Краткий исторический обзор развития геоэкологического проектирования в России

Лекция № 1

Тема: Введение


1. Основные определения и понятия.

2. Краткий исторический обзор развития геоэкологического проектирования в России.

3. История становления ОВОС за рубежом.


1 Основные понятия и определения


Экологическое проектирование,а точнее экологическая состав­ляющая проектирования, в широком значении – прогноз и оценка воздействия на окружающую природную среду (ОВОС) любого про­екта хозяйственной и иной деятельности человека, которая потенци­ально может оказать негативное воздействие на окружающую среду. Спектр объектов проектирования чрезвычайно широк. Это – технологии производств, новые материалы, генеральные планы развития свободных экономических зон, проекты гидроэлектростанций, трасс нефте- и газопроводов и т.д.

Экологическое проектированиев узком значении термина – процесс обоснования и оценка воздействия на окружающую природ­ную среду объектов, либо специально предназначенных для измене­ния неблагоприятных свойств среды обитания человека (природных и антропогенных ландшафтов), либо объектов, имеющих прямое приро­доохранное значение. Примерами первых выступают проекты полиго­нов захоронения твердых бытовых и промышленных отходов, устройств депонирования осадков сточных вод и т.д. Примерами вторых – проек­ты создания заповедников, национальных парков, заказников.

Геоэкологическое проектирование– особый вид (но широко распространенный) экологического проектирования. Проектирование различных гео­технических систем– объектов физико-географической размерности в рамках ландшафтной сферы Земли составляет сущность геоэкологи­ческого проектирования. В настоящее время целесообразнее говорить о геоэкологических принципах проектирования, о которых речь пой­дет ниже.

Экологическое обоснование проекта– этап проектирова­ния, в ходе которого на основе экспериментальных и прогнозных построений доказывается, что неблагоприятные экологические по­следствия при реализации проектов не превысят существующих эко­логических норм или что проект соответствует экологическим требо­ваниям, узаконенным в нормативных государственных документах.

Экологическая экспертиза– установление соответствия наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требова­ниям и определение допустимости реализации объекта экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий ее на окружающую природную среду и связанных с ней социальных, экономических и других последствий реализации объекта экологичес­кой экспертизы. Это вид научно-практической, оценочной деятель­ности специалистов государственных органов, ведомств, а также об­щественности для обоснования принимаемых решений при формиро­вании и реализации природоохранной и экологической политики, связанной с различными видами хозяйственной и иной деятельности человека.

Геоэкологическая экспертиза– вид научно-практической дея­тельности, направленной на междисциплинарную (комплексную) оценку целостного процесса развития конкретной региональной и ло­кальной природно-хозяйственной системы с целью нахождения ме­ханизма коадаптивного совмещения хозяйственной подсистемы с при­родной. Объектом экспертизы выступают территориальные единицы географической размерности, в чем заключается одно из главных ее отличий от экологической.

Географическая экспертиза– научное направление, специали­зирующееся на проверке объективности отражения закономерностей развития интегральных систем типа «население–хозяйство–приро­да», включая вопросы рационального использования пространствен­ных сочетаний ресурсов и охраны окружающей среды в тех или иных проектных решениях. Географическая экспертиза – завершающее звено в оценке региональных прогнозов, отражающих перспективы регио­нальной политики. Стратегический характер региональной политики должен обеспечивать сохранение (лучше преумножение) природно-ресурсного, социально-экономического и гуманитарного потенциала государства.

Лекция № 3

Тема: Нормативная база геоэкологического
проектирования и экспертизы

1. Нормативная основа экологического проектирования.

2. Экологические требования к разработке нормативов.

3. Экологические критерии и стандарты.

Национальная процедура ОВОС

Национальная политика Российской Федерации в области ОВОС определена в законах «Об охране окружающей среды» (2000), «Об эко­логической экспертизе» (1995), в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (2000) и частично в Инструкции по эколо­гическому обоснованию хозяйственной деятельности (1994).

В Положении об ОВОС (2000) дано следующее определение: «Оцен­ка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее – оценка воздействия на окружающую среду или оценка воздействия) – это процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реали­зации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки эко­логических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий».

В национальной процедуре ОВОС отчетливо прослеживается не­сколько стадий:

1.
Стадия разработки технического задания (ТЗ) на проведение ОВОС.

2.
Стадия исследований воздействия хозяйственной деятельнос­ти на окружающую среду с выявлением экологических, социальных, экономических последствий и прогнозов, которая завершается составлением «Предварительных материалов по оценке воздействия».

3.
Стадия выработки окончательного варианта «Материалов по оценке воздействия».

Процедурные моменты ОВОС.В ОВОС, как процедуре выработки экологических требований к проектированию и принятия решений, участвуют инвестор-заказчик, исполнитель работ по оценке воздей­ствия и общественность. Действия каждого из участников процедур регламентированы.

Заказчик – юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду де­ятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятель­ности на экологическую экспертизу.
Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду – физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду, которому заказчик предоста­вил право на проведение работ по оценке воздействия на окружаю­щую среду. Исполнитель проводит исследование по оценке воздей­ствия – сбор и анализ информации, необходимой для осуществления оценки воздействия, и готовит материалы по оценке воздействия – комплект документов, разработанных при проведении оценки воз­действия, представляемых на экспертизу.
Исполнитель отвечает за полноту и достоверность оценок, соот­ветствие их экологическим нормативам и стандартам. Он также пла­нирует проведение исследований, готовит техническое задание (ТЗ) на ОВОС и, при необходимости, разрабатывает программу экологи­ческого мониторинга и контроля.
Результатом ТЗ на ОВОС является предварительный вариант материалов по оценке воздействия,с которым заказчик знакомит общественность. После анализа замеча­ний общественности и результатов общественных слушаний испол­нитель готовит окончательный вариант материалов по оценке воздей­ствия. Окончательный вариант ОВОС представляется на государствен­ную экологическую экспертизу в составе другой предпроектной и проектной документации. Возможно также проведение общественной экологической экспертизы.
Третий участник ОВОС – общественностьрегиона. Он может вклю­чаться в процедурный процесс на этапе представления первоначаль­ной информации и на этапах проведения ОВОС. Принимать участие в общественных слушаниях, общественных обсуждениях.
Общественные обсуждения– слушания, направленные на информирование общественности о намечаемой деятельности и ее последствиях для окружающей среды с целью выявления общественных мнений и их учета при принятии решений.
Участие общественности в процессе оценки воздействия на окру­жающую среду.Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов ОВОС организуется местным самоуправлением и обеспе­чивается заказчиком.
Порядок проведения общественных слушаний опреде­ляется исполнительной властью по согласованию с общественностью, все протоколируется. В протоколе общественных слушаний четко фик­сируются основные вопросы обсуждения, конфликты, он подписыва­ется всеми участниками общественных слушаний и входит в качестве Приложения в окончательный вариант «Материалов ОВОС».
Исследования по оценке воздействия на окружающуюсреду наме­чаемой хозяйственной и иной деятельности включают:

1.
определение характеристик намечаемой хозяйственной и иной деятельности и возможных альтернатив (в том числе отказ от деятельности);

2.
анализ состояния территории в рамках географического охвата ОВОС (состояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки, экологическая ситуация и т.д.);

3.
выявление возможных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения воздействий, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

4.
оценки значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

5.
определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценки их эффек­тивности и возможности реализации;

6.
сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, обо­снование варианта, предлагаемого для реализации;

7.
разработку предложений по программе экологического мониторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности;

8.
разработку рекомендаций по проведению послепроектного анали­за реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.


Результаты исследования оформляются в виде предварительного варианта Материалов по оценке воздействия на окружающую среду на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности (включая краткое изло­жение для неспециалистов).

В настоящее время внедряется принципиально новый подход к участию общественности в ОВОС. Основная ответственность за обеспечение информирования общественности и организацию обще­ственного участия при этом несет заказчик, хотя определенные фун­кции возлагаются на местные органы власти.

Становлению национальной процедуры ОВОС способствует но­вое Положение об оценке воздействия, которое максимально сбли­жает нормативную основу ОВОС и экологическую экспертизу. Оценка воздействия и экологическая экспертиза рассматриваются как часть единой национальной процедуры оценки воздействия.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:


  • информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий их значимости и воз­можности минимизации;

  • выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

  • решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздей­ствия на окружающую среду.


Типовое содержание Материалов по оценке воздействия намечае­мой хозяйственной деятельности на окружающую среду при инвестици­онном проектировании.
1.Общие сведения.


1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, теле­фон, факс.

2.
Название объекта инвестиционного проектирования и плани­руемое место его реализации.

3.
Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника – контактного лица.

4.
Характеристика типа обосновывающей инвестиции докумен­тации: Ходатайство (Декларация) о намерениях; Обоснование инвестиций, Технико-экономическое обоснование (проект); Рабочий проект (утверждаемая часть).

2.
Пояснительная записка по обосновывающей документации.

3.
Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4.
Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности).

5.
Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.

6.
Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).

7.
Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

8.
Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.

9.
Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

10.
Краткое содержание программ экологического мониторинга и послепроектного анализа.

11.
Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.

12.
Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности:

1.
Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения.

2.
Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также – адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.


12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы вы­ступлений, протоколы проведения общественных слушаний.

4.
Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между об­щественностью, органами местного самоуправления и заказ­чиком.

5.
Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

6.
Сводка замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком и в каком виде, какие – не учтены, основание для отказа.

7.
Списки рассылки соответствующей информации, направляемой общественности на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду.

13. Резюме нетехнического характера.

Нормативы качества среды

В систему экологических нормативов и стандартов входят:


  • нормативы качества окружающей среды;

  • нормативы использования природных ресурсов;

  • нормативы предельно допустимого воздействия на окружаю­щую среду;

  • экологические стандарты;

  • нормативы санитарных и защитных зон.


Стандарты качества окружающей среды выступают как кри­терии ее состояния и определяются предельно допустимыми норма­тивами вредных воздействий, превышение которых создает угрозу для здоровья человека и биоты ландшафта. Первая группа – санитарно-гигиенические нормативы: нормы предельно допустимых концентра­ций вредных веществ в воздухе, воде, почве (ПДК).

Следующая группа нормативов устанавливает требования к ис­точнику вредного воздействия. Это нормативы ПДВ в атмосферу и ПДС в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физичес­ких воздействий (шума, облучения, радиационного воздействия и др.), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов.

Деятельность по нормированию допустимого загрязнения природ­ной среды (ПДК), в частности водных объектов, начала развиваться в 30-е годы, в связи с принятием «Правил об условиях сброса сточных вод в водоемы» (1939). Несколько позже, в 50-х годах, было начато нормирование предельно допустимого загрязнения атмосферы. Нор­мативы воздействия на природу в виде ПДВ и ПДС начали действовать в РФ с 70 – 80-х годов прошлого века.

Третья группа содержит нормы и правила, регламентирующие различные виды деятельности, включая использование ресурсов и охрану природы:


  • предельно допустимые нагрузки на окружающую природную среду (ПДН);

  • регламентирование рационального использования природных ресурсов;

  • разрешение на землепользование и лесопользование;

  • установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных;

  • строительные и градостроительные правила;

  • нормативы санитарно-защитных зон;

  • экологические требования к технике, технологии, продукции;

  • требования к экологическому обоснованию хозяйственной деятельности;

  • лицензирование экологической деятельности.


Нормативы качества окружающей средыустанавливаются в целях сохранения экологических систем, генетического фонда растений, животных и безопасности жизнедеятельности населения. В новой редакции закона «Об охране окружающей среды» (2002) перечислены следующие виды нормативов качества окружающей среды:


  • нормативы химических показателей состояния среды, прежде всего предельнодопустимые концентрации (ПДК) химичес­ких веществ в воздухе, воде, почвах, растениях и т.д., вклю­чая радиоактивные вещества;

  • нормативы физических показателей состояния среды (ПДХ), в том числе радиоактивности, электромагнитности, вибрации, шума и т.д.;

  • нормативы биологических показателей состояния окружающей среды, в том числе видов и групп растений животных и других организмов, используемых как индикаторы при оценке каче­ства среды, а также нормативы предельно допустимых кон­центраций микроорганизмов.

Для территорий и акваторий с определенным режимом охраны, а также для особо охраняемых природно-территориальных и природно-антропогенных комплексов устанавливаются более строгие нормативы, с учетом природных региональных и локальных особенностей территории.
2 Требования к использованию природных ресурсов

Нормативы использования (изъятия) природных ресурсовопреде­ляются с целью предупреждения истощения природных ресурсов, рационального их использования. Конкретным природопользователем устанавливаются нормативные объемы предельного использования (изъятия) природных ресурсов. Лимиты использования природных ресурсов устанавливаются на определенный срок по каждому виду используемых природных ресурсов.
Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды (ре­сурсные нормативы)устанавливаются с целью сохранения, предотвра­щения деградации и устойчивого функционирования природно-территориальных и природно-антропогенных комплексов. Порядок установления этой группы нормативов определяется законодательством о недрах, о жи­вотном мире, по охране природы и воспроизводству природных ресур­сов, природопользованию и Земельным, Водным, Лесным кодексами.
Нормирование использования и охраны водных ресурсов.Исполь­зование поверхностных, подземных внутренних, территориальных водных объектов регламентируется Водным кодексом РФ. Нормиро­вание заключается в установлении лимитов водопользования (водопотребления и водоотведения), разработке стандартов, нормативов и правил использования и охраны водных объектов.
Лимиты использования водных ресурсов– предельно допусти­мые объемы изъятия воды или сброса сточных вод устанавливаются по бассейнам рек, для определенного водопользователя и для субъекта РФ в целом.
Использование водных объектов может быть общим и специаль­ным. Общее – общедоступное открытое пользование, специальное – по лицензиям и договорам пользования. Экологические требования к качеству вод сформулированы в виде нормативов ПДК для различных типов водоемов –хозяйственно-питьевых, коммунальных и рыбохозяйственных. Воздействие на водоемы контролируется нормативами предельно допустимых сбросов (ПДС). Основное условие при уста­новлении ПДС – недопустимость превышения ПДК в сбросах. Воз­вратные сточные воды нельзя сбрасывать в хозяйственно-питьевые и коммунально-бытовые водоемы, в места купания, в акватории в ра­диусе 1 км от водопользования и водозабора. В рыбохозяйственных водоемах не должно быть превышение ПДК, начиная с контрольного створа, не более чем в 500 м от места сброса.
Нормативы использования лесных ресурсов.Использование лес­ных ресурсов регламентируется Лесным кодексом РФ и рядом поста­новлений Правительства РФ*. Нормативом использования лесных ресурсов, определяющим их изъятие, является расчетная лесосека – научно обоснованная норма рубок, устанавливаемая по группам ле­сов (хвойных, твердолиственных и мягколиственных) для хозяйства и в целом для субъекта РФ. Различают понятие лесосечный фонд и расчетная лесосека. Лимит (размер) заготовки древесины, вы­деленный лесопользователям на год, обозначают лесосечным фон­дом, арасчетная лесосека – норматив, при соблюдении которого должно обеспечиваться непрерывное, неистощимое и рациональное использование лесных ресурсов, возобновление леса и сохранение его функций.
Ограничения рубок главного пользованияустанавливаются для ле­сов первой группы. Эти рубки нельзя проводить в лесах национальных парков, лесах, имеющих научное или историческое значение, памят­никах природы, лесопарках, городских лесах, зеленых зонах, лесах орехопромысловых зон, лесоплодовых насаждениях; в лесах первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения; лесах первой и второй зон округов санитарной охраны курортов, го­сударственных защитных лесных полосах, противоэрозионных, притундровых лесах.
В особо ценных лесных массивах и запретных полосах лесов, защи­щающих нерестилища ценных промысловых рыб, разрешены только санитарные рубки, рубки реконструкции и рубки при расчистке лес­ных площадей под здания и сооружения, прокладку трубопроводов, дорог, просек, противопожарных разрывов и т.д.
В лесах заповедников, на заповедных лесных участках и лесах пер­вой группы не допускается большинство рубок.
В лесах первой группы разрешено проводить выборочные и посте­пенные рубки, обеспечивающие возобновление основных пород и ус­тойчивость древостоев.
В лесах второй группы осуществляются все виды рубок главного пользования: сплошные, выборочные и постепенные, включая дли­тельно-постепенные и чересполосные постепенные. Цель рубок: ра­циональная эксплуатация лесов с целью заготовки древесины, возоб­новление леса ценными древесными породами, сохранение и восста­новление их средообразующих функций.
В лесах третьей группы также ведутся сплошные, постепенные и выборочные рубки, заготовка древесины. В целях видообновления леса при сплошных рубках должен сохраняться жизнеспособный подрост второго яруса, а также высадка лесных культур в течение двух-трех лет после рубки.

Нормативы использования и охраны животного мира.Нормирова­ние использования и охраны биоты ландшафтов осуществляется в соответствии с законом «О животном мире». Отдельными постановле­ниями Правительства и нормативными актами установлены лимиты, стандарты, нормативы и правила использования и охраны животного мира, среды его обитания, которые разнятся в зависимости от отне­сения вида животных в Красную книгу РФ.

Пользование животным миром должно сопровождаться системой мер по его охране и воспроизводству. Оно осуществляется по лицен­зиям, которые могут быть долгосрочными, краткосрочными и разо­выми. Объекты животного мира предоставляются пользователю орга­нами государственной власти, собственниками ресурсов, либо РФ, либо субъектами РФ, в границах определенной территории или аква­тории на срок, оговоренный лицензией и договором на пользование ресурсом. Пользование природными ресурсами в РФ оплачивается.


Долгосрочные лицензии на пользованиевыдаются на объекты жи­вотного мира, отнесенные к объектам охоты, к объектам рыболов­ства, отдельно для видов, занесенных в Красную книгу РФ, и для других видов. Добыванием объектов животного мира считаются все виды деятельности, связанные с их изъятием из среды обитания.

Нормы изъятия различных видов животныхустанавливаются в со­ответствии с их численностью, воспроизводством и охраной. В разных регионах РФ действуют различные нормы добычи от послепромысловой численности. Например, по лосю процент добычи колеблется от 10 до 25 %; по дикому северному оленю он составляет до 20 %; по ка­бану – от 30 % для северных территорий до 60 % в регионах Северного Кавказа; по косуле, снежному барсу, туру, сибирскому козерогу – до 10 %, по сайгаку до 20 % от общей предпромысловой численности.

Нормы изъятия пушных зверейопределяются процентом от их чис­ленности: соболь – 25, выдра – 5, бобер – 10 – 15 (северная и сред­няя тайга), 20 – 25 (южная тайга, смешанные леса и лесостепь). В от­дельных районах допускается добыча бобра до 50 – 80 %, однако это не содействует его возобновлению.

В целях сохранения и воспроизводства видов, занесенных в Крас­ную книгу РФ, пополнения их природных популяций допускается со­держание животных в искусственно созданной среде обитания.


3 Нормативы предельно допустимого воздействия на окружающую среду


Нормативы предельно допустимого вредноговоздействия на окру­жающую среду определяют: предельно допустимые выбросы в атмос­феру; предельно допустимые сбросы в воду; предельно допустимые уровни шума, вибрации, магнитных полей и других вредных физичес­ких воздействий; предельно допустимый уровень радиационного воз­действия; предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, нормы (лимит) размещения отходов и т.д.

Виды экологического проектирования – проекты предельно до­пустимых выбросовв атмосферу (ПДВ), проекты предельно допусти­мых сбросовв водные объекты (ПДС), проекты лимитов размещения отходов.Устанавливаются как «технические» нормативы выброса вред­ного (загрязняющего) вещества в атмосферный воздух, так и пре­дельно допустимые выбросы. ПДВ и ПДС определяются как для ста­ционарных источников, так и их совокупности, т.е. для объекта в целом. Если по технологическим причинам ПДВ невозможно соблю­дать, разрабатываются временно согласованные выбросы (ВСВ). Раз­работка ПДВ и ВСВ осуществляется как в рамках процесса проек­тирования, так и для действующих производств. Порядок разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов обеспечены соответствующими законодательными и нормативными актами.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузкина окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельно­сти с целью оценки и регулирования воздействий всех источников в пределах конкретной территории или акватории. Эти нормативы уста­навливаются по видам влияния хозяйственной деятельности и по сово­купному воздействию всех источников на определенную территорию или акваторию с учетом ее природных особенностей.

Нормативы образования отходов производства и потребления и ли­миты на их размещениеустанавливают как для проектируемых объек­тов, так и для действующих производств с целью предотвращения загрязнения окружающей среды и изолирования отходов.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую средудолж­ны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей сре­ды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. Для природопользователей устанавливаются следующие нормативы:


  • нормативы допустимых выбросов в атмосферу (ПДВ) и сбро­сов в воду (ПДС), а также микроорганизмов;

  • нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;

  • нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучение на­пряженности электромагнитных полей и иных физических воз­действий);

  • нормативы допустимого изъятия компонентов природной сре­ды – ресурсные нормативы;

  • нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружаю­щую среду.


Нормативы допустимых выбросов (ПДВ), сбросов (ПДС) и микро­организмовустанавливаются для стационарных, передвижных источ­ников воздействия субъектами хозяйственной деятельности и утверж­даются природоохранными органами. Они разрабатываются с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на среду, нормати­вов качества окружающей среды и технологических нормативов. Тех­нологические нормативы определяются для стационарных, передвиж­ных и иных источников с учетом существующих технологий, эконо­мических и социальных факторов. При невозможности соблюдения ПДС и ПДВ согласовываются лимиты на выбросы и сбросы (ВСВ и ВСС) по временным разрешениям. При этом планируется поэтапное достижение установленных нормативов допустимых выбросов и сбро­сов, согласованное с органами государственного управления охраной природы. Законодательно также разрешается устанавливать временно согласованные выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, микроорганизмов и т.д. Помимо лимитов на выбросы и сбросы существуют другие лимиты природопользования.

Нормативы допустимых физических воздействийна окружающую среду устанавливаются для каждого источника воздействия с учетом нормативов допустимой антропогенной нагрузки на среду, нормати­вов качества окружающей среды, а также влияния других источников физических воздействий.


4 Нормирование санитарных и защитных зон


Нормирование санитарных и защитных зон заключается в определении их размеров, охранных функций и режима природопользования. Законом РФ «Об охране окружающей среды» определен специальный режим водоохранных зон, санитарно-защитных зон, буферных зон заповедников, зон охраны курортов и лечебных ресурсов.

Санитарно-защитные зоныпредставляют собой полосу (зону) между промышленными предприятиями и другими источника ми физических, химических, биологических воздействий на природную среду и селитебными территориями.

Здесь запрещается проживание людей, размещение детских, ле­чебно-оздоровительных учреждений, парков и спортивных комплек­сов. Концентрация вредных выбросов на внешней границе зоны не должна превышать ПДК для атмосферного воздуха населенных мест. Понятия «санитарная защита» и«санитарно-гигиенические нормы» в последнее время все чаще называют «экологическими».

Санитарная защита – меры по сохранению санитарно-гигиени­ческого благополучия на данной территории. Они включают санитар­ную охрану, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм, охрану почв, вод, воздуха, организацию зон санитарной охраны.

Санитарно-гигиенические нормы – показатели качества окружаю­щей среды, соблюдение которых обеспечивает благоприятные для жизни человека условия существования.

Ширина санитарно-защитной зоны зависит от класса опасности выбрасываемых веществ и может достигать 1000, 500, 300, 100 и 50 м. При наложении ареалов воздействия нескольких предприятий размер ее увеличивается в три раза. Для экологически опасных производств иногда она может достигать 5 км. Как показали исследования, радиус воздействия металлургических центров на ландшафты различных при­родных зон достигает 25 – 30 км, что создает неблагоприятные усло­вия проживания здесь населения. Поэтому при создании крупных металлургических центров, особенно цветной металлургии, помимо са­нитарно-защитной зоны необходимо проектировать зону санитарного 'разрыва в радиусе 25-30 км.

Нормирование водоохранных зон.Водоохранная зона – территория, прилегающая к акваториям рек, озер и водохранилищ, со спе­циальным природоохранным режимом, исключающим загрязнение, Засорение, истощение и заиление водных объектов. Нормативы и режим водоохранных зон определяются «Положением о водоохранных зонах (полосах) рек, озер и водохранилищ в РСФСР» (1989). Водоох­ранная зона – объект проектирования гидротехнических и других систем. Эта территория выделяется для охраны подземных или поверх­ностных вод от загрязнения, на ней запрещена или ограничена хозяй­ственная деятельность, здесь рекомендуется лесовосстановление. Раз­меры таких зон обусловлены физико-географическими, гидрологи­ческими условиями. Для разных водных объектов в зависимости от их размеров установлена минимальная ширина зон, которая отсчитывается от уреза воды в летний период. Для рек длиной до 10 км – 15 м; от 11 до 50 км – 100 м; от 51 до 100 км – 200 м; свыше 500 км – 500 м; для озер или акваторий до 2 км2 – 300 м; более 2 км2 – 500 м.

В водоохранных зонах и полосах исключается хозяйственная дея­тельность, распашка земель, вырубка лесов, размещение животно­водческих комплексов, и летних лагерей скота, мест захоронения, складирования навоза, мусора и отходов, применение ядохимикатов, размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горю­че-смазочных материалов, установка палаточных городков.

Нормированиеокругов санитарной (горно-санитарной) охраны.Уста­новление округов санитарной охраны курортов и их земель, лечебных ресурсов и лечебно-оздоровительных местностей – одна из мер их охраны, которая регламентируется федеральным законом «Об при­родных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» (1999). Границы и режим природопользования в округах для курортов и лечебных ресурсов федерального уровня устанавливаются правительством РФ, а для курортов регионального и местного значе­ния – субъектами РФ.

В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны выде­ляют три зоны определенного охранного режима.

В первой зоне запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, исключая исследование и использование природных лечебных ресурсов в оздоровительных и лечебных целях при условии применения экологически чистых технологий.

Во второй зоне запрещается хозяйственная деятельность, не свя­занная непосредственно с курортным лечением и приводящая к за­грязнению и истощению природных ресурсов.

В третьей зоне введены ограничения на размещение промышлен­ных и сельскохозяйственных объектов, а также ограничена хозяйствен­ная деятельность, загрязняющая природную среду и вызывающая ис­тощение природных лечебных ресурсов.

Лекция № 5


Тема: Классификация о<

Наши рекомендации