Первая попытка модернизации России (первая четверть XVIII в.).

Эпоха Петра I. Конец XVII - начало XVIII в. явились важнейшим периодом в истории России, процессом завершения оформления самодержавия, проведения в стране мощного комплекса преобразований, которые охватили буквально все стороны жизни страны: экономику и государственное устройство, положение различных слоев населения и военное дело, внешнюю политику и церковные дела, быт, науку, культуру.

Все это прежде всего связано с именем первого российского императора Петра I (1672-1725) - поистине великого государственного деятеля, отличавшегося многоплановостью дарований. Не получив систематического образования, Петр I однако обладал большими познаниями в самых различных областях. Также разнообразны были свойства его натуры. Энергичность и настойчивость в достижении цели - едва ли не главная отличительная черта его характера. И всегда он стремился воздействовать на своих подданных личным примером. Царь любил физический труд, был прост в обращении, владел дюжиной ремесел. А.С. Пушкин недаром отмечал свойственные Петру I черты характера "нетерпеливого самовластного помещика", а его указы "нередко жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом". По мнению К. Маркса, Петр I был единственным европейским монархом, оправдывавшим свой титул "Великий". И связано это, прежде всего, с его преобразованиями. Без преувеличения можно сказать, что последствия петровских преобразований сказались на всех последующих поколениях россиян, в том числе и сегодняшних.

Преобразования в России были подготовлены всем ходом ее предшествующего развития. Петр I правильно понял стоявшие перед страной задачи и упорно их осуществлял. Делал он это, всемерно укрепляя феодальное государство.

Время преобразований принято разбивать на два периода: первый – с конца XVII в. до Полтавской победы (1709 г.) и 4-5 лет после нее (некоторые историки считают только до Полтавской победы); второй – все остальные годы царствования Петра I. В первый период Россия боролась со Швецией за возвращение потерянных земель. Петровские преобразования в связи с этим проводились под воздействием текущих потребностей и были подчинены задачам мобилизации ресурсов для победы над сильным противником. Эти годы характерны также крупными выступлениями народных масс, доведенных до отчаяния нещадной эксплуатацией. Во втором периоде дальнейшие преобразования проводились более планомерно, так как военные действия перешли на вражескую территорию.

Родился Петр в 1672 г. от второго брака царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной, происходившей из захудалого дворянского рода. Провозглашенный царем в 1682 г., в результате интриг своей сестры Софьи он до 1689 г. формально разделял трон со своим братом Иваном при фактической власти Софьи, опиравшейся на родственников первой жены Алексея Михайловича из рода бояр Милославских.

После свержения Софьи (1689 г.) Петр продолжительное время еще увлекался военными играми, кораблестроением, в качестве бомбардира участвовал в походах и взятии русскими войсками в 1696 г. турецкой крепости Азов. Инкогнито побывав за границей, где обучался военно-морскому делу и кораблестроению, Петр вел также переговоры с европейскими монархами, пытаясь создать союзы против Турции и Швеции.

Почему именно против них? Будучи одним из крупных европейских государств, Россия в то время практически была лишена удобных морских путей. Поэтому борьба за выход к морю имела для страны, для ее будущего развития первостепенное значение. На юге эти выходы закрывала Турция, на Балтике - Швеция. Таким образом, борьба с ними была борьбой за преодоление экономической изоляции, отсталости во всех отраслях хозяйства.

Для успешного ведения будущих войн было решено расформировать стрелецкое войско, не внушавшее доверия во всех смыслах. Стрельцов влили в состав полков нового строя. В 1699 г. перешли к новой системе комплектования вооруженных сил - набору рекрутов для постоянной строевой службы в регулярных полках, по одному человеку с определенного количества крестьянских и посадских дворов.

В 1699-1700 гг. началось проведение первой городской реформы. Главная ее цель состояла в получении гарантии в поступлении налогов. Реформа вводила для городского населения самоуправление, не подчинявшееся воеводам на местах и приказным учреждениям в центре. Органы самоуправления в городах - ратуши и земские избы превращались в ответственных сборщиков прямых налогов и таможенных и кабацких денег.

В августе 1700 г., заключив до этого перемирие с Турцией и оформив Северный союз с Данией и Саксонией, Петр I объявил войну Швеции. Однако на начальном этапе война складывалась для России неудачно. Предварительно вынудив капитулировать Данию, 18-летний шведский король Карл XII в битве под Нарвой 19 ноября 1700 г. наголову разгромил русские войска. Поражение под Нарвой вскрыло отсталость России и в экономике, и в военном деле. Первые петровские реформы оказались явно недостаточными.

Началась долгая кропотливая работа по созданию регулярной армии. Она увеличивалась из года в год, так что к 1708 г. насчитывала 113 тыс. человек, вместо 40 тыс. к началу войны (к концу петровского царствования - уже 200 тыс.!). Для производства вооружения и военного снаряжения в стране были построены несколько мануфактур. Для военных действий на Балтийском море создавался мощный флот. Все это привело русскую армию к победе. В Полтавской битве 27 июня 1709 г. шведы были полностью разгромлены, а сам Карл XII бежал с поля боя. Военные действия перенеслись в Прибалтику, где русскими войсками были заняты Рига, Ревель (Таллин), Выборг и Кексгольм. Успех в войне имел для России громадное международное значение. Его не могла даже преуменьшить неудача в русско-турецком конфликте 1710-1711 гг.

Преобразования в России продолжались с новой силой: в 1708-1710 гг. проводилась областная реформа. Страну разделили на 8 губерний во главе с губернатором, облеченным всей полнотой административной, судебной и военной власти. В подчинении их находились четыре помощника, стоявшие во главе определенных отраслей управления: обер-комендант - военного; обер-комиссар - денежных сборов; обер-провиантмейстер – хлебных сборов; ландрихтер - судебных дел. Губернии делились на провинции, провинции - на уезды. Эта реформа привела к значительному увеличению штата чиновников. Они опустошали свои территории всякого рода сборами и налогами, а также поборами в свою пользу. К 1719 г. структура областной администрации изменилась. Вместо губернии основной единицей административного управления стала провинция. Их было около 50. Хотя деление на губернии и сохранилось, во власти губернаторов оставалось управление губернским городом и командование войсками, расквартированными на территории губернии.

Реформировались также высшие органы управления. В 1711 г. был учрежден Сенат, заменивший Боярскую думу. Он стал постоянным учреждением с весьма широкими правами: контролировал правосудие, руководил сбором и расходами налогов, ведал торговлей. Одновременно Петр I создал должности обер-фискала при Сенате и фискалов в провинциях. Они проводили негласный надзор за деятельностью учреждений.

В 1717-1721 гг. проводилась замена старых приказов новыми центральными учреждениями - коллегиями. Функции 44 приказов стали выполнять 11 коллегий. Права коллегий имели Главный магистрат и Синод. В подчинении Главного магистрата находились городские магистраты, члены которых избирались пожизненно из числа "дельных и лучших в купечестве" горожан. Организация Синода в 1721 г. означала полное подчинение духовной власти светской. Святейший правительствующий Синод состоял из представителей духовенства, назначаемых царем и контролируемых обер-прокурором Синода. Ликвидировав патриаршество, Петр I фактически уничтожил автономию церкви, став ее главой. Более того, он широко использовал церковь для проведения полицейских функций. Под страхом крупных штрафов, подданные обязаны были посещать церковь и каяться на исповеди священнику в своих грехах. А тот обязан был доносить властям обо всем противозаконном, что стало известно на исповеди. Все это означало превращение церкви в бюрократическую контору государства и уничтожение для народа духовной ему альтернативы.

В 1724-1725 гг. была проведена крупная полицейская акция долговременного характера - размещение армейских полков на постоянные квартиры в местах, уездах и губерниях, где для них собиралась подушная подать, а армейские командиры выполняли в связи с этим полицейские функции.

Другой подобной акцией было введение паспортной системы. Нарушение паспортного режима крестьянином или горожанином ставило его в положение преступника.

В 1722 г. при Сенате была учреждена высшая в стране должность генерал-прокурора, а в коллегиях - прокуроров. Они осуществляли главный надзор за Сенатом и коллегиями, а заметив нарушение законности, должны были его устранять.

Коллегиальная система более строго распределяла обязанности между центральными ведомствами, чем приказная. Решения принимались большинством голосов членов коллегий в составе ее президента, вице-президента, четырех советников и четырех асессоров. Петр I говорил, что "известнее взыскивается истина коллективным решением, нежели единым лицом". Коллегиям подчинялись губернская, провинциальная и уездная администрации.

Государство Петр I строил, как корабль, - по точным чертежам, со строгой регламентацией, четкой деталировкой, где каждому элементу отведено свое только ему присущее место. Он искренне считал, что "правильный" закон, вовремя изданный и последовательно осуществляемый, способен сделать все. А народу надлежит только четко выполнять эти разумные законы. Поэтому мысль Петра была направлена на создание такого совершенного и всеобъемлющего законодательства, которым была бы охвачена и регламентирована вся жизнь подданных. Он стремился создать совершенные и точные, как часы, государственные структуры, чтобы через их могло реализоваться законодательство.

В качестве образца Петр избрал шведское (частично датское) государственное устройство, в основе которого лежал принцип строгой регламентации, разделения властей, единства обязанностей, штатов, оплаты труда чиновников, т.е. четкого бюрократического начала. Эти идеи он развил еще больше. В европейских государствах не было аналога созданному Петром Генеральному регламенту 1719-1724 гг., этому своеобразному регламенту регламентов, содержавшему самые общие принципы работы бюрократического аппарата. Эти общие принципы развивались и детализировались в регламентах отдельных учреждений, а работа каждой категории чиновников, численность которых увеличилась в 3-4 раза за время реформ, определялась своей инструкцией.

При этом контроль явный за исполнением законов дублировался контролем тайным, а фискалы были освобождены от ответственности за ложные обвинения. Кроме этого Петр внедрял в гражданскую сферу военные принципы, распространял туда военное законодательство и придавал законам значение и силу военных уставов. В 1716 г. основной военный закон - Воинский устав - стал основополагающим актом для всех учреждений. Суровыми были меры наказания, зачастую вплоть до смертной казни. Особенно строго предписывалось наказывать чиновников - воров, лихоимцев и мздоимцев.

Во всем этом проявилось стремление Петра I придать государственной машине черты грандиозной военно-бюрократической организации, созданной и действующей как единый военный организм. В условиях российского самодержавия бюрократия, будучи необходимым элементом структуры государства, стала по сути дела "работать на себя". Ведь чиновник был ответственен только перед своим начальником. Вершиной же системы являлся трон.

Именно при Петре в России произошло окончательное оформление абсолютной всеобъемлющей феодальной монархии. Царь обладал всей полнотой власти над своими подданными, управляя страной неограниченно и бесконтрольно при помощи полностью зависимых от него чиновников. Неограниченная власть монарха нашла законодательное выражение в 20-м артикуле Воинского устава и Духовном регламенте. Так отмечено, что "монархов власть есть самодержавная, которым повиноваться сам бог повелевает". Внешним выражением абсолютизма стало принятие в 1721 г. Петром I титула императора и наименования "Великий".

В петровское время произошло отождествление власти и личности самодержца с государством, слияние любви к Отечеству с преданностью монарху. Даже с воинской и гражданской присягах исчезнувшее понятие Отечество, заменилось преданностью государю - "Отцу Отечества". Себя Петр I рассматривал как Учителя, знающего, что нужно его ученикам - подданным.

С большой оптимальностью и систематичностью Петр I использовал насилие и принуждение для достижения блага, как он его понимал, проводя постоянно мысль, что он, царь, единственный, кто знает, что необходимо народу и поэтому вправе требовать от него беспрекословного подчинения. Но многочисленные призывы и угрозы не могли заставить людей делать так, как требовал Петр: точно, быстро, инициативно. Его сподвижники испытывали ощущение беспомощности и даже отчаяния, когда оставались без точных распоряжений.

В идее Петра изначально был заложен тот недостаток, что наследник его на троне должен был обладать по меньшей мере его же несомненными достоинствами. Ведь во многом авторитет власти Петра I зижделся на его личных качествах: трудолюбии, многогранном таланте, простоте в личной жизни и в общении с людьми различных сословий, чувство нового.

Противоречие состояло также в том, что проводя несомненно революционные преобразования, коренную ломку общественных институтов и стереотипов, Петр I подчинил их в конечном счете идее закрепления и упрочения крепостнических политических структур.

Это в полной мере относится и к преобразованиям в области экономики. За первую четверть XVIII в. в России вместо 15-20 мануфактур возникло не менее 200. Особенностью этого экономического бума была определяющая роль самодержавного государства в экономике, его активного и глубокого проникновения во все сферы хозяйственной жизни. Государство поощряло "полезные" и "нужные" виды производства, промыслов и товаров и ограничивало или даже запрещало "неполезные" с его точки зрения. Это совпадало с общим направлением идеи "насильственного прогресса".

Точно также государство при Петре захватило торговлю. Вводились монополии на заготовку и сбыт определенных товаров, в результате деятельность русских купцов регламентировалась, ограничивалась. Вследствие этого расстроилось и дезорганизовалось свободное торговое предпринимательство, основанное на рыночной конъюнктуре. Только в конце первого десятилетия XVIII в. Петр осудил недостатки и стал менять торгово-промышленную политику. Были приняты различные меры к поощрению частного промышленного предпринимательства. Государственные предприятия (особенно убыточные для казны) передавались частным владельцам или кампаниям, получившим большие льготы. Была ликвидирована государственная монополия на внешнюю торговлю, таможенные тарифы защитили отечественных товаропроизводителей.

Важен и другой аспект данной проблемы. Социальные отношения в государстве деформировали черты мануфактур как потенциально капиталистических предприятий. Это касается прежде всего рабочей силы. 18 января 1721 г. Петр подписал указ, во многом определивший пути развития российской экономики. Частным мануфактуристам (даже не дворянам) разрешили покупать к своим заводам крепостных крестьян (в том числе и с землей) в качестве использования их на заводских работах. Это привело к превращению промышленных предприятий, на которых зарождался капиталистический уклад, в предприятия крепостнические, в разновидность феодальной собственности. В социальной структуре общества не было места новым группам населения. Таким образом, рабочий воспринимался как крепостной крестьянин владельца мануфактуры, а не как закрепощенный рабочий. В 1736 г. были закрепощены даже те рабочие, которые не были вообще крепостными, они стали таковыми под названием "вечноотданных".

В перспективе именно победа подневольного труда в промышлeнности определила нараставшее с начала XIX в. экономическое отставание России. Подневольный труд был малоэффективен, много средств тратилось на покупку, не все из которых могли быть использованы на производстве. Монополии и льготы отдельным владельцам также сдерживали рост производства.

Встает вопрос, мог ли Петр I проводить другую политику? Это можно было сделать только пойдя на отмену крепостного права (как это сделал намного раньше этого отец Карла XII в Швеции, Карл XI, который еще в 80-е гг. XVII в. провел так называемую "редукцию" земель, создав государственные имения, отдававшиеся в аренду, - крестьяне при этом освобождались от крепостного права. Но Петр I не пошел бы на отмену крепостного права, ведь это подорвало бы основу самодержавной власти, которая была вершиной всей пирамиды.

Таким образом, двигая энергично Россию вперед, Петр I не менее последовательно и энергично укреплял основы ее отставания от передовых европейских стран.

"Табель о рангах" 1722 г. вводил новый порядок прохождения службы. Теперь на первое место ставилась не порода, а личные способности, образование и практические навыки дворянина. К занятию высших государственных должностей был открыт доступ представителям мелкого и среднего дворянства. Ликвидировалось деление господствующего класса - сословия на чины. Служебная лестница теперь состояла из 14 ступеней, или рангов (впоследствии стали называться классами), от фельдмаршала и генерал-адмирала в армии и флоте и канцлера на гражданской службе до самого низкого, 14-го ранга прапорщика и коллежского регистратора. Теперь службой можно было заслужить дворянство. Петр I стремился как можно теснее связать само понятие "дворянин" с обязательной, постоянной, требующей знаний и практических навыков, службой. Таким образом, дворяне рассматривались, прежде всего, как бюрократическое и военное сословие, накрепко привязанное к государственной колеснице.

Главная социальная мера в отношении крестьян состояла в проведении переписи 1718-1724 гг., с окончанием которой в России подворное обложение было заменено подушной податью. Социальный аспект реформы состоял в том, что она распространила крепостную зависимость на слои населения до этого свободные.

Был также образован новый класс крестьян, названный государственными (т.е. крепостные государства). Это были черносошные крестьяне Севера, однодворцы Юга, пашенные люди Сибири и ясашные люди Среднего Поволжья общей численностью в 1 млн. душ мужского пола. В результате всех этих преобразований среди сельских жителей не осталось людей свободных от крепостной зависимости.

Жители городов были зачислены в гильдии и цеха. В первую гильдию вошли богатые купцы и ремесленники, люди интеллигентных профессий, во вторую - мелкие лавочники и ремесленники, которые были еще объединены в цеха по профессиям.

Паспортная система закрепляла на постоянном месте жительства, препятствовала побегам крепостных, затормозила на долгие годы формирование рынка рабочей силы.

Целью проведения всех этих мероприятий было стремление Петра I создать "регулярное государство", которое можно охарактеризовать как самодержавное, военно-бюрократическое. В целом же к концу царствования Петра I Россия превратилась в мощное государство, с которым была вынуждена считаться вся Европа.

Наши рекомендации