Нормативная основа экологического проектирования
Нормативную основу экологического проектирования и экологического обоснования проектов составляет совокупность экологических и природоохранных требований к ним.
Требования экологические – комплекс ограничений по природопользованию и условий по сохранению окружающей среды.
Природоохранные требования – требования, предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности, обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными актами, природоохранными нормативами, государственными стандартами.
Законодательная основа экологической экспертизы определена в федеральном законе «Об экологической экспертизе» принятом в 1995 г., в законе «Об охране окружающей среды» (2002) и в ряде подзаконных документах: «Положение о порядке проведения государственной экологической экспертизы» (1996) и «Регламенте проведения государственной экологической экспертизы» (1997).
Основными нормативными документами при проведении государственной экологической экспертизы выступают:
ГОСТы (государственные стандарты)— государственные узкофункциональные руководства и инструкции, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, объясняющие и определяющие термины, а также некоторые задачи, связанные с планированием и проектированием;
СНиПы - строительные нормы и правила;
СанПиНы – санитарными правила и нормы;
а также различные ведомственные нормативы и инструкции в области экологического обоснование хозяйственной деятельности.
Различают собственно методическую, инструктивную, нормативную базу самого процесса проектирования и систему правовых и нормативных документов, используемых в качестве экологических критериев и требований при проектировании.
Экологическое проектирование регламентируется правилами проектирования,строительными нормами и правилами (СНиПы), ведомственными нормативами и инструкциями по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности определенного объекта проектирования и также санитарными нормами и правилами проектирования различных промышленных природоохранных и других объектов (СанПиН).
Нормативная основа экологического обоснования проектов в РФ– это Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности; Правила по экологическим изысканиям; СНиП (строительные нормы и правила) и СанПиН (санитарные правила и нормы). Согласно этим нормативам, экологическое обоснование хозяйственной и иной деятельности на разных стадиях проектирования осуществляется для оценки экологической опасности проектов, учета экологических, социальных и экономических последствий воздействия реализуемых объектов на окружающую среду.
Таким образом, экологическое обоснование проектов– совокупность доводов (доказательств) и прогнозов, позволяющих оценить экологическую опасность намечаемой деятельности для экосистем (природно-территориальных комплексов) определенного региона и человека.
Экологическое нормирование (ЭН)– это научная и правовая деятельность, направленная на охрану природы и рациональное природопользование. Экологическое нормирование разрабатывает экологические регламенты и нормативыантропогенного воздействия на экосистемы, при которых сохраняется нормальное функционирование этих систем. Цель ЭН – выявление уровня антропогенных воздействий, при которых не происходит структурно-функциональных перестроек экосистем, ландшафтов.
В экологическом нормировании прослеживается две стратегии. Первая покомпонентная, связанная с нормированием состояния отдельных компонентов: вод (поверхностных, почвенных и грунтовых), атмосферы, грунтов, почв, растительного покрова, животного мира.
Относительно самостоятельное ответвление покомпонентного нормирования – регламентация использования отдельных компонентов ландшафта, выступающих как ресурсы (вод, почв, лесов и т. д.). Вторая стратегия нацелена на оценку состояния ландшафта в целом, который как системный объект интегрирует в себе взаимодействия всех природных и антропогенных процессов.
Для каждого типа использования территории в конкретных физико-географических условиях существуют свои достижимые стандарты состояния, которые определяются замкнутостью и емкостью круговорота веществ и зависят также от социально-экономического развития общества. Объект оценивается при наложении друг на друга трех схем иерархической организации территории: бассейновой, организующей потоки минерального вещества и воды; ландшафтной, создающей пространственную структуру среды; административной, отвечающей за решения социальных, экономических и экологических конфликтов.
2 Экологические требования к разработке нормативов
Нормативно-правовые документы, устанавливающие правила природопользования, должны определять взаимоотношения органов власти и субъектов Федерации, а также права и обязанности граждан, организаций и учреждений в природоохранной деятельности и регулировании природопользования, и содержать общие экологические требования к ведению хозяйственной и иной деятельности, основные положения по регламентации природопользования. В них определяются:
принципы природопользования и природоохранной деятельности;
меры, обеспечивающие природоохранную деятельность;
ответственность за правонарушения в области природопользования и охраны окружающей среды.
Природоохранные нормативные документы, регламентирующие состояние природной среды, должны иметь параметры качества компонентов природной среды, определяемые природно-климатическими особенностями территории.
Природоохранные нормативные документы, определяющие воздействия на окружающую среду объектов хозяйственной и иной деятельности, должны устанавливать масштаб и степень воздействия при строительстве и эксплуатации объекта, а также предельно допустимые уровни влияния на окружающую среду и ее компоненты, исходя из экологического потенциала территории и ее ценности.
Нормативы уровней радиационного воздействия, шума, вибрации и иных физических воздействий должны обеспечивать сохранение здоровья населения, его генофонда и отсутствие метаболизма в биологической среде. Для особо ценных территорий (курортных и рекреационных зон, особо охраняемых территорий) предельно допустимые показатели воздействия должны обеспечивать отсутствие каких-либо негативных изменений в экосистемах указанных территорий. Для зон чрезвычайных экологических ситуаций и зон экологического бедствия нормативы воздействия должны быть направлены на обеспечение улучшения экологического состояния указанных территорий.
Природоохранные нормативные документы, содержащие нормативы (в том числе удельные) воздействия объектов конкретной отрасли на окружающую среду (отраслевые нормативы), должны регламентировать:
состав и количество используемых природных ресурсов на единицу продукцию;
состав и количество загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, включая отходы;
физические воздействия;
шумовое, радиоактивное, тепловое, ионизирующее и другие виды воздействий.
При этом должно соблюдаться единство метрологического подхода (инструментального, расчетного) в определении загрязняющих веществ, привносимых в окружающую среду, и других видов воздействий.
3 Экологические критерии и стандарты
В экологическом проектировании используют экологические критерии, нормы и стандарты.
Экологические критерии– признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация экологических систем, процессов и явлений.
В зависимости от сути оценок выделяют следующие критерии:
природозащитные (условие – сохранение целостности экосистемы, популяции, вида);
антропоэкологические (воздействие на человека);
эколого-ресурсные (воздействие на ресурсы);
эколого-социальные (воздействие на социум);
эколого-хозяйственные (воздействие на системы природа–население–хозяйство);
качества окружающей среды – признаки, по которым производится оценка качества природной среды и отдельных компонентов и элементов ландшафтов.
При экологическом нормировании используют различные виды экологических критериев. Результатом экологического нормирования является установление идеальных и временных норм, регламентов и нормативов антропогенного воздействия на элементы и компоненты ландшафтов. Условие – установление таких нормативов, при которых не происходит структурно-функциональных изменений ландшафтов, экосистем.
Экологический стандарт– количественный и качественный показатель состояния природных объектов или природных процессов. Экологический стандарт входит в систему правовых актов, устанавливающих режим использования природных ресурсов.
Стандарты качества окружающей средыявляются научно обоснованными предельно допустимыми нормативами состояния компонентов природы, превышение которых создает угрозу для человека, биоты ландшафта, ландшафта в целом.
В РФ существует следующая программа постоянно обновляющихся стандартов:
охраны и преобразования ландшафтов (Ландшафты);
рационального использования и охраны недр (Недра);
охраны и использования почв (Почвы);
улучшения использования земель (Земли);
охраны и использования вод (Гидросфера);
охраны атмосферы (Атмосфера);
рационального использования биологических ресурсов (Биологические ресурсы);
охраны флоры (Флора);
охраны фауны (Фауна).
Также гостируются радиоактивность и радиоактивное загрязнение, шум, вибрация, электромагнитные волны, воздействие транспорта, промышленные и бытовые отходы, сточные воды и их осадки, минеральные удобрения, безопасность в чрезвычайных ситуациях, слежение за воздействием (мониторинг), рекультивация и, наконец, пищевые продукты.
Государственные стандарты– государственные узкофункциональные руководства и инструкции, регламентирующие различные виды хозяйственной деятельности, объясняющие и определяющие термины, а также некоторые задачи, связанные с планированием и проектированием.
Стандартизация по охране окружающей среды, начатая в 80-е годы XX в., завершилась разработкой системы стандартов. Обозначение стандартов было принято в виде набора чисел (ГОСТ 17.0.0.01-78.Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов).
Для стандартов в области охраны природы они имеют следующие значения:
- первые цифры: область применения (17 – охрана природы; 12 – устанавливают ПДВ/ВСВ, ПДС/ ВСС, лимиты использования природных ресурсов, размещения отходов, пределы допустимых уровней физического загрязнения и радиационного воздействия);
- затем следует кодовое обозначение комплекса:
1 – гидросфера;
2 – атмосфера;
3 – биологические ресурсы;
4 – почвы;
5 – земли;
6 – флора;
7 – фауна;
8 – ландшафты;
9 – недра;
- далее следует обозначение группы стандарта:
0 – основные положения;
1 – термины, определения, классификация;
2 – показатели качества природных сред, параметры загрязняющих выбросов и сбросов и показатели интенсивности использования природных ресурсов;
3 – правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов;
4 – методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий;
5 – требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды;
6 – требования к устройствам, аппаратам и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений;
7 – прочие стандарты;
- затем следует порядковый номер стандарта;
- последние цифры указывают год его регистрации.
Лекция № 4