Первая четверть XXI века как критический момент всей человеческой истории.
Человечество вступило в ХХI век. Еще до его начала антропогенная нагрузка на биосферу Земли, оказываемой хозяйственной деятельностью человечества, вышла за допустимые пределы. Биосфера не способна компенсировать подобные антропогенные возмущения. Разрыв между доходами богатых и бедных также превзошел все разумные нормы. Напряженность как во взаимодействии между человечеством и биосферой. Так и внутри самого мирового сообщества переступила допустимые пределы - в этом смысле стала запредельной - и продолжает возрастать. Наш мир вошел в принципиально новое - запредельное - состояние и в своем традиционном движении, если проследить его до логического конца, устремлен, как таковой, в небытие.
Э.Гор1 в своей книге дает следующую характеристику состояния современного мира:
“...все это свидетельство духовного кризиса современной цивилизации порожденного ее внутренней пустотой и отсутствием великой духовной цели” (с.404)
“Я пришел также к более глубокому пониманию самого устрашающего факта из всех, с какими нам пришлось столкнуться в наш век: цивилизация способна уничтожить самое себя” (с.13)
Каково же состояние научных знаний о современном мире? Ответ на этот вопрос можно найти, например, в книге-завещании академика Н.Н. Моисеева2 : “По существу речь должна идти... о СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, т.е. о совокупных действиях людей, способных до наступления экологической катастрофы обеспечить коэволюцию Человека и окружающей среды. Разработка такой стратегии мне представляется самой фундаментальной проблемой науки за всю историю человечества. Может быть, вся история человеческих знаний, все развитие нашей общей культуры были всего лишь подготовительным этапом для решения этой задачи, от успеха в решении которой зависит сохранение биологического вида Homo sapiens (с. 66, 67) И далее: “Если Человек не найдет нужного ключа к своим взаимоотношениям с Природой. То он обречен на погибель”(с. 11). Все это означает, что науке пока не удалось найти принципиального решения этой проблемы и Н.Н. Моисеев, по существу, ставит проблему гармоничного взаимодействия человечества с природой.
Начальным этапом решения этой проблемы является становление в последние годы новой интегральной науки о современном мире. Которая получила название “глобалистики”3.
Отметим, что в течение последних десятилетий философы большое внимание уделяют решению “глобальных проблем современности”. Одной из первых работ в этой области явилась книга И.Т. Фролова4. В последнее время этому направлению исследований придан также термин “глобалистика”. Но это - глобалистика как проблематика.
В настоящей статье речь идет о глобалистике как науке. В ней антропогенные пределы Земли, закономерности динамики мира, время жизни традиционного мира и другие вопросы изучаются с привлечением математического аппарата. Поэтому глобалистика как наука о современном мире позволяет осветить на научной основе рассматриваемые здесь вопросы устойчивого развития общества, проблемы ноосферы и основы мировоззрения в условиях вызревания нового мира, выходящего за пределы антропогенных возможностей Земли.
Краткие сведения о глобалистике - науке о современном мире
Начальные сведения о формирующейся новой науке - глобалистике представлены в книге А.П. Федотова3.
ГЛОБАЛИСТИКА (франц. Global - всеобщий, от лат. Globus - Земной шар; букв. Наука о всеобщем) - наука, которая изучает наиболее общие закономерности развития человечества и модели управляемого, научно и духовно организованного мира в единстве и взаимодействии трех основных сфер человеческой деятельности - экологической, социальной и экономической - в реальных условиях Земли с ее конечными физическими размерами и ограниченными природными ресурсами, в наступившую эпоху антропогенно перегруженной Земли.
Под “миром” (“мировой системой”) понимается человечество, его социально-экономические системы, технологии и окружающая среда.
Если учение Маркса изучает, в основном, социальную и экономическую сферы человеческой деятельности в предположении неограниченных возможностей Земли, а учение Вернадского - преимущественно сферу глобальной экологии - сферу взаимодействия человека с биосферой примерно в том же предположении, то глобалистика изучает все три указанные основные сферы человеческой деятельности в их единстве и взаимодействии в нынешнюю эпоху антропогенно перегруженной Земли. Глобальная экология как наука входит составной частью в глобалистику как интегральную науку.
Глобалистике можно дать следующее определение. Глобалистика охватывает единый мир единым взглядом и описывает этот мир, его динамику развития, его внутренние взаимосвязи единой системой обобщенных параметров.
Как глобалистика соотносится с философией? Глобалистика, в отличие от философии, изучает общие закономерности развития человечества в количественном виде, и, чем не занимается философия, конструирует количественные модели управляемого жизнеспособного мироустройства в условиях антропогенно перегруженной Земли. Глобалистика гармонично сочетает фундаментальные и прикладные исследования и разработки.
Какова связь глобалистики с методологией? Глобалистика, родившаяся в результате синтеза и обобщения ряда наук - экологии, социологии, экономики, демографии, философии..., описывая предельные возможности Земли и ее биосферы, приобретает также и методологические функции, задавая ориентиры развития материнских наук.
Глобалистика имеет свой понятийный аппарат: аксиомы, понятия, термины.
Для начального ознакомления приведем определения четырех обобщенных параметров мира, опуская их математические формулы. Они составляют систему обобщенных параметров мира, с помощью которой записываются характеристики движущегося мира.
Индекс антропогенной нагрузкистраны (континента) на биосферу показывает во сколько раз плотность мощности (т.е. работа, производимая в единицу времени на единицу площади) антропогенной нагрузки страны (континента) больше или меньше плотности мощности антропогенной нагрузки мира в целом на всю биосферу.
Индекс устойчивости развития страны или мира в целом представляет собой отношение плотности мощности реальной антропогенной нагрузки для этой страны или мира в целом к допустимой для биосферы плотности мощности антропогенной нагрузки, составляющей около 70 кВт/кв. км. Индекс устойчивости развития меньше единицы соответствует устойчивому развитию, больше единицы - неустойчивому.
Рентное число, или рента - это количественное значение меры, отражающей как вклад страны в биосферу в виде предоставляемой территории, так и антропогенную нагрузку (возмущение) страной биосферы. В глобалистике принята 100-бальная шкала рентных чисел. Предполагается, что рента будет взиматься со стран мира за пользование биосферой.
Все три указанных выше параметра рассчитаны практически для всех стран мира.
Индекс социально-политической дисгармонии общества представляет собой отношение доходов самых богатых (20% общего населения) к доходам беднейших (20% общего населения). Этот индекс применим как к отдельной стране, так и к миру в целом.
Такова система обобщенных параметров мира.
Первые краеугольные камни в фундамент глобалистики заложили работы Медоузов5 и Горшкова6. Эти работы позволили оценить антропогенные пределы Земли.
Остановить разрушение мира можно, если его движение преобразовать в разумно управляемое. Как ввести такое управляющее начало в развитие мира?
И в ресурсной количественной модели мира Медоузов, и в биосферной количественной модели Горшкова, и в неколичественной модели универсального эволюционизма Моисеева мир составлен из двух элементов: биосферы и человечества. Такая модель позволяет определить количественный антропогенный предел Земли. Но в интегральном элементе “человечество” содержатся все страны мира, каждая из которых по своему возмущает атмосферу. Управление миром возможно через управление странами мира. Поэтому двухэлементная модель сама по себе в принципе не может быть управляемой, поскольку не учитывает дифференцированность реального мира на отдельные страны и регионы. Оставаясь в рамках такой модели, невозможно решить проблему стратегии человечества.
Глобалистика идет дальше. Она конструирует количественную модель управляемого мира, которая состоит из трех элементов: биосферы, стран мира в целом и отдельной страны. Она описывает взаимодействия между этими тремя элементами системой обобщенных количественных параметров мира. Модель управляемого мира на основе системы обобщенных параметров мира обладает принципиально новыми возможностями: она позволяет обнажить внутренние закономерности движения мира и управлять им.