Нормативная основа экологического проектирования

Нормативную основу экологического проектирования и экологи­ческого обоснования проектов составляет совокупность экологичес­ких и природоохранных требований к ним.
Требования экологические – комплекс ограничений по приро­допользованию и условий по сохранению окружающей среды.
Природоохранные требования – требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ог­раничения или их совокупность, установленные законами, ины­ми нормативными актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами.
Законодательная основа экологической экспертизы определена в федеральном законе «Об экологической экспертизе» принятом в 1995 г., в законе «Об охране окружающей среды» (2002) и в ряде подзаконных документах: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1996) и «Регламенте проведения государственной экологической экспертизы» (1997).
Основными нормативными документами при проведении государственной экологической экспертизы выступают:
ГОСТы (государственные стандарты)— государственные узкофункциональные руководства и инструкции, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, объясняющие и опре­деляющие термины, а также некоторые задачи, связанные с планированием и проектированием;
СНиПы - строительные нормы и правила;
СанПиНы – санитарными правила и нормы;
а также различные ведомствен­ные нормативы и инструкции в области экологического обоснование хозяйственной деятельности.
Различают собственно методическую, инструктивную, норматив­ную базу самого процесса проектирования и систему правовых и нор­мативных документов, используемых в качестве экологических крите­риев и требований при проектировании.
Экологическое проектирование регламентируется правилами проек­тирования,строительными нормами и правилами (СНиПы), ведомствен­ными нормативами и инструкциями по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности определенного объекта проектирования и также санитарными нормами и правилами проектирования различных промышленных природоохранных и других объектов (СанПиН).
Нормативная основа экологического обоснования проектов в РФ– это Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности; Правила по экологическим изысканиям; СНиП (строительные нормы и правила) и СанПиН (санитарные правила и нормы). Согласно этим нормативам, экологическое обоснование хо­зяйственной и иной деятельности на разных стадиях проектирования осуществляется для оценки экологической опасности проектов, учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия реализуемых объектов на окружающую среду.

Таким образом, экологическое обоснование проектов– совокупность доводов (доказательств) и прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой деятельности для экосистем (природно-территориальных комплексов) определен­ного региона и человека.
Экологическое нормирование (ЭН)– это научная и правовая де­ятельность, направленная на охрану природы и рациональное приро­допользование. Экологическое нормирование разрабатывает экологи­ческие регламенты и нормативыантропогенного воздействия на эко­системы, при которых сохраняется нормальное функционирование этих систем. Цель ЭН – выявление уровня антропогенных воздей­ствий, при которых не происходит структурно-функциональных пе­рестроек экосистем, ландшафтов.
В экологическом нормировании прослеживается две стратегии. Первая покомпонентная, связанная с нормированием состояния от­дельных компонентов: вод (поверхностных, почвенных и грунтовых), атмосферы, грунтов, почв, растительного покрова, животного мира.
Относительно самостоятельное ответвление покомпонентного нормирования – регламентация использования отдельных компонентов ландшафта, выступающих как ресурсы (вод, почв, лесов и т. д.). Вторая стратегия нацелена на оценку состояния ландшафта в целом, ко­торый как системный объект интегрирует в себе взаимодействия всех природных и антропогенных процессов.
Для каждого типа использования территории в конкретных физико-географических условиях существуют свои достижимые стандарты со­стояния, которые определяются замкнутостью и емкостью круговорота веществ и зависят также от социально-экономического развития обще­ства. Объект оценивается при наложении друг на друга трех схем иерар­хической организации территории: бассейновой, организующей пото­ки минерального вещества и воды; ландшафтной, создающей простран­ственную структуру среды; административной, отвечающей за решения социальных, экономических и экологических конфликтов.
2 Экологические требования к разработке нормативов
Нормативно-правовые документы, устанавливающие правила при­родопользования, должны определять взаимоотношения органов власти и субъектов Федерации, а также права и обязанности граждан, органи­заций и учреждений в природоохранной деятельности и регулировании природопользования, и содержать общие экологические требования к ведению хозяйственной и иной деятельности, основные положения по регламентации природопользования. В них определяются:




  • принципы природопользования и природоохранной деятель­ности;

  • меры, обеспечивающие природоохранную деятельность;

  • ответственность за правонарушения в области природопользо­вания и охраны окружающей среды.

Природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние природной среды, должны иметь параметры качества ком­понентов природной среды, определяемые природно-климатически­ми особенностями территории.
Природоохранные нормативные документы, определяющие воздей­ствия на окружающую среду объектов хозяйственной и иной деятель­ности, должны устанавливать масштаб и степень воздействия при стро­ительстве и эксплуатации объекта, а также предельно допустимые уровни влияния на окружающую среду и ее компоненты, исходя из экологического потенциала территории и ее ценности.
Нормативы уровней радиационного воздействия, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечивать сохранение здоро­вья населения, его генофонда и отсутствие метаболизма в биологи­ческой среде. Для особо ценных территорий (курортных и рекреаци­онных зон, особо охраняемых территорий) предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах указанных территорий. Для зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия нормативы воздействия должны быть направлены на обеспечение улуч­шения экологического состояния указанных территорий.
Природоохранные нормативные документы, содержащие нормативы (в том числе удельные) воздействия объектов конкретной отрасли на окружающую среду (отраслевые нормативы), должны регламентировать:

состав и количество используемых природных ресурсов на еди­ницу продукцию;


  • состав и количество загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, включая отходы;

  • физические воздействия;

  • шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее и другие виды воздействий.

При этом должно соблюдаться единство метрологического подхода (инструментального, расчетного) в определении загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, и других видов воздействий.


3 Экологические критерии и стандарты

В экологическом проектировании используют экологические кри­терии, нормы и стандарты.
Экологические критерии– признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений.
В зависимости от сути оценок выделяют следующие критерии:


  • природозащитные (условие – сохранение целостности экоси­стемы, популяции, вида);

  • антропоэкологические (воздействие на человека);

  • эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);

  • эколого-социальные (воздействие на социум);

  • эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа–население–хозяйство);

  • качества окружающей среды – признаки, по которым произ­водится оценка качества природной среды и отдельных ком­понентов и элементов ландшафтов.

При экологическом нормировании используют различные виды эко­логических критериев. Результатом экологического нормирования являет­ся установление идеальных и временных норм, регламентов и нормативов антропогенного воздействия на элементы и компоненты ландшафтов. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов, экосистем.

Экологический стандарт– количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных процессов. Экологический стандарт входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования природных ре­сурсов.

Стандарты качества окружающей средыявляются научно обосно­ванными предельно допустимыми нормативами состояния компонен­тов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты ландшафта, ландшафта в целом.

В РФ существует следующая программа постоянно обновляющих­ся стандартов:


  • охраны и преобразования ландшафтов (Ландшафты);

  • рационального использования и охраны недр (Недра);

  • охраны и использования почв (Почвы);

  • улучшения использования земель (Земли);

  • охраны и использования вод (Гидросфера);

  • охраны атмосферы (Атмосфера);

  • рационального использования биологических ресурсов (Био­логические ресурсы);

  • охраны флоры (Флора);

  • охраны фауны (Фауна).

Также гостируются радиоактивность и радиоактивное загрязне­ние, шум, вибрация, электромагнитные волны, воздействие транс­порта, промышленные и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, минеральные удобрения, безопасность в чрезвычайных ситуациях, слежение за воздействием (мониторинг), рекультивация и, наконец, пищевые продукты.

Государственные стандарты– государственные узкофункциональные руководства и инструкции, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, объясняющие и опре­деляющие термины, а также некоторые задачи, связанные с планированием и проектированием.

Стандартизация по охране окружающей среды, начатая в 80-е годы XX в., завершилась разработкой системы стандартов. Обозначение стандартов было принято в виде набора чисел (ГОСТ 17.0.0.01-78.Система стандартов в области охраны при­роды и улучшения использования природных ресурсов).

Для стандартов в области охраны природы они имеют следующие значения:

- первые цифры: область применения (17 – охрана природы; 12 – устанавливают ПДВ/ВСВ, ПДС/ ВСС, лимиты использования природных ресурсов, размещения отходов, пределы допустимых уровней физического за­грязнения и радиационного воздействия);

- затем следует кодовое обозначение комплекса:
1 – гидросфера;
2 – атмосфера;
3 – биологические ресурсы;
4 – почвы;
5 – земли;
6 – флора;
7 – фауна;
8 – ландшафты;
9 – недра;
- далее следует обозначение группы стандарта:
0 – основные положения;
1 – термины, определения, классификация;
2 – показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов;
3 – правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий;
5 – требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды;
6 – требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений;
7 – прочие стандарты;
- затем следует порядковый номер стандарта;
- последние цифры указывают год его регистрации.


Лекция № 4

Наши рекомендации