Роль Национального центра для инноваций в изучении и внедрении международного опыта
Деятельность NCEI направлена также на изучение и внедрение международного опыта совершенствования управления природопользованием и природоохраной. Эта деятельность ориентируется на достижение следующих целей посредством реализации ряда конкретных действий.
Цели:
- изучение "глобальной библиотеки" инноваций для поддержки собственных национальных инициатив;
- внедрение практики изучения международного опыта на всех уровнях государственного управления.
Действия:
- проведение исследований по изучению опыта на постоянной основе;
- поддержка исследований по приоритетным направлениям инноваций;
- обеспечение постоянного доступа к новым ключевым информационым ресурсам Интернета по инновационной политике;
- создание стратегических партнерств ЕРА и его инновационного центра с аналогичными зарубежными структурами.
Существуют два основных стратегических направления изучения международного опыта в деятельности инновационного центра: интегрирование инновационной политики и системы сертификации с Великобританией и Европейским Союзом и тесное сотрудничество с Программой Европейского
Союза по сохранению живой природы (European Union’s LIFE Environment Program) и партнерство в рамках Пан-Европейского экологического проекта REMAS. Что касается первого направления, то в данном случае нужно понимать, что интегрирование сертификационных систем США с Великобританией и Европейским Союзом решает гораздо большую по своим масштабам задачу, чем простое согласование межотраслевых стандартов и нормативов.
Реализация данного направления выражается в следующем:
- всеобъемлющие, взаимосвязанные и распространенные на целые сектора экономики сертификаты и нормативы оказывают системное влияние на улучшение деятельности предприятий по всем "технологическим цепочкам";
- данные регуляторы позволяют двигаться к устойчивому развитию как предприятий, так и различного уровня национальных природохозяйственных образований;
- европейские директивы по сертификации создают универсальные межгосударственные условия: компании при территориальном перемещении их подразделений не могут избежать исполнения установленных требований в экологическом менеджменте.
Сотрудничество по интегрированным системам сертификации создают также возможности по совместному обучению и обмену опытом. Использование партнерства с Великобританией и Европейским Союзом дают возможность для специалистов США детально изучить историю, практику, успехи, модели и управленческий инструментарий в области стимулирования инновационной деятельности в сфере природопользования. Также достигаются цели создания общей информационной сети для диалога специалистов и руководителей Агентств по охране окружающей среды Великобритании, Европейского Союза и США, экспертов по лицензированию и программам национального уровня и экспертов регионального уровня и руководителей и экспертов различных компаний, фирм и промышленных предприятий, использующих интегрированные системы в их повседневной хозяйственной практике.
Что касается сотрудничества по интегрированным системам сертификации, то его реализация включает 2 фазы:
Фаза 1. Акцент на модели, которые могут быть применены как в Европейском Союзе, так и в США:
- разрабатывать идентичные модели и документы, работающие в Великобритании, Европейском Союзе и США;
- ориентация на нужды экономической кооперации стран Европейского Союза, Великобритании и США.
Фаза 2. Использовать возможности для реализации моделей:
- со штатами США;
- с национальными и с транснациональными лидирующими компаниями;
- с идентичными промышленными секторами в Великобритании, Европейском Союзе и США.
Большое значение придает инновационный центр участию США в REMAS, который оценивает роль СЭМ в повышении эффективности хозяйственного регулирования в целом.
Оценка результатов участия в проекте REMAS проводится по трем основным направлениям:
- повышение эффективности производственных процессов (экономия потребления сырья и материалов, воды, энергопотребления);
- сокращение выбросов в воздушную, водную среду, сокращение твердых отходов;
- совершенствование регулирования (улучшение законодательства, совершенствование административных и эконономических методов управления).
В целом, основные выводы, сделанные США из изучения международного опыта во внедрении инноваций в сфере природопользования, могут быть кратко характеризованы следующим образом.
1. Сосредоточить внимание в работе на практических результатах:
- сосредоточить усилия и ресурсы в разработке инноваций только на тех практических целях, которые вы хотите достигнуть, не выходя за рамки своих возможностей и реальных интересов;
- развивать партнерство с другими заинтересованными в разработке аналогичных инноваций хозяйственными субъектами, что позволит существенно сократить зартраты на внедрение инновационных технологий;
- организовать и поддерживать постоянный обмен инновационной информацией между хозяйствующими субъектами по экономическим секторам, регионам, внешним партнерам и международным каналам.
2. Ориентировать разработку инноваций на стратегически важные цели: инвестировать инновационные разработки только в тех сферах, которые принесут наибольший экономических эффект.
3. Инновационная деятельность должна быть постоянной и долгосрочной:
- эта работа не должна быть разовой и рассчитанной на короткие сроки;
- нужно не бояться вкладывать серьезные инвестиционные ресурсы в исследования и развитие кооперации с партнерами по разработке и внедрению инноваций как внутри страны, так и на международном уровне.