Блок 3. Задания, направленные на применение материала. Проведите критический анализ психологических учений ученых 18 века с точки зрения 20 века

Задание 1.

Проведите критический анализ психологических учений ученых 18 века с точки зрения 20 века. Выделите идеи, наиболее востребованные на современном этапе развития психологической науки.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Блок 4. Контрольные тестовые задания для проверки знаний по теме

Проверьте свои знания, выбрав правильный ответ.

1. Французский ученый 18 века, создатель сенсуалистической теории познания –

a) Ламетри

b) Вольтер

c) Декарт

d) Кондильяк

2. Основная характеристика теории познания Канта –

a) материализм

b) эклектизм

c) априоризм

d) ассоцианизм

3. Автор работы «Человек – машина» –

a) Декарт

b) Гоббс

c) Ламетри

d) Кондильяк

4. Автор учения о вибрациях и ассоциациях идей –

a) Юм

b) Гартли

c) Гиппократ

d) Бэн

5. Французский ученый, автор изречения: «Человек есть не что иное, как то, что он приобрел» –

a) Кондильяк

b) Вольтер

c) Гоббс

d) Ламетри

6. Создатель учения о трансцендентальных схемах –

a) Юм

b) Беркли

c) Спиноза

d) Кант

ТЕМА 6

РАЗВИТИЕ АССОЦИАТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ В 19 ВЕКЕ

Блок 1. Задания, направленные на воспроизведение материала

Задание 1.

Используя учебник Т.Д. Марцинковской «История психологии» самостоятельно познакомьтесь с психологическими взглядами ученых 19 века. Ответьте письменно на поставленные вопросы:

1. Каковы основные положения концепции И.Ф. Гербарта как основоположника немецкой эмпирической психологии?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Какое влияние оказал на развитие психологии позитивизм?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Охарактеризуйте периоды английской ассоцианистской психологии в 19 веке.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Какую роль играла логика в теории Д.С. Милля?

 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Какой новый метод исследования был предложен Ф. Бэконом?

 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Какое влияние на развитие психологии как науки оказала теория эволюционного ассоцианизма Г. Спенсера?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

7. В чём видел Г. Спенсер функцию психики?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

8. Какие наиболее значимые физиологические исследования были проведены в 19 веке?

 
 
 
 
 
 
 
 
 

9. Каковы основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина?

 
 
 
 
 
 
 
 
 

10. Какие основные теории разрабатывались в психофизике и психометрии?

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2. Заполните таблицу 9.

Таблица 9.

Психологические взгляды ученых 19 века

Ученый Даты жизни Место деятельности Основные психологические идеи
И.Ф. Гербарт      
Т. Браун          
Джеймс Милль        
Дж. Ст. Милль        
А. Бэн        
Г.Спенсер        
Ч. Дарвин          
Э. Вебер          
Г. Фехнер          
Г. Гельмгольц          
Д. Дондерс          
Э. Пфлюгер          

Блок 2. Задания, направленные на понимание материала

Задание 1.

Проведите сравнительный анализ подходов к решению основных проблем психологи в следующих концепциях:

Г.Гельмгольца, Г. Фехнера, Ф. Докдерса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Фр. Брентано и В. Вундта
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
В.Вундта и У. Джеймса
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 2.

Прокомментируйте следующие альтернативные или идентичные суждения ученых.

Ситуация 1.

А. М. Кондорсе: «Способность человека развиваться не зависит от него. Он упражняет эту способность посредством общения с себе подобными индивидами, ... при помощи искусственных средств, которые люди, вслед за первым развитием этой способности, начали изобретать».

Б. Ч. Дарвин обосновал идею: поскольку естественный отбор отсекает все ненужное для жизни, то он истребляет и психические функции, не способствующие приспособлению. Это побудило рассматривать психику как элемент адаптации организма к окружающей среде.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ситуация 2.

А. Дж. Локк: «Сознание есть восприятие того, что происходит у человека в его собственном уме».

Б. Дж. Милль выразил мысль о том, что сознание – это своего рода ментальная (психическая) машина, работа которой совершается строго закономерно в силу ее собственного внутреннего устройства, не имеющего никакого отношения к устройству организма.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ситуация 3.

А. Р. Декарт: «Под словом «мышление» я разумею все, что происходит в нас таким образом, что мы воспринимаем его непосредственно сами собою; и поэтому не только понимать, желать, воображать, но также чувствовать означает здесь то же самое, что мыслить».

Б. Т.Браун впервые поставил задачу изучения мышления как процесса решения задач, основанных на течении ассоциаций: когда из ряда поступающих стимулов по ассоциации выбирается верный, задача вызывает беспорядочные ассоциации, одна из которых соответствует решению.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Задание 3.

Определите, какие из перечисленных проблем нашли отражение в психологических взглядах, концепциях и теориях конкретных мыслителей и ученых 19 века:

а. психофизическая;

б. психофизиологическая;

в. психосоциальная;

г. психосоматическая;

д. психогенетическая;

е. психохимическая;

ж. психоневрологическая;

з. психопатологическая;

и. психобиологическая.

Аргументируйте ответ:

Наши рекомендации