Институциональное обеспечение внедрения инноваций в управление природопользованием: опыт США и российская практика

Рис. 6.5. Структура территориальных органов управления


Регулирование в области природопользования осуществляется с помощью инструментов административного и экономического механизмов.

http://dpr.ru/journal/journal_32_17.htm

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Институциональное обеспечение внедрения инноваций в управление природопользованием: опыт США и российская практика

Краснопольский Б.Х., заместитель директора Института экономических исследований ДВО РАН

Сугубо практический интерес для России представляет ознакомление с механизмами правового и институционального обеспечения инвестиционных вложений в стимулирование и внедрение инноваций в экологическом управлении США, что является весьма важным направлением в решении стратегических вопросов перманентного совершенствования всей системы рационального природопользования, охраны природы и здоровья населения. Конкретные примеры, приведенные в данном материале и характеризующие деятельность в данной области Агентства США по охране окружающей среды (US Environment Protection Agency - EPA) и недавно созданного в его структуре Национального центра для инноваций в области окружающей среды (The National Center for Environmental Innovations - NCEI), дают возможность использовать данный опыт в российской практике [1,2].

Институты стимулирования и внедрения инноваций

Агентство США по охране окружающей среды (EPA)

Ведущей исполнительной структурой в правовом обеспечении, разработке и реализации инновационных стратегий в США является Агентство по охране окружающей среды, деятельность которого в данной области направлена на фокусирование инноваций на приоритетных проблемах природопользования (качество водных ресурсов и создание соответствующей инфраструктуры, выбросы парникового газа и смога, отходы, химические риски и пестициды, и др.), а также на реализацию следующих инновационных стратегий.

Стратегия I. Развитие инновационных механизмов и инструментария:

  • индикаторы рачительного природопользования (разработка специальных индикаторов для измерения динамики и качественных сдвигов в использовании природных ресурсов и охраны природы);
  • ресурсосберегающие технологии (создание специализированного подразделения, концентрирующего информацию и базы данных по развитию ресурсосберегающих технологий, их разработчиков и нуждающихся в них потребителей; проведение конкурсов и выделение грантов для стимулирования разработки новых технологий);
  • системы экологического менеджмента (СЭМ; поддержка внедрения данных систем во все структуры управления природопользованием - государственные, корпоративные и негосударственные);
  • стимулы (поиск путей для стимулирования использования рыночных механизмов в природопользовании);
  • промышленные стратегии (кооперация со всеми 12 основными секторами (отраслями) экономики США для совершенствования методов и механизмов инновационных преобразований в области природопользования в каждом из данных секторов).

Стратегия II. Усиление инновационного партнерства Агентства со штатами:



  • финансовая поддержка нововведений в штатах (грантовые конкурсы на поддержку инновационных проектов в штатах);
  • совместное планирование и установка приоритетов в инновационной политике;
  • сотрудничество в разработке и реализации инновационных пилотных проектов (более 100 проектов выполняется в настоящее время);
  • распространение опыта успешных проектов по другим штатам;
  • постоянно действующая система повышения квалификации кадров в области инновационной стратегии и политики в природопользовании.

Стратегия III. Стимулирование инновационного творчества:

  • ротация высшего управленческого персонала (побуждение к новым подходам и творческому мышлению к разработке экологических программ);
  • преодоление организационных барьеров (создание комплексных групп по разрешению межотраслевых и межрегиональных проблем в природопользовании и охране природы и здоровья населения);
  • финансовая поддержка конкурентной среды (поддержка различных творческих групп, их идей и подходов для достижения конечных практических результатов);
  • награды и поощрения для инноваторов (выявление и общественное поощрение творчества и результатов деятельности инноваторов);
  • обучение и переподготовка кадров (повышение профессионального уровня во внедрении инноваций в деятельность различных управленческих структур).

Литература.

1. Краснопольский Б.Х., Муравых А.И. Управление природопользованием в США. М., 2007.

2. Краснопольский Б.Х. Американский опыт стратегических инноваций в экологическом управлении: региональный аспект // Пространственная экономика.2006. № 3. С. 178-182.

3. The National Center for Environmental Innovations (annual report for 2005). [http://www.epa.gov/innovation].

*Статья подготовлена при поддержке ДВО РАН (грант № 06-III-А-10-431 "Разработка модели управления природопользованием для субъектов Российской Федерации с ресурсной специализацией").

Рис. 6.5. Структура территориальных органов управления


Регулирование в области природопользования осуществляется с помощью инструментов административного и экономического механизмов.

http://dpr.ru/journal/journal_32_17.htm

Журнал "Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование"

Номер 1 (34) Апрель 2008

Институциональное обеспечение внедрения инноваций в управление природопользованием: опыт США и российская практика

Краснопольский Б.Х., заместитель директора Института экономических исследований ДВО РАН

Сугубо практический интерес для России представляет ознакомление с механизмами правового и институционального обеспечения инвестиционных вложений в стимулирование и внедрение инноваций в экологическом управлении США, что является весьма важным направлением в решении стратегических вопросов перманентного совершенствования всей системы рационального природопользования, охраны природы и здоровья населения. Конкретные примеры, приведенные в данном материале и характеризующие деятельность в данной области Агентства США по охране окружающей среды (US Environment Protection Agency - EPA) и недавно созданного в его структуре Национального центра для инноваций в области окружающей среды (The National Center for Environmental Innovations - NCEI), дают возможность использовать данный опыт в российской практике [1,2].

Наши рекомендации