломана, а на ее месте построена и освящена каменная церковь «в Старом Симонове», церковь стала приходской.
Симонов монастырь неоднократно служил «щитом Москвы против врагов». В XVI-XVII вв. входил в пояс укреплённых монастырей, защищавших подступы к Москве с юга. Он не раз принимал на себя натиск врагов, подвергался татарским набегам. Каменные стены монастыря были построены в XVI веке. Считается, что их возводил «государев мастер» Федор Савельевич Конь, строитель Смоленского Кремля [18]. Дорога вдоль стен монастыря была «хожена и езжена». На высоком холме стояло сельцо, что у переправы на южной дороге. По дороге везли различные товары и продукты. В конце ХУ1 века в селе были торговые ряды, лабазы для хранения провиантом, здесь заключались торговые сделки и договоры. На старинных гравюрах оба берега сплошь заставлены торговыми судами разной вместимости. В 1612 году со своими драгоценностями и всеми вкладами князей и царей Симонов монастырь стал добычей литовцев и поляков. Более ста лет потребовалось на восстановление. Монастырь стал одним из самых богатых в Москве. В 1771 г. Симонов монастырь, был упразднен Екатериной II, и превращен в чумной изолятор. В низине, у излучены реки, было устроено «чумное кладбище. Лишь в 1795 г. обитель была восстановлена по ходатайству графа Алексея Мусина-Пушкина.
В 1812 году монастырь был разграблен и разрушен французами. В 1832 г. было решено построить новую колокольню Симонова монастыря на средства купца Ивана Игнатьева. Строительство величественной пятиярусной колокольни высотой 90 м в «русско-византийском стиле» по проекту Константина Андреевича Тона завершилось в 1839 г. Самый большой колокол весил 1000 пудов, а на четвертом ярусе были установлены часы. Колокольня Симонова монастыря была одной из архитектурных доминант Москвы, возвышаясь над полями и рощицами высокого берега [5, 18].
В средине Х1Х века около монастыря, через его слободы, была проложена железная дорога [3]. Эта дорога изменила жизнь в слободах. Многие перевозки железная дорога взяла на себя. Были заброшены огороды, жители пошли работать на стройки. Началось строительство заводов (будущих ЗИЛ, «Динамо», велозавод). Увеличилось число жителей, выросли новые бараки и дома с дешевым жильем. Кожухово в средине Х1Х века занимало территорию более 5 квадратных километров и имело 6 улиц, на которых было более 300 домов и более 1000 жителей. В 1920 г. монастырь был вновь закрыт.
С 1923 года село вошло в черту Москвы [11]. (Приложение № 1, 2).Улицы замостили и в Кожухово пришел трамвай [19]. С 1923 г по 1927 годы на территории монастыря работал музей. Ночью 21 января 1929 года прогремел взрыв, уничтоживший 5 из 6 церквей, в том числе Успенский собор, колокольню, надвратные церкви, Сторожевую и Тайницкую башни с прилегавшими к ним постройками. Один из самых крупных и богатых монастырей ближайшего Подмосковья, (ныне ул. Восточная д.4 в Южном административном округе Москвы) был разрушен и подавляющее большинство построек были снесены к 1930-е году. На месте развалин Симонова монастыря в 1932-1937 годах построен Дворец культуры ЗИЛа.
Между берегом Москвы-реки и селом Кожухово, была построена первая московская станция очистки канализационных и сточных вод [18]. Станция проработала с 1929 по 1970 годы. В этот же период изменилась жизнь Москвы-реки и ее берегов. В 1932 году началось строительство канала «Москва-Волга» по всему руслу в городе были построены гидросооружения. На юге Москвы строились ЗИЛ, 1-й ГПЗ, АЗЛКа, шинный завод, расширялись велозавод и завод «Динамо». Строительство индустриальных гигантов требовало огромного количества строительных материалов. Самым дешевым способом доставки считался речной транспорт [8, 9]. В 1932-36 годах было принято решение спрямить русло реки по Новинскому рукаву. При углублении русла расстояние сокращалось на 5 км, а еще давало до 1 млн. тонн грунта для засыпки нагатинской поймы. Таким образом, к 1937 году главное русло мимо села Кожухово стало второстепенным и постепенно использовалось как вспомогательное. В это же время изменил расположение Южный грузовой порт. На южной окраине, где сходятся оба рукава, были построены причалы общей протяженностью 2.2 км, Построены подъездные железнодорожные и автомобильные дороги, открытые и закрытые склады. Юго-западнее от порта, по левому берегу 1950-1970 годы находился дебаркадер Детского речного пароходства [8, 9, 19].
Большие изменения произошли в период строительства линии метро от ст.Автозаводская до ст. Коломенская (1967-69 г.). Были сооружены водопропускные гидросооружения и старое русло Москвы-реки было засыпано на ширину более 50 метров [9]. По насыпи прошла наземная часть линии метро и проезжая часть (б. Пролетарского) проспекта Андропова. В эти годы отходы строительства сваливали в реку в тех местах, где было мелко т.е.у правого берега. Напротив Кожухова образовался остров. Таким образом русло реки в ХХ веке сначала стало «рукавом», а затем затоном. Затон использовали для стоянки различных судов в периоды между навигациями. Менялась жизнь на берегах: строились жилые дома, появился и стал расширяться авторынок, появились новые предприятия, про затон как будто забыли.
Особое место в развитии территории заняли пустыри между стадионом, Южным портом и берегом Москвы-реки. Территория, где сейчас находится школа и микрорайон МЖК «Судостроитель» (Приложение № 3). Это низкое место, поросшее редким кустарником, пользовалось дурной славой и звалось «сучье болото». В 1950-60-х годах площадка была освобождена от плодородной почвы, которая образовалась в результате водоочистки. Здесь планировали расширять территорию Южного речного грузового порта. Но потом территория превратилась в пустырь и свалку строительных отходов, которая входила в промзону Южного порта[19]. У пересечения улицы Трофимова и Южнопортовой улицы был построен первый корпус авторынка т.к. Южный порт стал центром отправки «Москвичей» по всей стране.
В 1988 году было принято решение о строительстве молодежного жилищного комплекса. В структуру МЖК должны были входить десять домов 17-22-х этажа, школа и 2 детских сада. Ближе к порту были построены фабрика бумажных изделий «Восход» и новые терминалы. Так пустыри превратились в промзону, а микрорайон оказался внутри промзоны [6]. Одновременно со строительством МЖК, расширялся авторынок. Пока работали близь лежащие заводы, транспорт обслуживал их, но к 90-м годам авторынок и увеличился в несколько раз и стал основным местом работы жителей микрорайона. Сложная экологическая обстановка создала почву для развития экологического движения на базе нашей школы (Центра образования) [2, 19].
С 2003 года школьники 7-8 классов начали наблюдать за состоянием окружающей среды микрорайона школы [6]. И пытаться решить одну из экологических проблем: берег кожуховского затона.
Цель работы