Занятие 2. Космологические концепции. Третья и четвертая естественнонаучные революции.
План семинара: | Вопросы к семинару |
1.Вселенная как доступная человеку часть космоса. Космологические модели Вселенной | 1. В чем суть построения четырех космологических моделей на основе: а) механики Ньютона; б) общей теории относительности; в) квантовой теории поля («горячая» и «инфляционная» Вселенная)? 2. Что собой представляет стандартная модель Вселенной? 3. Как реликтовое излучение подтверждает стандартную модель? 4. В настоящее время выделяют две ветви развития космологии – это мировоззренческая концепция и научная концепция, которая постоянно подпитывается знаниями из различных областей науки. 5. Раскройте кратко содержание каждой из этих ветвей. |
2. Смена типов центризма как основа космологичности любой картины мира.Философско-мировоззренческие проблемы космологической эволюции. | 1. В чем суть революционных переходов: а) от религиозного «Тео» - к геоцентризму; б) от «гео» - к гелиоцентризму; в) от «гелио» - к «поли – и природоцентризму»; г) от полицентризма – к «субъектному экоцентризму» и антропокосмизму? |
3. Современная космология и космогония | 1. На какую физическую теорию опирается современная космология? 2. Какие этапы в своем развитии прошла эта космология? 3. Согласны ли Вы с тем, что современная космология это астрофизическая теория структуры и динамики изменения метагалактики, которая дает определенное понимание о свойствах всей Вселенной? 4. На каких данных основывается современная космология и космогония? 5. В чем состоит кризис современной космологии? 6. Расскажите о значении открытий в космологии и космогонии для формирования научного мировоззрения? |
4. Дальнейшая судьба Вселенной в соответствии с её космологическими моделями. | 1. Как связана эволюция Вселенной с разрушением прежних симметрии между физическими взаимодействиями? 2. Назовите основные типы физических взаимодействий. Какую роль играют они в образовании новых структур? 3. Какое значение имеет парадигма самоорганизации материи? |
5. Концепция множественности вселенных. | 1. В чем состоит концепция множественности вселенных. |
Тема 7. Планета земля
План семинара: | Вопросы к семинару |
1. Внутреннее строение и история геологического развития Земли. Методы изучения внутреннего строения Земли. | 1. Рассмотрите основные задачи геологической науки, кратко опишите основные переломные моменты ее развития, оценивается современное состояние и обрисуйте главные направления исследований 2. Рассмотрите основные этапы в развитии геологии Земли: плитно-тектоническая революция 60-х годов ХХ-го века, тектоника мантийных струй или «плюм-тектоника» и два главных направления современных исследований - глубинная геодинамика и ранняя история Земли. 3. В чем состоит суть создания глобальной геодинамической модели? 4. Каковы критерии определения границ земной коры? Отличается ли кора под материками от коры под океанами? 5.Сравните химический состав земной коры, коры Луны, состав метеоритов. Какие выводы можно сделать? |
2. Современные концепции развития геосферных оболочек. | 1. Рассмотрите современные концепции развития геосферных оболочек. 2. Что такое эра, период, эпоха, век, время в геохронологической шкале? Д 3. Дайте определение сегодняшнего этапа истории Земли по геохронологической шкале. 4. В чем состоит гипотеза дрейфа континентов? Какие данные дают основание предполагать ее обоснованность? |
3. Магнитное и электрическое поля Земли | 1. Магнитное и электрическое поля Земли (причины их существования) 2. Их влияние на Земные процессы. |
4. Взаимосвязь геологической и биологической эволюций Земли. | 1. Каковы практические аспекты приложения геологических знаний. 2. В чем состоит взаимосвязь геологической и биологической эволюций Земли? 3. Кто впервые указал на эту взаимосвязь? |
5. Литосфера как абиотическая основа жизни. Экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, физико-химическая. | 1. Из каких пород построена литосфера? 2. Каково строение литосферы? 3. Проанализируйте схему строения литосферы. 4. Рассмотрите экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, физико-химическая. |
6. Почва (строение, регулирующие функции, значение). | 1. Почва (строение, регулирующие функции, значение). 2. Почва: Экологическое значение. 3. Баланс возделываемых земель и продовольственная проблема |
7. Гидросфера (строение, регулирующие функции, значение). | 1. Гидросфера (строение, регулирующие функции, значение). 2. Водные ресурсы Земли. Водные ресурсы России |
8. Атмосфера (строение, регулирующие функции, значение). | 1. Атмосфера (строение, регулирующие функции, значение). 2. Загрязнение атмосферы над территорией России |
9. Солнечная активность. Циклы солнечной активности. Ее влияние на геосферные процессы и жизнь живых организмов | 1. Объясните понятия: световой режим, фотопериодизм, фототранспирация, фотосинтез, степень освещенности, сезонные ритмы, зимний покой. От чего зависит? Как изменяется? Функции , Примеры этих явлений. 2. Что такое солнечная активность и каковы ее внешние проявления (солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, высокоскоростные потоки солнечного ветра)? 3. Статистика солнечной активности, числа Вольфа, динамика чисел Вольфа. 4. Характеристики солнечных пятен: площадь, время жизни, координаты. 5. Связь вспышечной активности с общим уровнем активности Солнца. 6. Динамика солнечного ветра. 7. Индексы геомагнитной активности Ар и Кр. 8. Магнитные бури, связь магнитных бурь с солнечными явлениями. 9. Полярные сияния и их связь явлениями на Солнце. |
Тема 8. Живая материя